14:54
31.12.2008
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" главы миссии Украины при Европейском Союзе, посла Андрея Веселовского
Итоги 2008 года и прогноз на 2009 в сфере отношений Украины и Европейского Союза
Вопрос: Как Вы оцениваете прошедший год в плане развития двусторонних отношений Украины и Европейского Союза?
Ответ: Этот год трудно сравнивать, например, с предыдущим, потому что ситуация и в ЕС, и в Украине меняется, и в результате как таковой сравнительной базы нет. Вспомните конец 2007 года: торжественное подписание Лиссабонского соглашения, как ЕС входил в 2008 - сколько было шума, празднований, фейерверков. Но у наблюдателей уже тогда было ощущение, что все пройдет не так просто, и чем ближе было к ирландскому референдуму, тем все более очевидным это становилось. Это один, как мне кажется, наиболее яркий пример.
В Украине же была создана новая коалиция. Что было дальше – всем известно. Поэтому сравнение с предыдущим годом невозможно, так же как и невозможна общая оценка этого года, кроме того, что он был чрезвычайно сложный и непредсказуемый.
Я добавлю еще внешнеполитический аспект. Год начался с провозглашения независимости Косова, а с августа прошел под знаком российско-грузинского конфликта и провозглашения независимости Южной Осетией и Абхазией. Таким образом, эти три элемента определяли сложность, нестабильность, непредсказуемость, проблематичность этого года для Украины, для ЕС, и, таким образом, для этих отношений. Поэтому осмелюсь сказать, что год был чрезвычайно успешным с той точки зрения, что, несмотря на подъемы и спады, неожиданные повороты, отношения удержались, развивались и даже приобрели новое измерение. Но выдерживать еще один год подобных проблем без потерь для динамики развития будет не возможным – все имеет свой ресурс.
В этом году отношения Украины и ЕС развивались в значительной мере благодаря накопленному потенциалу, а также благодаря тому, что в начале 2008 года сложилось хорошее взаимопонимание между Европейской комиссией и Украиной, к которому с июля 2008 года добавилось взаимопонимание председательствующей в ЕС Франции. Это трио и достигло результатов, о которых я сейчас скажу.
Прежде всего, и это - главный результат - достигнута договоренность о том, что соглашение между Украиной и ЕС будет соглашением об ассоциации. Наша цель – политическая ассоциация и экономическая интеграция. Эта формула заложена в новом соглашении, и мы будем ее осуществлять. Это - серьезный шаг вперед в отношениях с ЕС. Мы, фактически, вышли из понятия "соседства", хотя остаемся в нем юридически, поскольку все страны – соседи ЕС являются субъектами Европейской политики соседства. Но, вписав формулу "политическая ассоциация и экономическая интеграция", мы де-факто выходим за рамки соседства, выходим на стадию подготовки к возможному членства, на стадию, которая предваряет стадию кандидата.
Теперь наше задание – воплощать то, что написано в соглашении, в жизнь - демонстрировать практическую последовательную работу во всех сферах взаимоотношений Украины и ЕС.
В новом соглашении прописано четыре сферы взаимоотношений: политическая, правовая, отраслевая и зона свободной торговли. Лучший пример политической ассоциации Украины с ЕС - это присоединение Украины к позициям и заявлениям, которые высказывает ЕС по всем вопросам мировой политики, а говорить о компоненте безопасности тоже долго не надо: Украина сотрудничает с ЕС в общей политики безопасности и принимает участие в операциях ЕС.
По второй сфере – "юстиция, свобода, безопасность". Уже реализовывается соглашение о визовом упрощении, которое вступило в силу с 1 января 2008 года. За это время состоялось два заседания совместного визового комитета, на которых анализировалось выполнение этого соглашения. Ситуация понятна - есть общая шенгенская зона, но нет общих правил, которые касаются внутренних дел, связанных с визовой политикой: 27 стран ЕС имеют разные правила и подходы в этой сфере, незначительные, но они отражаются на украинцах. Гармонизация этого соглашения происходит на ходу, и то, что Украина заняла требовательную позицию, является абсолютно правильным не только с точки зрения, что мы должны защищать своих граждан, но и с точки зрения того, что мы показываем на примерах, что должны сделать в ЕС, чтобы все страны выполняли требования соглашения. Конечно, не легко всех своих пограничников и полицию поставить в условия последовательного выполнения всего, что в этом соглашении записано.
Приведу только один, достаточно показательный пример. Согласно соглашению, гражданин Украины может находиться на территории страны шенгенской зоны 90 дней в течение каждых 180 дней года. В то же время, в Германии существуют правила, в соответствии с которыми автомобильные перевозчики рассматриваются не как граждане другого государства, а как граждане, которые временно трудоустроены на территории Германии. Для этой категории существует правило 45 дней. Мы требуем от ЕС, который за немцев дал обязательства, решить эту проблему. Она решается трудно, но мы этого достигнем обязательно.
Вопрос: За какое время можно решить существующие проблемы?
Ответ: Есть несколько элементов. Первое – настойчивость украинской стороны: больше фактов, больше конкретики, больше работы с консульствами стран ЕС в Киеве.
Сложность в том, что не каждый украинский гражданин готов пожаловать – он боится. Он говорит: вот, если я пожалуюсь, меня запомнят, и в другой раз не дадут визу. Судьба наших людей в их собственных руках. Если они будут осознанно, конкретно в каждом случае, когда их обижают или неправильно к ним относятся, сообщать об этом в МИД, СМИ или общественные организации, то тогда количество этих фактов будет свидетельствовать, прежде всего, о том, что соглашение не выполняется европейской стороной. Далее уже работа дипломатов – приводить эти факты и требовать выполнения соглашения.
Как один из выходов в данной ситуации украинская сторона назвала предоставление виз на срок не 3-5 месяцев, а на год, три, пять, как это и предусмотрено соглашением. Но для стран ЕС это - новация, в определенной мере, вызов. Они оперируют цифрой: Украина - большое государство, где проживает 47 млн. людей, и если мы начнем выдавать долгосрочные визы, все к нам кинутся. Не кинутся, что показывает практика. Но эту психологическую установку консулам, и тем, кто работает в МИДах в странах ЕС, нужно преодолеть. А для этого необходимо время. Поэтому я и говорю, что настойчивость украинской стороны и факты со стороны украинских граждан – это два важных элемента.
Несколько слов о том хорошем, что нас ждет в будущем. На парижском саммите была достигнута договоренность о начале диалога о безвизовом режиме Украины с ЕС. Этот диалог должен определить возможности введения безвизового режима, и, если такие возможности есть, то - и условия для безвизового режима. Диалог начался 29 октября, и, очевидно, до лета 2009 года эти возможности и условия будут определены, после чего они будут представлены Украине. Тогда начнется основная работа, а именно – выполнить эти условия. Условий много, но назову наиболее понятные и очевидные из них.
Прежде всего, это качество документов. Все справки, паспорта, внутренние и заграничные, и другие документы, которые могут быть затребованы в странах ЕС, должны быть правильными, оригинальными. Не может существовать такая ситуация, как сейчас, когда органы МВД выдают некачественные документы, удостоверяются некачественные документы. Потом эти подделки выявляются, и этих граждан депортируют. С этим нужно покончить. Второе. Наши заграничные паспорта должны соответствовать форме и содержанию заграничных паспортов стран ЕС. В частности, в них должны быть биометрические данные. Если технически это не сложно, то психологически и организационно это задание не из легких.
Вопрос: Нет ли такого психологического барьера для ЕС по отношению к украинцам, что, если будет безвизовый режим, они приедут и будут делать то же самое, что делают в Украине, ведь то, так как они, в частности, управляют автомобилями – неприемлемо. Не считаете ли вы, что Украина получит безвизовый режим тогда, когда она будет членом ЕС?
Ответ: Нет. Я так не считаю, потому что много стран, которые не являются членами ЕС, имеют такой безвизовый режим, как с отдельными странами, так и с шенгенской зоной. Вы говорите о том, как они ведут себя дома... Плохо они ведут себя дома, но и соседи наши не ангелы. На наших дорогах уже начали наводить дисциплину, и то, что государственная автоинспекция наконец-то начинает налагать высокие штрафы на тех, кто нарушает правила, это шаг вперед. Это первое. Второе, нужно, чтобы их примеру следовали другие правоохранительные органы. Если это хулиган – его нужно наказать, если человек плюет, а это запрещено, его нужно наказать, если человек курит в помещении, а это запрещено, его нужно наказать – нужно выполнять закон. ГАИ показывает прекрасный пример, который поддержан обществом, что очень важно. Этот первый шаг должен повлечь за собой последующие шаги во всей правоохранительной сфере, тогда через несколько лет мы подтянемся и будем не хуже, чем наши западные соседи.
Вопрос: То есть, фактор законопослушности украинцев будет одним из определяющих для введения безвизового режима?
Ответ: Говоря о законопослушности, я бы начал с государства, с его институтов, с правительственных органов. Законопослушность устанавливается не самими людьми, а теми, кто обязан это делать за деньги налогоплательщиков.
Если говорить о другом аспекте нового соглашения - сфере секторальных отношений, то тут у нас есть хорошее продвижение, прежде всего, в энергетической сфере. В январе-феврале начнутся переговоры о вступлении Украины в Энергетическое сообщество. Мы их проведем динамично, и, надеюсь, завершим до конца следующего года. Это будет чрезвычайно важный шаг, потому что Энергетическое сообщество это - группа государств – кандидатов в ЕС и членов ЕС, которые будут оперировать общими правилами Европейского Союза для передачи электроэнергии. Таким образом, в этой сфере мы будем участвовать на тех условиях, которые существуют в ЕС – в этой части мы интегрируемся в ЕС.
Очень важны отношения в сельском хозяйстве. Они только начинаются, они на ранней стадии и, честно говоря, есть ощущение, что период изучения, взаимного понимания слишком затянулся, и это связано с тем, что происходит в Украине. Возможно, она и есть, но не ощущается - стратегия государства в аграрном секторе. Эта сфера в Украине – полная пока еще пустыня, и идти с этим в ЕС с его очень хорошо отлаженным аграрным сектором невозможно. И когда мы говорим о том, что в этой сфере у нас есть диалог, то он совершенно другого качества, чем диалог о безвизовом режиме. Там у нас есть общие понятия, правила, и мы понимаем, куда должны двигаться. Тут же у нас общих правил и понятий нет.
Перейду к последнему – к зоне свободной торговли. Переговоры ведутся с февраля 2008 года, прошло четыре раунда. В ходе парижского саммита было определено политическое задание – завершить эти переговоры и подписать соглашение в 2009 году. Будет ли это осуществлено – сказать сложно, потому что зона свободной торговли неожиданно, в связи с экономическим кризисом оказалась в достаточно проблематичной ситуации. Не все понимают, что чем больше будет свободной торговли сейчас, тем быстрее и мир, и каждый участник этой торговли выйдет из кризиса. Единственный выход ускорить выход из кризиса – активизировать производство, а это можно сделать, только сняв барьеры на пути торговли. Я назвал несколько важных моментов в отношениях Украины-ЕС, но и этого достаточно, чтобы понять, какого масштаба работу ведет наше государство.
Вопрос: Ваш прогноз на следующий год, каким вы его видите?
Ответ: Я его вижу большим знаком вопроса. Во-первых, большой знак вопроса в Европейском Союзе. Если не будет ратифицировано Лиссабонское соглашение, то тогда страны ЕС возвращаются к предыдущему – Ницскому, в котором заложены более слабые рычаги для руководства всем Евросоюзом, для консолидации ЕС, для консолидации внешних отношений. Это уменьшает интеграционные качества ЕС, то есть интеграция тех кандидатов, которые есть сегодня, может задержаться, а решение о приеме следующих кандидатов, куда хочет попасть Украина, может быть отложено.
Второе, что будет переживать ЕС, это выборы. Летом пройдут выборы в Европейский парламент, который до ноября должен сформировать новую Европейскую комиссию - новое правительство ЕС. Если формирование будет проходить на основе Лиссабонского соглашения, то это – одно, если на основе Ницское – то это будет другим образом. Поэтому Европейскому Союзу будет не до внешних отношений, он будет заниматься внутренними делами. В этих условиях только максимальная активность государства-аспиранта – мы не кандидаты, а аспиранты - может добавить что-то к тому, что было сделано в 2008. Если мы будем значительно более активнее, умнее и быстрее, чем в 2008, то этим мы компенсируем внутреннюю сосредоточенность ЕС. Что для этого нужно? Чтобы страна говорила в один голос, чтобы все три ветви власти действовали в одном направлении в части европейской интеграции. Нужно, чтобы они о ней думали и о ней знали, чтобы все реформы проводились в соответствии с правилами ЕС, чтобы нам не переделывать что-то, чтобы нас не останавливали и не напоминали, что у нас этого нет. Нужно, чтобы мы обязательно выполняли те международные обязательства, которые нам открыли двери к ассоциации, а это, прежде всего, членство в ВТО. Нельзя подписать в мае соглашение о вступлении, а через 10 дней требовать не выполнять правила, которые мы обязались выполнять. Речь идет об автомобильной сфере. Если мы принимаем другие правила, мы не можем быть членами клуба ВТО, а значит, что останавливается вся европейская интеграция.
Еще один важный элемент, и это задача правительства - настойчивее разъяснять содержание и пути европейской интеграции другим центральным органам исполнительной власти - министерствам и ведомствам. Понимания того, что их работа должна обязательно соответствовать требованиям ЕС, еще нет. Это сложный процесс. Для нас чрезвычайно важно в течение 2009 года демонстрировать это понимание. Именно в 2009 году новый Европейский парламент и Европейская комиссия начнут обсуждать вопрос бюджета на 2013-2020 годы. Задача Украины, продемонстрировав свое движение и качество переговорного процесса, доказать ЕС, что с 2013 года Украину следует рассматривать как кандидата в ЕС и для этого предусмотреть в новом бюджете средства на ее кандидатство. Вот такая программа минимум.
Вопрос: Как повлияли и будут влиять внутриполитические события в Украине на ее интеграционные стремления?
Ответ: Ответ на этот вопрос дает сам ЕС в своих заявлениях. Они дают оценку, и я не хотел бы ее повторять. Она совпадает с оценкой, которое дает украинское общество. В доме, где жильцы разругались, невозможно качественно и хорошо руководить всеми процессами, главное, невозможно развивать государство. Можно делать повседневные дела, принимать бюджет, но продвигаться вперед невозможно. Поэтому только согласие, совместные договоренности по сложным вопросам, которые являются угрозами для Украины, могут обеспечить продвижение.