Интерфакс-Украина
12:41 09.12.2010

Ульрих Шульт-Штратхаус: "Инвестируя в авиацию, вы инвестируете в будущее"

8 мин читать
Ульрих Шульт-Штратхаус: "Инвестируя в авиацию, вы инвестируете в будущее"
Интервью генерального секретаря Европейской ассоциации авиакомпаний Ульриха Шульт-Штратхауса агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Власти прогнозируют присоединение Украины к Единому воздушному пространству Евросоюза в 2011 году. Насколько, на Ваш взгляд, Украина готова к такому шагу? Ответ: Открытие неба обозначает свободный доступ авиакомпаний на рынок. Эта либерализация будет выгодна пассажирам, поскольку увеличит конкуренцию между перевозчиками и, соответственно, снизит цены на билеты. В переговорах между Украиной и Евросоюзом были определенные трудности. Некоторые из них связаны с законодательством, как, например, необходимость привести Воздушный кодекс в соответствие с нормами ЕС. Украина, в свою очередь, говорит о визовых проблемах, а также настаивает на скорейшей сертификации продукции государственного предприятия "Антонов". Однако все это не должно мешать достижению главной цели – открытию авиационных рынков Украины и ЕС. Необходим диалог между украинскими и европейскими властями, и Ассоциация готова содействовать в этом диалоге. Что же касается вероятности подписания соглашения в следующем году, то она во многом зависит от политической воли правящей силы. Если у власти есть четкий план действий на 2011 год, то вероятность составит порядка 80%. Если же нет понимания, нет сигналов, свидетельствующих о желании, а есть конфликтные моменты, то вероятность – 50%. В частности, сейчас мы обеспокоены увеличением платы за аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Украины. Вопрос: Насколько обосновано, на Ваш взгляд, повышение аэронавигационных ставок в Украине? Ответ: Как Вы знаете, авиация – высококонкурентная отрасль. И перевозчики могут состязаться между собой, предлагая выгодные цены. Но для этого им необходимо сокращать свои затраты. И если даже они уменьшают свои внутренние расходы, то неизбежно сталкиваются с ростом внешних, таких, как плата за аэронавигацию. Чем выше ставки, тем сложнее предлагать конкурентоспособный продукт. Поэтому нужно понимать, каким образом и с какой целью формируются аэронавигационные ставки. Согласитесь, увеличение платы за обслуживание на маршруте на 23%, а при взлете и посадке – на 29% – это ужасно. Ведь больше всего от этого пострадают украинские перевозчики. При этом власти практически не проводили консультаций со всеми заинтересованными сторонами и осуществили процедуру недостаточно прозрачно. У нас сложилось впечатление, что "Украэрорух" пытается увеличить свои доходы и объемы платежей в бюджет. Но авиалинии работают в условиях, когда нужно сокращать затраты. Если Украина хочет быть конкурентоспособной в торговле и туризме, перевозчикам необходимо снижать расходы. Авиакомпании понимают, что им необходимо платить за использование инфраструктурой. Однако мы не хотим платить за строительство, например, нового стадиона для Евро-2012. Вопрос: Министерство транспорта и связи Украины заявило, что "Украэроруху" необходимо модернизировать инфраструктуру, и привлечь финансирование можно путем повышения ставок. Ответ: Властям необходимо проводить консультации с потребителями услуг. Если "Украэроруху" нужно готовить диспетчеров, строить новые здания, вышки, закупать оборудование и программное обеспечение, то нужно узнать у перевозчиков, что же из всего этого будет востребовано. А уже после этого следует распределять средства. Ключевыми требованиями являются прозрачность затрат на переоснащение и консультации с потребителями услуг. Немаловажно и доверие. В ЕС, помимо переговоров, проводятся структурные реформы, в частности, дефрагментация аэронавигационного сектора. Несколько служб объединяются в одну и образуют функциональный блок. И сейчас у нас девять таких блоков вместо 27, которые были ранее. А это, в свою очередь, уменьшает стоимость аэронавигации. В настоящее время Евросоюз продолжает реформирование, и чем дольше украинское правительство будет стоять в стороне от этого процесса, тем сложнее ему будет модернизировать инфраструктуру и повышать конкурентоспособность. Когда я встречался с главой "Евроконтроля" (Европейской организации по безопасности аэронавигации - ИФ), он сказал: "Мне нужно поговорить с украинцами, их нужно привлечь к этому процессу". Вопрос: Может ли "Евроконтроль" повлиять на решение украинских властей о повышении ставок? Ответ: Безусловно, поскольку Украина является участником "Евроконтроля". "Евроконтроль" может инициировать разрыв договорных отношений с Украиной и ее исключение из списка стран-участников. 3 сентября организация получила письмо от IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта - ИФ) с такими рекомендациями. Ассоциация предлагает приостановить действие соглашения между Украиной и "Евроконтролем". В ноябре комитет "Евроконтроля" рассматривал этот вопрос на своем заседании, однако решение принято не было. Вопрос: Вы планируете встречаться с украинскими авиационными властями и решать проблему завышенных аэронавигационных ставок? Ответ: Да, я собираюсь вернуться в Киев очень скоро. Ведь нужно не только делать публичные заявления, но и встречаться с людьми, вести переговоры. Вопрос: Что Вы подразумеваете под планом действий для украинского правительства? Ответ: Наш опыт показывает: в тех странах, которые понимают роль авиации в обществе, экономике, правительство, профсоюзы, перевозчики, аэропорты, аэронавигационные службы садятся за стол переговоров и обсуждают, что они сделают для авиации в последующие годы. Они понимают, что, инвестируя в воздушный транспорт, они инвестируют в будущее. Ведь это способствует развитию торговли, туризма, создает рабочие места, увеличивает ВВП. Например, в Дубаи есть аэропорт, который к 2016 рассчитывает обслуживать 180 млн пассажиров в год. Они действительно верят в будущее. Это подход, который мы соблюдаем и в Европе. Мы видим грядущее увеличение пассажиропотоков из Азии и Восточной Европы. Те страны, которые инвестируют в инфраструктуру, извлекут выгоду из этого роста. Вот что я подразумеваю под планом действий для правительства. Если правительство говорит: мы будем инвестировать в аэропорты, в аэронавигационный сервис, то сможем присоединиться к открытому небу. Если власти возьмут это на вооружение, то это будет сигналом для ЕС, что они рассматривают авиацию как ключевую отрасль для процветания. Но есть и другой метод: а давайте-ка выжмем из авиации все, что можно, повышая ставки и сборы, потому что у нас на носу Евро-2012. Такой подход недальновиден, так как не дает отрасли выполнять ту роль, которую она должна играть в этой стране. Вопрос: Вы говорили, что открытие границ будет выгодно пассажирам. Однако ранее специалисты неоднократно заявляли, что либерализация сильно ударит по украинским перевозчикам. Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события после подписания соглашения? Ответ: Если посмотреть на опыт Евросоюза, который открывал границы с 1987 по 1993 год, мы увидим, что либерализация проходила в три этапа. Тогда появились возможности доступа на рынок для всех авиакомпаний. Однако воспользовались ими не сразу, так как видели в этом больше угроз, чем шансов. Кроме того, в связи с тем, что страны открывали свои рынки для чужих перевозчиков, многие опасались протестов со стороны профсоюзов. Но последние восприняли эти перемены. Кроме того, авиаторы боялись, что новшества разрушат наработанные сети. Но в результате на рынке появилась новая бизнес-модель, которая не концентрировалась на стыковках в хабах, а сосредоточилась исключительно на перевозках из точки в точку на территории Европы. Причем модель была настолько простой, что операционные затраты компаний были существенно ниже, чем у других авиалиний. А потому она создала новый рынок бюджетных (low-cost) перевозок. И теперь в Европе существуют три категории авиакомпаний: большие сетевые перевозчики, как, например, Lufthansa, бюджетные авиалинии, как Ryanair или Easy Jet, и те, которые находится как бы между ними. Они не настолько крупные, чтобы конкурировать с сетевыми перевозчиками, и не настолько эффективны по затратам, чтобы состязаться с low-cost, и сейчас ищут свою нишу. Когда Украина откроет границы, ей придется конкурировать со всеми тремя типами. Это будет очень непросто, так как борьба будет сильной. И Украине будет тяжело на первом этапе. Это будет суровый урок, однако такой опыт позволит компаниям быть жизнеспособными в будущем. Возникают различные вопросы. Например, почему у Украины нет семи лет переходного периода, которые были у европейцев. Но сейчас это уже политически нереально. У нас есть наработанные механизмы, и вам придется либо принять их, либо нет. Или же: почему бы сначала не изменить законодательство, а затем открывать рынок? Однако европейцы сделали с точностью до наоборот: сначала провели либерализацию, а затем гармонизировали нормативные акты. И в случае с Украиной можно пойти по тому же пути. Убедительных аргументов в пользу того, что нужно открывать небо позже, чем раньше, просто нет. Безусловно, как я уже сказал, будут компании и люди, которые пострадают от таких радикальных изменений. Но поверьте: в конце этого болезненного процесса мы увидим очень конкурентоспособную авиационную отрасль. Вопрос: Сегодня ведущие европейские авиаперевозчики практически монопольно владеют слотами в своих базовых аэропортах. Фактически это мощный инструмент защиты от конкурентов. Какими рычагами влияния располагает Ассоциация для защиты интересов своих участников? Ответ: Существуют слот-координаторы, которые должны честно и объективно распределять время в расписании. Однако, я знаю, что на практике это не всегда происходит так, как должно быть. Что может сделать Ассоциация? Я представляю организацию, которая информирует своих участников о происходящем, формирует общие отраслевые позиции и анализирует рынок. Если существуют проблемы, о которых Вы сказали, и если у Вас сложилось впечатление, что украинские авиалинии страдают от сильного давления со стороны зарубежных конкурентов, мы проинформируем и будем говорить со всеми заинтересованными сторонами. Я твердо верю, что авиакомпании - партнеры, и они должны говорить друг с другом на равных. У перевозчиков есть проблема в виде нехватки необходимой инфраструктуры на земле. Если бы у нас была необходимая инфраструктура, то слоты бы не потребовались. Вопрос поэтому в том, как честно их распределить? Участники рынка смогут прийти к правильному выводу только путем партнерского диалога друг с другом, потому что они зависят друг от друга. Авиалинии должны садиться за стол переговоров с правительством, аэропортами, поставщиками аэронавигационных услуг. Ведь они нужны друг другу. У нас также хорошие контакты в Брюсселе. Если есть прецедент для жалобы, то мы направим информацию регулирующему органу в Брюсселе. Я думаю, ключевой проблемой является то, что люди слишком мало знают об Украине, ее экономике, потенциале, людях. Одна из задач авиации и Ассоциации - способствовать пониманию.

ПОСЛЕДНЕЕ

Благодаря новым направлениям и диверсификации планируем увеличить финрезультат на 60% в 2025г - руководитель аграрного направления компании "Эпицентр К" Светлана Никитюк в интервью агентству "Интерфакс-Украина"

Ключевой вопрос, кто будет контролировать работу обновленной системы крови, не решен - соучредитель ДонорUA

Разумное регулирование зернового и хлебного рынка сдержит рост цен на хлеб - президент ВАП Тараненко

Нужно разблокировать процесс урегулирования маркетинга лекарств - глава ассоциации "Производители лекарств Украины"

Advisory Board нужен для создания "Биосферы 2.0" и развития ее на внешних рынках - Здесенко

На зерновом рынке должен быть четкий баланс между интересами фермеров, трейдеров и переработчиков - директор союза "Мукомолы Украины"

Налажен канал переговоров с российским омбудсманом для выяснения судьбы украинцев на территории государства-агрессора и ВОТ — Уполномоченный ВР Украины по правам человека Дмитрий Лубинец

"Леса Украины" направят более 0,5 млрд грн на повышение окладов работников низового звена - глава наблюдательного совета

Наша амбиция - быть в тройке лидеров на каждом из рынков, где мы присутствуем, - руководитель офиса продаж Join UP!

Продление "торгового безвиза" с ЕС для украинской металлопродукции крайне важно - первый заместитель СЕО "Интерпайпа" Денис Морозов

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА