Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник о перспективах принятия Налогового кодекса и о предложениях к данному документу.
Вопрос: Парламент в начале октября поддержал в первом чтении Налоговый кодекс. Сейчас комитет по вопросам налоговой и таможенной политики готовит таблицу поправок в редакцию документа ко второму чтению, и уже неоднократно сообщалось, что документ планируется вынести на голосование в начале ноября, а точнее, как сообщалось со ссылкой на Главу парламента Владимира Литвина – со 2 по 5 ноября. Насколько реальна такая перспектива и готова ли Украина к введению Налогового кодекса?
Ответ: Действительно сейчас идет процесс обработки предложений в редакцию Налогового кодекса ко второму чтению, и когда мы будем видеть, что все предложения отработаны мы будем выходить на заседание комитета и соответственно на голосование.
В целом на сегодня к нам поступило более 4500 предложений. Исходя из этого объема поправок, исходя из того, что у нас над ними одновременно работает четыре рабочих группы, я не вижу, как можно выйти на упомянутые сроки, поэтому объективно необходимо переносить его рассмотрение на 16 ноября, о чем я уже говорил с Владимиром Литвиным. Начнем со вторника, 16 ноября, и, думаю, что до 18 ноября, мы примем Налоговый кодекс, если все будет идти по плану.
Если мы сейчас его не введем, то неизвестно еще в течение скольки лет, десятков лет, мы его не введем. Сегодня есть возможность и шанс принять кодекс – это раз, а каким он будет... Мы максимально стараемся, чтобы он был приемлемым для бизнеса и для государства, но я понимаю, что в такие сжатые сроки это сделать крайне сложно или даже мало возможно.
Принципиальные вопросы, безусловно, учтены в документе, однако если мы заведем порядок раз в год вносить изменения в кодекс, то это будет нормально. Это уже будет лучше, чем вводить нереальный пятилетний мораторий на внесение каких-либо изменений. Так, уже через полгода после введения документа у самих же предпринимателей и налоговых органов возникнут технические вопросы, с которыми они столкнуться на практике, и с которыми придут к законодателям относительно изменений.
Вопрос: Когда планируется введение в действие Налогового кодекса, в случае его принятия на этой сессии парламента?
Ответ: Введение Налогового кодекса планируется с 1 января 2011 года. В то же время мы даем некоторые переходные периоды по ряду положений, по которым мы видим, что одного-двух месяцев для их адаптации будет недостаточно. В некоторых случаях мы даем переходные положения на три месяца, в некоторых - на шесть.
Вопрос: Давайте остановимся на предложениях, которые получил комитет к проекту документа, в частности были ли предложены какие–либо изменения относительно налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль?
Ответ: Проект Налогового кодекса, принятый в первом чтении предусматривает снижение ставок по упомянутым налогам, но сейчас Международный Валютный Фонд (МВФ) требует не так радикально уменьшать ставки, как мы планируем, поэтому этот вопрос будет обсуждаться с представителями Фонда в начале ноября. (Как сообщалось, приезд миссии МВФ ожидается в начале ноября – ИФ).
В большей степени обсуждение коснется налога на прибыль, поскольку мы со следующего года планировали снизить ставку по этому налогу сразу на 6%.
Относительно НДС, порог регистрации плательщика этого налога начинается с 300 тыс.грн. Мы уже согласовали с МВФ, что поднимем этот порог до 500 тыс.грн и по НДС и для "упрощенцев", тем самым удовлетворим требования Фонда относительно установления этой планки.
Вопрос: Вы затронули тему упрощенной системы налогообложения. Поделитесь, что же нового предлагается внести в проект документа в этой сфере.
Ответ: Мы отдаем этот налог полностью на откуп местным советам, весь единый налог – на местные советы. Помимо того, мы сняли нижнюю планку по ставке данного налога, которая ранее предлагалась на уровне от 20 до 200 грн. и с 200 до 600 грн., теперь местные советы смогут устанавливать ее на свое усмотрение.
Так, для городов с населением до 150 тыс. чел. ставка единого налога установлена на уровне от 0 до 200 грн, для городов свыше 150 тыс. чел. – от 0 до 600 грн. Также мы увеличиваем с 2 до 4 количество наемных работников, которые могут работать на "упрощенца".
Вопрос: В последнее время в СМИ активно обсуждалась новация Налогового кодекса относительно введения 5% ставки по налогообложению процентов от депозитов, превышающих 200 тыс.грн. Так, в частности отмечалось, что данная норма будет требовать раскрытия банковской тайны физических лиц, что по словам юристов не соответствует нормам действующего законодательства. Планируются ли какие-либо изменения относительно этой новации?
Ответ: Введение этой нормы сейчас несвоевременно. Мы переносим введение налогообложения процентов по ним на три года, соответственно, с 2015 года, а потом жизнь покажет.
По мнению комитета сегодня банковская система не готова к тому чтобы с 1 января 2011 года вводить эти новации. Сегодня уже есть симптомы выздоровления банковской системы, но еще нельзя сказать, что она окончательно выздоровела после кризиса.
В то же время предполагается, что эта норма будет распространяться на все депозиты без ограничений и будет облагаться по ставке 5%, как это уже установлено действующим законодательством.
Так, банковская тайна относительно физических лиц будет сохранена. Если мы будем облагать все депозиты, то не будет необходимости раскрывать банковскую тайну.
Сейчас банк будет агентом - он снимает этот налог с процента, который выплачивается по депозиту, и раз в год выплачивает его в бюджет.
Вопрос: Изменилось ли что-то относительно так называемого налога на роскошь и на недвижимость?
Ответ: Есть предложения коммунистов по налогу на роскошь, которыми предлагается ввести налогообложение самолетов, вертолетов и т.д. Их предлагалось ввести с 2014 года. Мы пошли на встречу коммунистам и введем этот налог сразу с введением кодекса, с 1 января след года. Другое дело, что у нас самолеты и яхты не регистрируются в Украине, у нас все регистрируются на оффшорах и согласно порядку временного ввоза.
Наоборот, надо не вводить налог на роскошь и полностью убрать все налоги, а дать возможность здесь регистрироваться, чтобы можно было нанимать наших пилотов, стюардесс и наших моряков, но это будет уже следующий шаг.
Помимо того, если бы у нас таможня правильно работала, то налоги от часов, от ювелирных изделий, от шуб и так бы были. Если заплатить правильно таможенную пошлину и НДС, то этого было бы достаточно для казны. Сейчас эти товары везутся контрабандой. В то же время, если говорить языком не лозунгов, а мыслить экономически, то надо наводить порядок на таможне, тогда и роскошь будет облагаться налогом.
Относительно налога на недвижимость, самое главное то, что сегодня в БТИ нет единого реестра всей недвижимости, в том числе и жилой. Должен быть единый реестр недвижимости, который утвержден Министерством юстиции, на основании которого устанавливается градация и начисления.
Поэтому комитет выходит с предложением, пока что с предложением, чтобы до момента организации этого реестра нормы по налогу на недвижимость перенести на 2012 год, и за год создать упомянутый единый реестр недвижимости.
Вопрос: Предлагаются ли какие-либо новые нормы к документу?
Ответ: Сейчас мы прописываем инвестиционно-привлекательный порядок отдельно для Крыма, на что есть воля президента. Мы хотим предусмотреть льготы, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат на полуострове. Данные новации будут касаться в частности сферы гостиничного хозяйства, рекреационной сферы, ветроэнергетики, потому что там есть благоприятное поле, в целом сферы актуальных специфических крымских направлений.
Вопрос: Поскольку зашла речь о льготах, то предполагаются ли изменения в целом по вопросу обеспечения льгот, в частности, предусмотренных для легкой промышленности, гостиничного бизнеса и т.д., что предполагает проект документа, принятый в первом чтении?
Ответ: Остается нулевая ставка на прибыль на 10 лет для легкой промышленности, гостиничного бизнеса, судостроения и авиастроения. Также предусмотрены налоговые каникулы для предпринимателей, у которых годовой оборот не выше 3 млн грн. Последние, освобождаются от уплаты налога на прибыль на 5 лет.
В то же время чтобы предотвратить возможные злоупотребления по этим вопросам, здесь предусмотрены ограничения. Так, накопившаяся прибыль, у тех, на кого распространяются налоговые каникулы, может быть только реинвестирована в производство. Если есть желание вывести эту прибыль через выплату дивидендов, то тогда плательщик должен будет заплатить полную ставку налога на прибыль, вывести эти деньги и положить их себе в карман.
Вопрос: Предполагается ли учесть предложения относительно ликвидации налоговой милиции?
Ответ: Не будет этот вопрос поднят в Налоговом кодексе. Возможно, это будет в будущем, возможно, мы к этому придем, но это вопрос не сегодняшнего дня.
Вопрос: Поскольку комитет, который Вы возглавляете, помимо налоговой политики, также занимается вопросами таможенной политики, как Вы оцениваете ситуацию с тем, как сегодня определяется таможенная стоимость товаров, ввозимых в Украину?
Ответ: Относительно определения таможенной стоимости ситуация сейчас нездоровая. Условно говоря, предприниматель абсолютно не защищен со стороны закона.
Так, норму относительно определения таможенной стоимости мы прописали, в том числе, и в Налоговом кодексе, но я думаю, что мы ее скорее перенесем в Таможенный кодекс.
По сути, для таможни сейчас не важно у кого был куплен ввозимый товар - у производителя или у посредника и предпринимателю предлагают заплатить пошлину по базовой цене, которую определяет таможня, а не по цене контракта.
В то же время мы предлагаем, чтобы для тех, кто приобретает товар непосредственно у производителя, таможенная стоимость определялась по цене контракта. Помимо того мы четко пропишем сроки, штрафные санкции и ответственность для таможни.
Нам уже поступили от Кабинета министров комплексные изменения в Таможенный кодекс, но мы до них доберемся, после того, как закончим с Налоговым кодексом.