Вопрос: Верховная Рада отправила правительству на доработку проект государственного бюджета 2010 года. Каковы перспективы принятия госбюджета до конца этого года?
Ответ: Если говорить коротко, то качество бюджета соответствует низкому уровню профессионализма правительства. Команда, которая сегодня работает в Кабмине, весьма лихо использует тезис о том, что в плохой подготовке бюджета правительство не виновато. Они умеют заговорить любую проблему - и через средства массовой информации, и через своих политиков, и через приближенных экспертов.
Человек, мало-мальски разбирающийся в экономике и финансах, понимает, что этот бюджет абсолютно законно был отправлен правительству на доработку.
Есть небольшие регламентные закавыки. Если внимательно рассмотреть эту проблему, то парламент фактически и не принимал к обсуждению этот законопроект. Во время голосования за принятие к рассмотрению проекта бюджета это решение поддержали 204 депутата, и за отклонение проекта также проголосовали 204 депутата. Для принятия решения не хватило нужного большинства голосов – 226. Поэтому процесс был изначально заблокирован.
Проект госбюджета возвращен, поскольку новая редакция бюджетного кодекса была ветирована президентом, и вето не преодолено. Кроме того, вступил в силу закон о повышении социальных стандартов. Все эти моменты не были учтены в правительственном проекте.
Документ вернули назад по вполне понятным причинам, но я думаю, что правительство не будет его дорабатывать.
Кабмин будет продолжать рассказывать о том, что все вокруг плохие, не патриоты Украины и только та команда, которая представляет правительство и одну политическую силу, беспокоится о людях и стране. Но, к сожалению, реальными делами они заниматься не хотят.
Я убежден, что государственный бюджет на 2010 год до конца нынешнего года не будет принят.
Вопрос: Будут ли повышены социальные стандарты в следующем году, и учтет ли правительство нормы соответствующего закона в госбюджете 2010 года?
Ответ: Повышения минимальной заработной платы и прожиточного минимума следует ожидать не с 1 января 2010 года. По принятому закону социальные стандарты должны вводиться уже с 1 ноября этого года. То есть уже в декабре мы увидим, были ли сделаны соответствующие перерасчеты.
Премьер-министр Юлия Тимошенко публично заявляет, что не будет выполнять этот закон. Я понимаю, что глава правительства в определенной степени фигура политическая. Однако есть должностные лица, прямо несущие ответственность за невыполнение закона о соцстандартах – это руководитель Пенсионного фонда, исполняющий обязанности министра финансов.
Я убежден, что если законное повышение соцстандартов не будет произведено, то в отношении должностных лиц, проигнорировавших закон, должны быть возбуждены уголовные дела и виновные должны понести наказание. В таком случае было бы понятно, что отстаиваются интересы граждан Украины, о которых заботятся политические силы, проголосовавшие за принятие этого закона.
Вопрос: В случае не принятия госбюджета, каким образом могут быть сформированы местные бюджеты, и за счет чего будут выживать области, города, села?
Ответ: Состояние дел плачевное. Лично у меня складывается впечатление, что определенным политическим силам при власти очень выгодно заводить состояние дел в тупик или мутить воду. В этой воде они могут ловить всех «нужных» рыбок.
Ситуация такова, что ответственность за те или иные просчеты на местах правительство нередко перекладывает на городских голов, глав областных и районных администраций.
К сожалению, в Украине бюджеты формируются не так, как в развитых государствах по принципу «снизу – вверх». У нас ситуация иная – мы принимаем государственный, в котором указываются рамки финансирования для местных бюджетов.
Я работал городским головой Мукачево и знаю, что мэр может распоряжаться средствами, выделенными по статье «фонд развития», это так называемые капитальные вложения. На все остальные текущие расходы ассигнования выделяет Кабинет министров. И это копейки. Результат - плохое состояние теплосетей, водоканалов, многоэтажных домов, улиц, дорог.
Например, жители городов платят за коммунальные услуги. Однако этих денег хватает лишь на выплату зарплат коммунальщикам. А средств на капитальные ремонты уже не хватает.
Поэтому перекладывать ответственность за такое состояние дел из центра на места несправедливо. Если в центре распределяются средства, то тогда и ответственность не должны нести руководители местных органов власти. Головы городов не устанавливают размеры ставок для работников бюджетной сферы, а значит, и не отвечают за невыплату зарплата медикам, учителям, работникам культуры и т.д.
К примеру, министр жилищно-коммунального хозяйства в свое время обещал провести капитальный ремонт «хрущевок». Однако, по сей день нет программы по их реконструкции и из бюджета на это не выделено ни копейки. Возможно, когда-нибудь вспомнят, что была такая программа, если кто-то опять захочет раздать обещания, дабы занять эту должность.
Вопрос: Почему парламент не может преодолеть вето на закон о Бюджетном кодексе, ведь это могло бы дать возможность местным властям самостоятельно формировать свои бюджеты?
Ответ: Теоретически это возможно. Но на сегодняшний день с этим есть определенные сложности. А именно – наличие в Украине бюджетообразующих и дотационных регионов. Если в нынешней ситуации регионы будут сами формировать свои бюджеты, без дотаций государства, то окажется, что учителя, врачи и работники культуры в разных регионах будут получать разную зарплату.
Я уверен, что такие отрасли как медицина, образование и культура должны финансироваться напрямую из госбюджета. А вот капитальные вложения и текущий ремонт могут привязываться к величине поступлений в местные бюджеты и финансироваться за этот счет.
Вопрос: Как Вы можете оценить ситуацию с наполнением местных бюджетов?
Ответ: Думаю, в Украине не найдется такого руководителя, который бы сказал, что средств достаточно. И это нормально – денег никогда не хватает. Главное в том, как их рационально распределить.
Бюджеты всех уровней трещат по швам. Единственное финансирование идет на зарплаты.
Недавно я общался с врачом, живущим в Киевской области. Он сказал, что до кризиса получал 2,5 тыс. грн зарплаты. Сейчас же ему не доплачивают за ночные дежурства, премиальные и он получает только ставку в размере 700 грн. Этих денег хватает, чтобы заправить автомобиль и добраться на работу в Киев.
При этом правительство декларирует перевыполнение госбюджета за третий квартал 2009 года на 0,9%. Я убежден, что это не соответствует действительности.
Вопрос: Как Вы можете оценить вероятность отставки правительства Юлии Тимошенко?
Ответ: Исходя из ситуации в парламенте, мнений представителей разных фракций вряд ли можно говорить о том, что будут набраны 226 голосов за отставку Ю.Тимошенко.
Отставка возможна, если был бы озвучен следующий шаг – формирование нового правительства.
Вопрос: Как Вы относитесь к перспективе переформатирования коалиции в парламенте? Готовы ли депутаты «Единого Центра» участвовать в таком переформатировании?
Ответ: В принципе, мы готовы дать голоса за отставку правительства. «Единый Центр», в свое время, не поддержал создание коалиции БЮТ, НУ-НС и Блока Литвина. Мы не входим в это образование. Но, повторяю, голосование за отставку Кабинета министров возможно при условии формирования новой правительственной команды. А поддерживать отставку правительства и оставлять этих же министров, но только с приставкой «исполняющий обязанности», мы не будем.
Вопрос: Вы готовы участвовать в коалиции, в которую будет входить Партия регионов?
Ответ: А что в этом страшного? Мы должны выбирать из политических сил, представленных в парламенте.
Если в коалицию не будет входить БЮТ, тогда без участия Партии регионов сформировать любое большинство невозможно.
Вопрос: Как Вы можете оценить предвыборную кампанию в Украине и ее участников?
Ответ: Из 18 кандидатов в президенты только треть способна реально участвовать в предвыборной гонке. Все остальные – это люди, сознающие, что не имеют ни малейшего шанса попасть хотя бы в пятерку. Есть и такие кандидаты, за которых проголосует только его семья, да и то не вся.
Я считаю, что эксперименты с таким выдвижением можно было бы устраивать на выборах сельского головы, максимум - городского, но не на уровне государства.
Участие таких кандидатов в президентских выборах – это результат деятельности технологов. Это не приносит пользы обществу.
Я бы хотел, чтобы избиратели, еще не определившиеся, кого поддерживать, меньше следили за рекламой кандидатов, а больше читали их программы и анализировали их достижения.
Сейчас у нас идет соревнование в том, кто больше пообещает людям.
Кроме того, в ходе кампании используется и черный PR, поливают грязью всех. К примеру, до сих пор никто четко не ответил: скандал с депутатами-педофилами – это правда или предвыборная технология.
Наши выборы напоминают бои без правил.
На сегодняшний день я не вижу соревнования программ кандидатов на пост главы государства. Сейчас претенденты на этот пост ездят по регионам и рассказывают о том, какие плохие их конкуренты. Хотелось бы увидеть не только программы кандидатов в президенты, но и конкретные предложения по их реализации.
Вопрос: Ваша политическая сила уже решила, какого кандидата может поддержать на президентских выборах?
Ответ: Наша политическая сила, в отличие от ряда других, не диктует сверху волю своим партийцам. Мы собрали программы кандидатов в президенты и направили их нашим первичным организациям, чтобы люди могли ознакомиться с этими документами.
Мы придем к консенсусу в принятии решения о поддержке того или иного кандидата, учитывая мнения наших первичных структур. Это будет проявлением уважения к людям, которые входят в партию «Единый Центр».
Ведь навязать мнение очень легко. Однако необходимо при этом понимать, что продавливая того или иного кандидата, центральный партийный орган берет на себя ответственность за его действия перед партийцами.
Я для себя уже принял решение, кого поддержу, но озвучивать фамилию этого кандидата не буду, поскольку моя позиция может повлиять на чье-то мнение. Агитируя за кого-то, ты разделяешь с ним ответственность. К тому же, я глубоко убежден, что ни один из кандидатов не выполнит свою предвыборную программу в случае победы на выборах.
Вопрос: Первичные партийные организации уже высказывают свои позиции в отношении кандидатов?
Ответ: Да, уже есть результаты. Этот вопрос будет обсуждаться. Ближе к выборам мы обязательно созовем съезд и будем принимать решение. Но мне пока сложно спрогнозировать, каким оно будет.
Скажу откровенно, нет ни одной организации, которая бы единогласно склонялась к поддержке какого-то одного кандидата.
Вопрос: Расскажите о ситуации во фракции НУ-НС. Кто сейчас является руководителем фракции?
Ответ: Говоря объективно, единственным руководителем фракции НУ-НС с момента избрания этого состава парламента был Вячеслав Кириленко и де-факто, и де-юре. Он выполнял свою работу: регулярно проводил заседания фракции, информировал депутатов, вел переговоры. Одним словом, старался.
Я не принимал участия в избрании Николая Мартыненко главой фракции. Но я подписался под инициативой об его отзыве с этой должности. Однако позже выяснилось, что несколько членов фракции отозвали свои подписи.
Это напоминает ситуацию, когда некоторые депутаты отзывали свои подписи из документов о создании коалиции в парламенте. Это не серьезно. Так можно довести ситуацию до абсурда – если кто-то из депутатов разочарован деятельностью правительства Ю.Тимошенко, то можно отозвать свою подпись за формирование Кабмина, поставленную еще в 2006 году.
Полагаю, что фракция разобралась бы в своих внутренних вопросах и выбрала руководителя быстрее, если бы в этот процесс не вмешивались депутаты других фракций, например БЮТ, а также не влияла Банковая.
Мне кажется, что в нынешней ситуации этот вопрос не будет решен.
С формальной точки зрения, документы от имени фракции могут подписывать уполномоченные представители. Кроме того, есть четыре заместителя главы фракции.
Во фракции НУ-НС представлены 9 политических сил, из них «Единый Центр» имеет наименьшее количество депутатов. Мы не будем выдвигать своего претендента, но готовы поддержать того кандидата, который будет проводить реальную работу во фракции и не будет навязывать НУ-НС логику действий, продиктованную извне.
Вопрос: Как Вы считаете, будет ли парламент этого созыва работать весь срок своих полномочий или после президентских выборов в Украине пройдут досрочные парламентские?
Ответ: Все будет зависеть от результатов президентских выборов. Лично я считаю, что стране необходимы досрочные парламентские выборы, поскольку победитель президентских выборов должен иметь поддержку Верховной Рады для реализации своей предвыборной программы.
Вопрос: «Единый центр» самостоятельно будет участвовать в парламентских выборах или присоединится к какому-либо блоку?
Ответ: Если для игры слов, то присоединяться не будем. Это точно. Идти в блоке на равных, партнерских условиях - возможно. Мы подумаем об этом.