Интерфакс-Украина
13:49 24.06.2016

Управляющий директор Tetra Pak: С закрытием завода мы из Украины не уходим, и будем развивать рынок вместе с партнерами

11 мин читать
Управляющий директор Tetra Pak: С закрытием завода мы из Украины не уходим, и будем развивать рынок вместе с партнерами
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" управляющего директора Tetra Pak в Украине, России, Беларуси и Центральной Азии Уроша Кепица Вопрос: Вчера компания Tetra Pak сообщила о закрытии до конца этого года своего завода в Киеве, который проработал в Украине более 20 лет, будучи фактически одной из первых иностранных инвестиций. Какие тенденции, в том числе на рынках-потребителях, привели к такому решению? Ответ: Решение о строительстве завода в Украине компания Tetra Pak приняла еще во времена Советского Союза (сам завод открыт уже в 1992 году). Тогда собственники решили открыть, наверное, единственный завод в то время, ожидая большого роста потребительского спроса на упакованную продукцию. Так оно и случилось. Если смотреть на последние лет 7-8-9 лет, то наши продажи в странах Восточной Европы выросли на фоне доступности соков. Следует отметить, что продажи соков в этом регионе занимают большую долю, что нетипично для Tetra Pak, так как в целом по миру примерно 65% продаж связано с молоком. Но после 2007-2008 гг. наблюдался спад потребительского спроса на соки, что было связано с кризисом. Молочный сегмент растет даже в кризис, хотя и медленно, а для завода в Киеве важно то, что он технически не оборудован для производства упаковки, которая будет способствовать наращиванию нашей доли на рынке. Это различные форматы с разными крышками, а завод этого делать не может, либо нужны постоянные вложения. Понятно, что последний недавний кризис привел к спаду объемов в ближайшей географии, и в этой ситуации комбинация технических невозможностей завода и уже сделанных вложений в другие фабрики в сочетании с падающими объемами привела к тому, что утилизация фабрики упала на очень низкий уровень. Tetra Pak по понятным причинам постоянно глобально пересматривает, как оптимизировать свой так называемый "футпринт", и это не первый случай в Европе. За последние пять лет, если не ошибаюсь, компания закрыла в Европе три завода. В данном случае глобальный менеджмент пришел к тому, что придется делать этот не очень популярный шаг. Вопрос: Почти три четверти продукции завода поставлялось на экспорт, в основном в Россию, при этом доля экспорта росла, тогда как в Украине продажи были приблизительно стабильны – около 1 млрд упаковок. Ответ: Теперь это еще меньше. В последний момент загрузка фабрики была меньше 50% от того, что мы видим на наших фабриках. В прошлом году в целом было выпущено около 1,2 млрд упаковок Вопрос: В этой связи – повлияли ли на решение о закрытии завода сегодняшние отношения между Россией и Украиной? То есть ориентация в продажах на российский рынок. Ответ: Нет, никоим образом. Только спад спроса плюс техническая невозможность. А вложения, которые надо было бы делать, они серьезные, большие и постоянные. И сегодня такие вложения уже сделаны в других странах, в том числе в России, а также в Венгрии, Германии, где более стабильный спрос и загрузка повыше. Вопрос: В Украине же покупательная способность по понятным причинам падает… Ответ: К сожалению, да. Но мы на украинский рынок смотрим позитивно, и знаем, что рост намечается. Даже сегодня, когда мы, с одной стороны, делаем очень нелюбимый шаг с точки зрения производства, мы оставляем здесь всех наших продавцов, технарей, всю структуру, которая поддерживает работу с клиентами. Потому что в 2016 году мы наблюдаем рост продаж в Украине и уверены, что этот рост будет продолжаться за счет собственного рынка и за счет того, что Украина сегодня в силу экономических причин имеет очень хороший потенциал для экспорта окончательной продукции. Украинские производители молока, соков уже экспортируют за рубеж, и могут только наращивать его. Это отличный украинский ресурс, который мы вместе с нашими партнерами продолжаем обсуждать. Но все же, чтобы быть готовыми и для экспорта, опять же, форматы, которые будут востребованы, мы здесь произвести не сможем. Скажу, не называя имен, в структуре поставок одному из крупнейших украинских молочных предприятий последние два года упаковка с киевского завода занимает очень маленькую долю, возможно около 10%, а остальное производится на наших фабриках, в том числе в Германии, Италии, и - да – в России, но опять же не потому, что не хотим здесь производить, а потому, что технически не можем. Да и в целом от продаваемой в Украине упаковки только 10-15%, максимум 20% мы поставляем с украинского завода, а заводы, которые географически близко, уже имеют техническую возможность обеспечить необходимые поставки. Вопрос: То есть клиенты компании, которым поставлялась продукция с украинского завода, практически не пострадают? Ответ: Пошаговое перенесение разных форматов на разные фабрики – это детальный план, который уже частично разработан, и дальше разрабатывается с конкретными клиентами, которые обеспечиваются с киевской фабрики. У нас в мире фабрик достаточно много, и даже имеем опыт, как переводить и делать такие вещи. Бывают же и технические поломки, и надо переводить, и мы понимаем как, но это требует времени, и с каждым клиентом и партнером надо обсудить, и это мы всегда делали успешно, поэтому не боимся. Вопрос: Упаковка, которая будет поставляться в Украину с других заводов, может быть дороже украинской? Ответ: Для этого не видим никаких причин. Условно это был маленький кусок, который теперь будем экспортировать. Но для партнеров просто будем обсуждать сам переход, способ перехода, откуда. Но, опять же, мы и сами должны быть конкурентоспособными, и работать с партнерами, которых в Украине около 20, чтобы и их продукция была качественной и конкурентоспособной. Ведь мы здесь не только поставщик и производитель, мы вместе с партнерами развивали и их предприятия, и более того – развиваем отрасли и категории продукции, и непосредственно на этих предприятиях было создано много рабочих мест. И это одна из вещей, где мы имеем долгосрочную перспективу всегда – вместе с нашими партнерами строить категорию отрасли. Ведь кто, например, раньше думал, что можно пить соки из картонной упаковки, 25 лет назад это были банки - дорогие, экологически неправильные... Вопрос: А я помню появившиеся наряду с бутылками картонные упаковки молока "пирамидка" (тетраэдр), которые были сложены в металлические корзины в магазине и иногда вокруг них образовывались молочные лужицы… Ответ: Это было одно из первых упаковочных решений, изначально оно было неспособно дисрибутироваться при комнатной температуре. Но сегодня оно, кстати, в Украине вернулось в других объемах, и продукты в таких пакетах-пирамидках можно найти в украинских магазинах… Вопрос: Оборудование фабрики тоже будет перемещено на другие предприятия? Ответ: На сегодня основной план – обеспечить плавный переход, а оборудование и технологии принадлежат нам, нашим хозяевам, оно останется с нами, и что конкретно будем делать – это вопрос дальнейшего обсуждения. Вопрос: А сам завод как актив будет продан или есть другие наработки? Ответ: Тут мы тоже будем искать варианты, ведь мы только объявили о принятом решении. Ситуация такова, что земля в аренде, а здания принадлежат нам. Будем искать лучшие варианты, потому что это тоже частично касается участников, которые до сегодня никак не могли говорить, что конкретно намечается. Поэтому это вопрос для дальнейшего обсуждения. Вопрос: Работники уже поставлены в известность? Как они восприняли это? Какое выходное пособие им будет выплачено? Ответ: Вчера они были поставлены в известность, что у нас есть намерение о закрытии завода поэтапно до конца года. И мы им объявили, как это будет выглядеть. Это соответствует украинским законам и практике Tetra Pak. Они сами сегодня лично не знают конкретику, поэтому не хотелось бы говорить конкретно, но выходное пособие зависит от стажа, возраста и даже корректного и конструктивного сотрудничества с нами до конца года, и качества их работы. Кроме того, наш опыт показывает, что мы можем помогать сотрудникам в трудоустройстве в плане консультационных услуг, определенный опыт здесь накопился, на киевском предприятии получены международные призы - JIPM Excellence Award (2008г) и JIPM Consistency Award (2012г) – и украинский завод единственный, который когда-либо получил такую награду. Поэтому мы надеемся, что это поможет нашим сотрудникам найти работу, а мы очень хотим помочь. Вопрос: Сколько сейчас сотрудников на заводе? Ответ: Сегодняшнее объявление коснется 188 человек до конца года. Вопрос: А какова средняя зарплата? Ответ: Честно - не знаю. Вопрос: Но, наверное, для Украины привлекательна? Ответ: И стабильна... Сотрудники всегда говорили: главное - стабильно. Даже в тяжелые времена, когда работы было меньше, они все равно получали зарплату. Вопрос: Можно ли сказать, что это решение они восприняли более или менее с пониманием? Ответ: Это очень тяжелая информация для восприятия. Нужно сказать, что команда, которая этим проектом занимается, очень профессиональна. Первое впечатление, что люди воспринимают это очень профессионально, себя ведут грамотно и по-взрослому, и тоже понимают, что Tetra Pak компания, которая ведет себя адекватно в таких вопросах. Вопрос: Закрытие завода в Украине связано ли в какой-то степени с возможными глобальными проблемами на рынках Tetra Pak? Есть излишек мощностей, сложные рыночные условия… Ответ: У компании проблем нет, это просто постоянный процесс в поисках дальнейшей оптимизации. Он непрерывный, и это результат в определенной степени спада потребления, но самое главное, что мы утилизируем фабрики все больше и больше, конкретная фабрика крутится все быстрее и быстрее, и это реальный процесс улучшения оптимизации рабочих процессов, и в итоге остается мощность, которая нам не нужна. И продукция, которая поставлялась в Россию из Украины, также будет покрыта остальными фабриками, которые ближе и они нам помогут больше – в той же Сербии, Германии, ну и фабрика в Подмосковье. Вопрос: А насколько загружено сегодня производство в Подмосковье? И планируется ли там расширение мощностей? Ответ: Сейчас почти полностью загружено. И они также работают на экспорт. Но сегодня с объемами, которые есть – расширение не планируется. Могу сказать, что фабрика под Москвой была запущена в 2007 году, и физически она готова расширяться, но пока такого решения не принято Вопрос: Компания Tetra Pak известна своими экологическими проектами, в том числе в Украине, где вы сотрудничаете с харьковской компанией АСС (в настоящее время "Кронекс") в плане переработки упаковки. Какова дальнейшая судьба этого сотрудничества? Ответ: С компанией АСС ("Кронекс") мы сотрудничали больше в качестве консультанта. Отходы киевской фабрики также перерабатывались, но в целом сотрудничество нацелено на то, чтобы через разные структуры сбора потребительского мусора, который, надеюсь, также станет в Украине раздельным, они обеспечивались сырьем для переработки бумажных изделий, и, с другой стороны, полиалюминиевых изделий, которые можно перерабатывать в другие решения. Поэтому мы будем продолжать их консультировать, поддерживать, у нас есть мировая картина, и мы можем помогать и советом, и показать поставщиков оборудования. Короче, тема экологии никак не прервется. Наоборот, ее надо усиливать. Экология – это совесть потребителя. Вопрос: Встречались ли вы уже с украинскими властями, и сообщили ли о своем решении? Ответ: Мы во всем мире стараемся работать справедливо, в соответствии с законами и с большим респектом к местным властям. Но это решение чисто бизнесовое. Мы, естественно, их поставим в известность и не ожидаем никаких проблем, потому что сотрудничали хорошо, и, надеюсь, для нас самих и других международных предприятий создавали позитивную репутацию. Поэтому у нас никогда не было и, надеюсь, не будет проблем. Но заранее мы не сообщали, потому что это просто часть нашего подхода к оптимизации бизнеса. Вопрос: Но для Украины это все равно потеря, и точно не позитив для инвестиционного климата… Ответ: Наше присутствие на рынке Украины усиливается, и бизнес растет, и мы обсуждаем с партнерами не только инвестиции в упаковочный бизнес. У нас есть надежда, что мы, как компания с глобальным опытом, можем сделать для Украины гораздо больше, чем только с одного завода. Мы знаем, что это яркий моментальный пример, но думаем, что надо смотреть с перспективой 25 лет и больше, и в этом плане нас ничто не затормозит. У нас остается офис продаж со всеми структурами маркетинга, технической поддержки, технических продаж, поставки запчастей. Работа с дизайном, поставка упаковочного материала – это около 50 человек, и мы помогаем партнерам финансировать оборудование, вкладывать деньги в маркетинг. И этого мы прекращать не собираемся с учетом перспектив Украины. Плюс сегодня перспектива Украины на экспорт. Я пару лет проработал в Африке. Там население бурно растет, молоко любит и пьет, но его там нет, а это колоссальный рынок. Знаю, что украинские молочные предприятия уже экспортируют в Серверную Африку молоко в нашей упаковке. Поэтому, думаю, там надо усиливать, и там наш самый большой потенциал совместно с украинскими партнерами. Вопрос: А как вы оцениваете конкуренцию в сегментах упаковки, в которых вы присутствуете, на украинском рынке? Ответ: Скажу так - в Украине в разных сегментах наша доля сильна. Но есть куда двигаться: если взять, например, все белое молоко, то более 40% - это разливное молоко. А наших асептических ультрапастеризованных решений – менее 10%, тогда как в Испании наша доля 90%. Вопрос: Сколько в целом Tetra Pak инвестировал в украинский завод? Ответ: Тут нет конкретной цифры, это и невозможно - это инвестиции разноплановые и постоянные, и в технологии, и в завод – это десятки миллионов евро… Но уверен, что наши вложения в рынок, маркетинг, инвестирование в оборудование клиентов, развитие сотрудников – это точно больше, чем в завод. Это основные вложения, которые были, есть и будут. Завод – это только орудие, а то, что развиваем отрасль, – это гораздо больше, и это то, что остается с Украиной. Для меня лично важно то, что мы продолжаем вкладывать в украинский рынок. Да, решение для нас тяжелое, но мы себя и сотрудников убеждаем, что никуда не уходим и будем развивать рынок вместе с партнерами. Это не делается одним днем.

ПОСЛЕДНЕЕ

Разумное регулирование зернового и хлебного рынка сдержит рост цен на хлеб - президент ВАП Тараненко

Нужно разблокировать процесс урегулирования маркетинга лекарств - глава ассоциации "Производители лекарств Украины"

Advisory Board нужен для создания "Биосферы 2.0" и развития ее на внешних рынках - Здесенко

На зерновом рынке должен быть четкий баланс между интересами фермеров, трейдеров и переработчиков - директор союза "Мукомолы Украины"

Налажен канал переговоров с российским омбудсманом для выяснения судьбы украинцев на территории государства-агрессора и ВОТ — Уполномоченный ВР Украины по правам человека Дмитрий Лубинец

"Леса Украины" направят более 0,5 млрд грн на повышение окладов работников низового звена - глава наблюдательного совета

Наша амбиция - быть в тройке лидеров на каждом из рынков, где мы присутствуем, - руководитель офиса продаж Join UP!

Продление "торгового безвиза" с ЕС для украинской металлопродукции крайне важно - первый заместитель СЕО "Интерпайпа" Денис Морозов

Малые модульные реакторы могут быть размещены в Чернобыльской зоне отчуждения – глава Госагентства Украины по управлению зоной отчуждения

Сейчас все наши силы направлены на укрепление устойчивости сети - технический директор DVL

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА