20:17
24.03.2016
Вице-президент "ОККО": Мы готовы к внедрению электронного администрирования акцизов
Интервью вице-президента по коммерческим вопросам сети АЗК "ОККО" Юрия Кучабского агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Недавно Госпродпотребслужба провела отбор проб качества топлива в ряде сетей, на одной из ваших АЗС результат оказался негативным. Как вы оцениваете ситуацию?
Ответ: Госпродпотребслужба отбирала пробы на разных заправочных станциях, по многим АЗК у нас есть позитивные выводы. По Закарпатью есть один анализ, который они делали в лаборатории таможни (ГФС) – там один из параметров вышел за пределы нормы. Когда Госпродпотребслужба отбирала анализ на этом АЗК, согласно правилам, мы параллельно отобрали пробу для своего анализа, который провели в собственной лаборатории, и арбитражную пробу (на случай спорных ситуаций). Анализ контрольной пробы показал, что продукт на 100% качественный.
На сегодня у нас есть запломбированная арбитражная проба, она лежит – мы ждем, пока Госпродпотребслужба составит акт, наложит штраф или оформит предписание. Тогда мы пойдем в суд, и уже в суде будем вскрывать пробу, проверять ее в лаборатории. Мы на 100% уверены, что там качественный дизель, который в этот регион поставляется с венгерского НПЗ MOL.
Вопрос: По вашему мнению - это просто ошибка?
Ответ: Я не знаю, будем в суде разбираться. Но, на основании одной пробы сейчас в СМИ развивается кампания, якобы у нас во всей сети некачественный дизель. Я думаю, что эта кампания ведется, потому что мы занимаем активную позицию в вопросе борьбы с нелегальным рынком нефтепродуктов, принимали участие в разработке законопроекта об администрировании акцизного сбора. Мы отстаивали и отстаиваем позицию, чтобы с 1 апреля "прижать" нелегальный рынок. Эти решения многим нечистым на руку компаниям перекроют возможность зарабатывать нечестным путем.
Кстати, конкретно по этой таможенной лаборатории есть очень много судебных процессов. В частности, БНК судится, поскольку именно эта лаборатория им показала, якобы импортируется не реактивное топливо, а по каким-то параметрам бензин – заставили их платить больший акциз.
Почему в этой лаборатории такие результаты – это нужно специалистам разбираться.
Вопрос: Вы упомянули о внедрении акцизной накладной. Как ваша компания встретила эти новшества. Есть ли какие-либо технические проблемы? Насколько я знаю, были некоторые задержки топлива на границе?
Ответ: Очень позитивно оцениваем внедрение этих новшеств, мы были за этот законопроект, за эту систему администрирования. Кроме того, наша команда была активно вовлечена в процесс разработки законопроекта. Что касается технических проблем, задержка была буквально на один день, на три часа, – это не так долго. Раньше бывало, что при изменениях на таможне у нас грузы стояли по три дня. А дальше – все нормально, все работает. Мы готовы к полноценному началу работы системы электронного администрирования с 1 апреля.
Вопрос: Ваши коллеги по рынку заявляли, что возникли сложности, поскольку в некоторых документах топливо значится в литрах, в других – в килограммах, а как правильно переводить и при какой температуре – неизвестно.
Ответ: Кабинет министров издал постановление, регламентирующее каким образом должны проводиться все процедуры на таможне. Там четко определено – в товаросопроводительных документах от завода-производителя должно быть указано количество литров. Что касается проверки количества – вообще нет никаких проблем: у нас и раньше замеры проводились через объем с последующим пересчетом в килограммы.
Мы просто пришли к европейскому опыту, считать количество литров при 15 градусах – это нормальная практика.
Вопрос: А чем тогда можно объяснить законопроект Степана Ивахива и заявления WOG о неготовности к внедрению новой системы?
Ответ: Я не знаю, чем они мотивированы…это лучше у них спросить. Более того, я очень детально изучал этот законопроект – там были заложены нормы, открывающие возможности для производства и реализации "бодяги".
Вопрос: С компанией WOG у вас сейчас перманентная борьба в Антимонопольном комитете по тендерам Госрезерва, "Укрзализныци", Минобороны. С чем это связано? Что будет в дальнейшем – эта борьба продолжиться?
Ответ: Конкурентная борьба – это нормально, каждый хочет быть первым. Но я остановился бы не на этом, не в этом суть – всю систему тендеров по нефтепродуктам необходимо менять.
Например, последний тендер по железной дороге на 100 тыс. тонн дизельного топлива выиграл WOG с ценой 13,9 тыс. грн … На момент подачи тендерных предложений у WOG цена была 13,9 тыс. грн, а себестоимость дизельного топлива на тот момент составляла 15 тыс. грн. То есть, на 1,1 тыс. грн дешевле от себестоимости, не от рынка, а от себестоимости. Вопрос – будут ли они по этой цене поставлять четыре месяца?
Вопрос: Как, по вашему мнению, нужно менять систему закупок?
Ответ: "Укрзализныця" – это большой покупатель нефтепродуктов, потребляет около 300 тыс. тонн в год. Все нефтепродукты покупаются на заводах-производителях по формулам с привязкой к Platts. Таким образом, определяется адекватная цена – с учетом рыночных цен в мире, котировок, курса доллара и т.д. Если железная дорога хочет иметь минимальную цену – она должна объявлять тендеры с привязкой к формуле, тогда не будет и такой "войны" в АМКУ. Компании будут поставлять топливо на минимальной марже без любых валютных рисков и рисков по изменению цены. Это будет намного прозрачнее и дешевле.
Вопрос: Вас не пугает то, что при внедрении такой системы, для украинских компаний на тендерах не останется места – их вытеснят иностранные производители и международные трейдеры?
Ответ: Да, это вероятно … Но ведь это справедливая конкуренция.
А при текущих условиях поставщик точно будет менять цену и это изменение никакими формулами не регламентируется, это риск коррупции.
Вопрос: Хотелось бы вернуться к вопросу розничных продаж. Среди участников рынка есть мнение, что внедрение законодательных новаций приводит к увеличению "черного" сегмента. Как вы оцениваете ситуацию?
Ответ: "Черный" сегмент, на самом деле, был не большим. Он сейчас растет, в первую очередь, за счет розничного акцизного сбора - если ты не "бьешь" через кассу, то ты имеешь преимущество на размер этого акцизного сбора. С этим необходимо бороться. Как? В первую очередь, за счет объединения розничного акциза с основным и дальнейшего справедливого его распределения по местным бюджетам.
Запуск 1 апреля системы электронного администрирования акцизного сбора, скорее всего, не оставит других инструментов для нелегальных операторов, кроме продажи "за наличку". Но "за наличку" сейчас много продать невозможно – этот рынок ограничен, те же аграрии, которые раньше пользовались наличкой, сейчас уже нуждаются в налоговой накладной.
Безусловно, необходимо увеличивать проверки на АЗС – государство должно выполнять свою функцию.
Вопрос: Каковы планы у вашей компании на этот год?
Ответ: В этом году планируем очень осторожно развивать сеть – будет строительство около семи, может, 10 новых АЗС. Мы будем развивать очень активно постановку газовых модулей – план около 50 штук в этом году. В этом сегменте рынок хорошо растет, а мы растем выше рынка.
Планируем начать строительство ГНС во Львовской области. Также будем вкладывать деньги в модернизацию и реконструкцию – полную реконструкцию пройдут шесть-семь стареньких АЗС, будем активно заниматься модернизацией торговых залов и кафе на существующих станциях (на это заложили около 100 млн грн) … Для нас вопрос кафе и ресторанов сейчас - №1, максимально работаем над ассортиментом и качеством этой вкусной продукции.