Интерфакс-Украина
12:06 27.01.2016

Александр Квиташивли: "Для сегодняшних условий бюджет – оптимален"

7 мин читать
Александр Квиташивли: "Для сегодняшних условий бюджет – оптимален"
Эксклюзивное интервью министра здравоохранения Александра Квиташвили агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Размер субвенции из госбюджета на систему здравоохранения в 2016 году сокращается на 2,5 млрд грн. За счет чего будет происходить сокращение финансирования? Ответ: Сокращение субвенции скоординировано с сокращением койко-мест в лечебных учреждениях. Не нужно пугаться. Мы говорим не о сокращении всех койко-мест и закрытии больниц, а об оптимизации системы и отказе от содержания пустующих коек. Мы говорим о сокращении нормативов, которые предусматривали, что на 10 тыс. человек населения должно быть 80 коек. Теперь на 10 тыс. человек будет предусмотрено 60 коек. Кроме того, хочу отметить, что мы не говорим о повальном сокращении коек во всех отделениях. Минздрав в ближайшее время представит специальную методику, как это нужно делать, некое "пособие" по сокращению". Мы понимаем и учитываем, что есть койки, например, хирургические, которые нужны и которые сокращать мы не будем, но есть и койки в нозологиях, которые давно перешли на амбулаторное лечение или где используется модель "дневного стационара". Например, в дерматовенерологии пациенты уже давно лечатся амбулаторно, но дерматоловенерологические койки все равно есть в больницах и нуждаются в содержании и финансировании. Также в больницах есть очень много терапевтических коек, которые также не нужны. Тут много расписывать не нужно, некоторые койки перейдут в амбулаторные услуги или в дневной стационар. Поэтому мы готовим технологию, чтобы клиники могли рассчитать оптимальное количество. Вскоре больницы получает ее – тут не нужно много расписывать. Вопрос: Как отразится на системе здравоохранения сокращение субвенции? Ответ: Нужно понимать, что субвенция, какой бы она ни была, при существующей системе финансирования здравоохранения не будет иметь эффекта. Даже если мы утроим размер субвенции, но будем раздавать ее по сегодняшнему принципу, то никто не почувствует никакого улучшения. Я много раз об этом говорил, потому что сегодня деньги идут не на охрану здоровья и лечение, а на сохранение той инфраструктуры, которая есть, но которая устарела и не нужна. Если у нас будут базовые законы, меняющие принцип финансирования, законы относительно автономизации клиник – для меня не важно, кто будет подписываться под ними, но важно, чтобы был в руках какой-то законодательный акт, мы будем переходить от финансирования койки на оплату медицинских услуг, т.е. самого лечения. Я не согласен с заявлениями, что сначала нужно разработать протоколы лечения – это параллельные процессы. Сегодня существуют протоколы лечения, ведь иначе система бы не работала вообще. Нам просто нужно систематизировать и рассчитать эти протоколы. Грубо говоря, "приклеить ценники" к каждой медицинской услуге. Очень многие клиники это уже сделали, особенно в сегменте частной медицины и в клиниках, где существуют платные услуги. Поэтому когда мы будем переходить на изменение системы финансирования, тогда можно будет и увеличивать субвенцию и затраты на здравоохранение. Вопрос: Что именно будет происходить в этом направлении в 2016 году? Ответ: Этот год будет переходным именно в изменении модели финансирования. При этом мы будем ориентироваться больше на первичную медицинскую помощь, которая, если говорить откровенно, по всей стране фактически развалена. Мы будем ориентироваться на местных, сельских врачей, на сельские амбулатории, уделять им больше внимания и средств, создавать им лучшие условия работы, выделять капитальные инвестиции в инфраструктуру. В 2016 году постараемся, чтобы во всех областях эти работы начались. С нами в этом направлении будет работать команда и деньги Всемирного банка, который выделил $215 млн на реформирование системы здравоохранения. Конечно, не все $215 млн пойдут на первичку, но часть будет направлена именно на это. Вопрос: Вы упомянули капитальные инвестиции. Что имеется в виду? Строительство? Ответ: Мы начинаем разрабатывать типовые проекты лечебных учреждений. В частности, мы уже получили задание от премьер-министра разработать типовую модель сельской амбулатории. Я сторонник того, чтобы не использовать для лечебных учреждений старые советские здания. Они очень энергоемкие, на них нужно тратить много ресурсов, чтобы обогревать, обеспечить работу инженерных систем. Лучше строить современные здания. Но это пока проект. Скоро мы будем его презентовать. В целом мы будем идти в направлении изменения системы финансирования и автономизации медучреждений, но наша цель в 2016 году будет именно первичка. Вопрос: Как вы прокомментируете объем финансирования, выделенного из госбюджета-2016 на закупки лекарств? Хватит ли? Ответ: Во-первых, в 2016 году на эти цели предусмотрено больше денег, чем было в 2015-м – 4,149 млрд грн, что на 100 млн грн больше, чем в 2015 году. В 2015 году, когда был скачок гривни, мы дополнительно скорректировали госбюджет и дополнительно получили 400 млн грн к концу первой половины года. Кроме того, в бюджете у нас еще есть резерв – это деньги, которые предназначены для финансирования работ по восстановлению Донбасса после деокупации. Эти деньги в бюджете предусмотрены, в частности, на восстановление лечебных учреждений, расположенных в зоне АТО и прилегающих районах, и мы можем их привлечь. Это резерв, который у нас есть и если деокупации в этом периоде не произойдет, мы сможем этот резерв перенести в здравоохранение. Мы так делали в 2015 году. Кроме того, мы намерены передать все госзакупки международным организациям. В ближайшее время мы хотим получить их отчет – они все уже провели торги, и мы узнаем, насколько они смогли сэкономить. Предварительно в целом получилась экономия, и мы ожидаем итоговую информацию. Это означает, что в 2016 году через международные организации мы сможем закупить больше, отдача от денег будет выше. Если, конечно, не изменится курс гривни, потому что он очень существенно влияет на закупки. И президент, и премьер уже сделали акцент на том, что 2016 год будет годом медицины и образования. Но нужно понимать: страна находится в состоянии войны, поэтому в Украине существует глобальный кризис. Но у нас есть уверенность, что если здравоохранению понадобятся деньги, мы сможем их привлечь. Я думаю, что в сегодняшних условиях этот бюджет оптимален, и хочу отметить, что нам никогда не отказывали в дополнительных деньгах. Кроме того, хочу отметить, что в 2016 году предусмотрены большие капитальные инвестиции – реконструкция "Охматдета", реконструкция с расширением Института рака. Это будет большой значимый проект, потому что мы хотим выстроить правильную систему онкологической помощи по Украине, которая в принципе сегодня не в лучшем состоянии. Поэтому мы хотим создать на базе Института рака в Киеве учреждение третьего уровня, головное учреждение этого профиля, т.е. у института будет повышаться статус. Вопрос: Сегодня на выходе новые ДБН относительно планировки и застройки городов, которые учитывают старые нормы (80 койко-мест на 10 тыс. населения). Т. е. строительство и планировка будут идти исходя из уже неактуальных нормативов (60 койкосмест на 10 тыс. населения). Есть ли у Минздрава диалог с Минрегионом в отношении синхронизации действий? Ответ: На прошлой неделе я поднимал этот вопрос. Например, для строительства "Охматдета" нужно было получить разрешения почти на 70 отклонений от существующих нормативов. Сегодня ни одна больница в Украине не построена по современным технологиям. Я говорю не только об оснащении операционных, но и о энергоэффективности зданий, коммунальных услугах. Потому что стандарты, которые у нас были, – это стандарты 70-х годов, они устарели и не дают возможности построить в стране современные медицинские здания. И я попросил премьера помочь. На мой взгляд, ничего не нужно придумывать, все уже придумано в Европе, нужно в одностороннем режиме принимать все стандарты стран ЕС, и это будет нормальное решение проблемы. Нужно просто принимать стандарты других стран, той же Чехии или Германии. Это делалось в Грузии, где подчитали, что чешский стандарт стоит столько-то, немецкий – столько-то. В любом случае, все эти стандарты выше, чем советские. Насколько я знаю, было отдельное поручение Минрегиону от премьера, чтобы они это сделали. Диалог в этом направлении идет. Вопрос: Какие планы на 2016 год есть по законотворческой деятельности? Ответ: О законопроектах об автономизации клиник, которые мы подготовили в 2015 году, нужно спросить депутатов. Мы будем просить парламентариев, спикера, чтобы эти законопроекты были в перечне приоритетных, которые должны быть приняты в первом квартале. В целом хотелось бы, чтобы законодательная работа в 2016 году вышла на новый уровень, и мы не готовили законопроекты "в стол". Я, например, не могут понять, почему нельзя было договориться по закону о трансплантации. Ежегодно из Украины уходят миллионы долларов государственных денег, которые идут на развитие трансплантологии в Беларуси, где эта отрасль уже поднялась к европейскому уровню, из-за того, что у нас нет закона. Закон о транспланталогии должен быть приоритетом. Вопрос: Состоится ли в 2016 году назначение главы Гослекслужбы? Операторы рынка говорят, что отсутствие руководителя этого ведомства очень негативно отражается на фармотрасли. Ответ: Назначение главы Гослекслужбы состоится. К сожалению, проведенные конкурсы не дали результата, но кандидаты у нас есть. Но я хочу подчеркнуть: проблемы рынка из-за отсутствия начальника Гослекслужбы преувеличены. В ведомстве есть исполняющие обязанности, есть ответственные лица, которые могут подписывать документы. Ведомство работает, процессы не останавливаются.

ПОСЛЕДНЕЕ

Ключевой вопрос, кто будет контролировать работу обновленной системы крови, не решен - соучредитель ДонорUA

Разумное регулирование зернового и хлебного рынка сдержит рост цен на хлеб - президент ВАП Тараненко

Нужно разблокировать процесс урегулирования маркетинга лекарств - глава ассоциации "Производители лекарств Украины"

Advisory Board нужен для создания "Биосферы 2.0" и развития ее на внешних рынках - Здесенко

На зерновом рынке должен быть четкий баланс между интересами фермеров, трейдеров и переработчиков - директор союза "Мукомолы Украины"

Налажен канал переговоров с российским омбудсманом для выяснения судьбы украинцев на территории государства-агрессора и ВОТ — Уполномоченный ВР Украины по правам человека Дмитрий Лубинец

"Леса Украины" направят более 0,5 млрд грн на повышение окладов работников низового звена - глава наблюдательного совета

Наша амбиция - быть в тройке лидеров на каждом из рынков, где мы присутствуем, - руководитель офиса продаж Join UP!

Продление "торгового безвиза" с ЕС для украинской металлопродукции крайне важно - первый заместитель СЕО "Интерпайпа" Денис Морозов

Малые модульные реакторы могут быть размещены в Чернобыльской зоне отчуждения – глава Госагентства Украины по управлению зоной отчуждения

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА