Эксклюзивное интервью главы Национального банка Украины Сергея Арбузова агентству "Интерфакс-Украина"
См.
Арбузов:Главный приоритет НБУ – достижение и поддержание ценовой стабильности в Украине (часть I)
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ ПОСТЕПЕННО
Вопрос: Поддерживает ли НБУ парламентские инициативы относительно либерализации валютного регулирования и смягчения режима для трансграничных финансовых потоков?
Ответ: Что касается возможности либерализации валютного законодательства, считаю, что такие шаги следует осуществлять постепенно, исходя из интересов Украины в сохранении стабилизационной направленности системы валютного регулирования и валютного контроля.
При этом должны быть учтены экономические предпосылки, а именно: рост общей конкурентоспособности экономики, позитивные сдвиги в платежном балансе, улучшение отраслевой структуры производства, положение дел в отдельных его сферах.
Необходимо также отметить, что в случае принятия позитивного решения относительно постепенной либерализации правил валютного регулирования и контроля соответствующие шаги могут быть осуществлены путем внесения изменений в декрет Кабмина от 1993 года о системе валютного регулирования и валютного контроля или путем принятия Верховной Радой законопроекта №2029 о системе валютного регулирования и контроля.
Вопрос: Насколько вероятно восстановление в 2011 году обязательной продажи валютной выручки?
Ответ: Существует достаточно высокая вероятность восстановления в 2011 году обязательной продажи валютной выручки экспортерами в случае урегулирования этого вопроса на законодательном уровне.
Напомню, что решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, указ Президента и одобренный на заседании Кабмина план организации выполнения этого указа предусматривает подготовку и внесение на рассмотрение Верховной Рады законопроекта о предоставлении Нацбанку права временного внедрения обязательной продажи части валютной выручки субъектами внешнеэкономической деятельности.
Вопрос: Какими будут действия Нацбанка по девалютизации экономики?
Ответ: Одна из ключевых задач НБУ будет заключаться в повышении спроса на национальную валюту, чему, безусловно, будет способствовать запланированное снижение инфляции и повышение устойчивости банковской системы.
Это должно стимулировать население к размещению средств на банковских счетах с одновременным уменьшением иностранной наличности, которая находится вне пределов банковских учреждений.
В этом отношении показательны положительные сдвиги текущего года. В частности, они свидетельствуют о возобновлении притока средств на банковские депозиты. При этом вклады в гривне увеличиваются более ускоренными темпами, чем депозиты в иностранной валюте.
Вопрос: Как НБУ намерен противодействовать росту внешнего долга?
Ответ: В этом аспекте, прежде всего, необходимо привлечь внимание к мерам, повышающим роль национальной денежной единицы во время осуществления кредитных операций на территории Украины.
Самыми весомыми факторами противодействия росту внешнего долга являются доступность и удешевление внутренних ресурсов кредитования экономики.
Как перспективные программы содействия кредитной поддержке реального сектора экономики Украины можно охарактеризовать программы ЕБРР и Международной финансовой корпорации, предусматривающие предоставление резидентам кредитов в гривнях, которые поддержал Нацбанк.
Однако сегодня говорить о широкой кредитной поддержке в гривне со стороны этих учреждений еще преждевременно.
Достигнутый в нашей стране уровень либерализации системы валютного регулирования в части движения инвестиционных и долговых потоков международного капитала дает возможность банкам и другим субъектам предпринимательской деятельности Украины реализовать свой потенциал экономического роста за счет внешних финансовых ресурсов.
В связи с этим актуальным является вопрос замещения потоков внешнего долгового капитала на внешний инвестиционный капитал, а также привлечение ресурсов внутреннего инвестора посредством инструментов рынка ценных бумаг Украины, в том числе долговых инструментов.
Ключевым моментом в этом является развитие финансового рынка и повышение инвестиционной привлекательности субъектов отечественной экономики, что определяется уровнем как суверенного, так и индивидуального рейтинга.
Что касается инструментов валютного регулирования внешних заимствований резидентов, то для предотвращения безосновательного оттока капитала под видом процентов по внешним частным долгам НБУ в рамках полномочий по регулированию экспорта и импорта капитала применяет действенный инструмент - максимальную процентную ставку по внешними частным заимствованиям, что ограничивает стоимость кредитов в иностранной валюте, получаемых резидентами-заемщиками от нерезидентов.
Указанный инструмент является эффективным механизмом опосредствованного влияния на долговую политику экономических субъектов, поскольку Нацбанк устанавливает размер максимальной процентной ставки дифференцированно с учетом срока, валюты и вида процентной ставки по кредиту, который получил резидент от нерезидента.
Вопрос: Будет ли реализовано предложение ЕБРР предоставить международным финансовым организациям возможность осуществлять заимствования в гривне?
Ответ: Вопрос предоставления международным финансовым организациям, в частности ЕБРР, правовых оснований для выпуска облигаций, номинированных в гривне на территории Украины, является предметом дополнительного урегулирования на законодательном уровне.
В частности, внесение соответствующих изменений в закон о ценных бумагах и фондовом рынке предусматривал законопроект №3450, который 6 июля 2010 года отклонен Верховной Радой и снят с рассмотрения.
В настоящее время в парламенте находится еще один законопроект - №7258, предметом которого является вопрос размещения и обращения на территории Украины облигаций международных финансовых организаций.
Вопрос: Как НБУ намерен регулировать приток спекулятивного капитала?
Ответ: С 1 октября 2010 года возобновлены требования относительно 20%-го резервирования банками в НБУ средств в иностранной валюте, привлекаемых от нерезидентов в виде кредита или депозита сроком до шести месяцев.
Нацбанк возобновил применение этой превентивной меры по ограничению притока в банковскую систему переменчивого краткосрочного капитала из-за активизации потоков трансграничных "горячих" денег в Украину и потенциальной угрозы ухудшения ситуации на внешних рынках капитала как факторов, которые могут спровоцировать рецидив нестабильности на денежно-кредитном, в частности, валютном, рынке.
В перспективе порядок применения этого инструмента будет пересматриваться в зависимости от влияния ослабления или усиления этих факторов на состояние валютного рынка, а также в случае применения других защитных механизмов валютного рынка.
ПРИВЯЗКА КУРСА ГРИВНИ К ВАЛЮТНОЙ КОРЗИНЕ НЕ АКТУАЛЬНА
Вопрос: Может ли Украина перейти к привязке курса гривни к корзине валют?
Ответ: Обсуждение привязки гривни к корзине валют можно отнести к кругу традиционных вопросов, интерес к которым у журналистов просыпается, как минимум, дважды в год.
При этом в Украине интерес к этому вопросу особый, поскольку к корзине доллара и евро привязан курс российского рубля - валюты нашего крупнейшего торгового партнера.
Однако для Украины этот вопрос может стоять не так остро, учитывая взятые обязательства постепенного перехода к гибкому курсу.
Эти ориентиры в известной степени снижают актуальность введения привязки к валютной корзине. Ведь ее основная цель - стабилизация курсовой динамики национальной валюты относительно валют стран - основных торговых партнеров.
Что же касается привязки гривни к доллару США, которая имела место до последнего времени, то она, безусловно, дала позитивный результат. Дело в том, что ориентация на доллар, который в текущем десятилетии несколько обесценился относительно других мировых валют, предоставила курсовые преимущества практически всем отечественным товаропроизводителям, а не одним экспортерам, как это обычно считается.
В частности, начиная с 2002 года, корзина валют стран - основных торговых партнеров Украины подорожала относительно гривни на 42%. Только благодаря этому практически вся отечественная продукция получила соответствующие ценовые преимущества относительно своих иностранных аналогов.
Трудно придумать другую, более действенную, курсовую поддержку национального производства. Каким образом экономика этим шансом пользуется - другой вопрос, который, скорее, относится к области структурной и инвестиционной политики.
Стоит отметить, что почти две трети приведенных курсовых преимуществ в 2002-2010 годах были "съедены" повышенной инфляцией в Украине. Конечно, если бы себестоимость отечественного производства была не такой высокой и не росла так быстро, то сегодня вопрос о вынужденной курсовой поддержке украинских предпринимателей не был бы предметом экспертных обсуждений.
При этом отдельно следует отметить, что привязка гривни к доллару не означает формирования международных резервов исключительно за счет американской валюты. Валютная структура резервов – отдельный самостоятельный вопрос, который учитывает необходимость поддержания их стабилизационного потенциала.
Вопрос: Какой будет политика НБУ в вопросе стимулирования притока иностранных инвестиций?
Ответ: Вне всякого сомнения, обеспечение высоких темпов экономического роста нуждается в более масштабных инвестициях в Украину, что, в свою очередь, требует дальнейшего улучшения инвестиционного климата в государстве.
Нацбанк не стоит в стороне при решении вопросов, связанных с иностранным инвестированием. Как особый центральный орган госуправления, регулирующий импорт и экспорт капитала, НБУ внедряет четкие и прозрачные правила и процедуры действий при проведении расчетов по инвестиционным операциям, которые, в частности, не предусматривают административных ограничений притока финансового капитала в Украину.
При этом осуществляется постоянный мониторинг проблемных вопросов, связанных с проведением валютных операций в процессе инвестиционной деятельности в Украине. Пути их решения учитываются при разработке новых или внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты Нацбанка.
Недавно правление Нацбанка приняло постановление №572 от 22 декабря 2010 года, предусматривающее комплексное изменение нормативно-правовой базы НБУ по вопросам иностранного инвестирования.
В частности, предусмотрено внесение изменений в пять нормативных актов и отмена еще одного. В настоящее время постановление находится на регистрации в Министерстве юстиции.
Реализация этих изменений позволит систематизировать и усовершенствовать правовую сферу регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Украины.
Вопрос: Планирует ли НБУ менять режим работы валютного межбанка?
Ответ: На сегодняшний день банки при осуществлении операций купли-продажи безналичной иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины имеют право выступать в течение рабочего дня лишь как покупатели или как продавцы каждого вида иностранной валюты.
Такой порядок функционирования межбанка был введен в конце 2008 года для упреждения арбитражных операций банков при купле-продаже безналичной иностранной валюты.
В соответствии с планом мероприятий по либерализации валютного рынка, предложенным для Украины МВФ, отмену такого ограничения планируется осуществить в конце июня 2011 года.
Предоставление банкам права осуществлять операции одновременно как по купле, так и по продаже каждого вида иностранной валюты позволит более широко применять механизмы хеджирования рисков.
Вопрос: Как видит НБУ деятельность форвардного валютного рынка?
Ответ: Уполномоченные на сегодняшний день банки и резиденты - субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право осуществлять валютные операции на условиях "форвард" для хеджирования рисков изменения курса иностранной валюты относительно другой иностранной валюты при условии, что обе валюты являются иностранными валютами 1-й группы классификатора валют.
Валютные операции на условиях "форвард" выполняются: за гривни с иностранной валютой 1-й группы классификатора - для хеджирования риска изменения курса иностранной валюты относительно гривни по операциям, предусматривающим расчеты по экспортно-импортным договорам и в срок, не превышающий один календарный год.
В соответствии с намеченным планом в конце июня 2011 года планируется разрешить банкам осуществлять между собой валютные операции с иностранной валютой на условиях "форвард" для хеджирования рисков изменения курса иностранной валюты без наличия обязательств в иностранной валюте по экспортно-импортным договорам.