Эксклюзивное интервью главы Национального банка Украины Сергея Арбузова агентству "Интерфакс-Украина"
ВАЖНО НЕ ПЕРЕГНУТЬ: БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ НЕ ДОЛЖНА ВЕСТИ К ДЕНЕЖНОМУ ГОЛОДУ
Вопрос: Перед Новым годом миллионы украинцев подводят итоги уходящего 2010 года и строят планы, в том числе финансовые, на 2011 год. Во многом реализация их ожиданий зависит от политики Нацбанка. Каковы основные приоритеты центрального банка в следующем году?
Ответ: Новый год - прекрасный повод оставить ошибки и неудачи в прошлом и хорошенько подумать о том, как добиться в будущем лучших результатов. И Нацбанк активно работает в этом направлении.
Стратегические цели экономического развития страны уже определены. Это возобновление экономического роста на принципах модернизации производства и инфраструктуры, а также построение современной конкурентоспособной экономики и повышение благосостояния населения.
Реализовать намеченное без обеспечения стабильности денежной единицы невозможно. Поэтому главная задача Нацбанка на 2011 год - содействие достижению и поддержанию ценовой стабильности в Украине. Критерием оценки прогресса будет динамика инфляции.
Очевидность цели не умаляет сложности выбора пути ее достижения. Особенно, если учесть, что значительное влияние на ценовую динамку в следующем году будут оказывать факторы административного характера. Именно поэтому так важна тесная координация действий центрального банка и правительства.
Нацбанк, со своей стороны, должен обеспечить адекватное регулирование объема денежного предложения. Дело в том, что в условиях выхода экономики из кризиса очень важно не перегнуть палку. Нельзя допустить, чтобы экономика ощутила денежный голод.
Поэтому одной из приоритетных задач денежно-кредитной политики будет возобновление кредитной активности банков. Особое внимание будет уделяться стимулированию инвестиционного кредитования.
В перечне приоритетов также поддержание общей финансовой стабильности за счет упрочения доверия к банковской системе, сдерживания роста внешнего долга и адекватной политики надзора за банками.
Память о кризисе 2008-2009 годов требует крайне внимательного отношения к вопросу усиления устойчивости финансовой системы в целом. Главные акценты соответствующей работы будут перенесены в плоскость предотвращения накопления рисков, которые привели к кризисным явлениям. В частности, будут усиливаться требования к капиталу и оценке рисков в деятельности банков. Готовятся перестройка механизмов работы с проблемными активами и меры по усовершенствованию правил проведения банковских операций.
ТЕНДЕНЦИЯ К СНИЖЕНИЮ СТОИМОСТИ СРЕДСТВ ПРОДЛИТСЯ В 2011 ГОДУ
Вопрос: НБУ сообщил, что прогнозирует рост монетарной базы в 2011 году на 14-18%. А какая ожидаемая динамика денежной массы? Как прогнозируемый рост монетарных агрегатов будет отражаться на темпах кредитования?
Ответ: Макроэкономический прогноз Кабмина предусматривает рост реального ВВП в 2011 году на 4,5% и прирост индекса потребительских цен на 8,9%. Базируясь на этих показателях, а также учитывая активизацию процессов ремонетизации, которые обычно сопровождают послекризисное возобновление экономической активности, Нацбанк ожидает прирост показателя денежной массы в следующем году на уровне 18-22% (монетарная база за январь-ноябрь-2010 выросла на 10,6%, а масса – на 17,9% – ИФ).
Возобновление спроса на национальную валюту как средство сбережения и средство платежа в условиях стабилизации финансовой системы будет способствовать дальнейшему росту депозитной базы банков.
Расчеты, осуществленные на основе утвержденных правительством прогнозов, дают основания ожидать прироста общего объема депозитов в 2011 году на уровне 20-24% (общий объем депозитов за 11 месяцев 2010 года вырос на 21,9% - ИФ).
В свою очередь, расширение ресурсной базы банков, а также рост спроса на кредитные ресурсы на фоне восстановления экономики будут факторами увеличения объема кредитов - на 21-25% (по итогам января-ноября-2010 рост кредитов экономике составил 1,4% - ИФ).
При этом в 2011 году можно ожидать продолжения тенденции к снижению стоимости средств.
Стоимость кредитных ресурсов формируется на базе двух основных составляющих: ожиданий владельцев средств относительно вероятного инфляционного обесценивания денег, а также премии за риск. Проведение рассудительной макроэкономической и денежно-кредитной политики будет способствовать стабилизации инфляционных ожиданий, а реализация ряда разработанных НБУ мер - снижению премии за риск.
Вопрос: О каких мерах идет речь? Какими будут действия НБУ по стимулированию кредитования и удешевлению банковских займов?
Ответ: Для НБУ в этом вопросе важно достичь не столько количественных сдвигов, которые измеряются процентами прироста объемов кредитования, сколько качественных. В предкризисный период темпы прироста кредитных вложений были внушительными, однако значительное количество кредитных ресурсов, в том числе привлеченных из-за рубежа, были использованы непродуктивно – на проедание.
Наша задача - сделать так, чтобы кредитные ресурсы направлялись, прежде всего, на кредитование приоритетных проектов экономического развития.
Поскольку этот вопрос находится на стыке денежно-кредитной и финансовой политики, мы готовы к тесному сотрудничеству с правительством. НБУ уже разработал и направил в Кабмин проект комплекса мер по стимулированию кредитной деятельности банков и развития финансового сектора.
Этот документ включает вопрос усовершенствования правового поля, влияющего на кредитную деятельность банков. Речь идет об усилении защиты прав кредиторов, нормировании коллекторской деятельности. Кроме того, предлагаются шаги, напрямую связанные с формированием ресурсной базы банков: защита от массового оттока средств депозитов, усовершенствование системы гарантирования вкладов населения.
Пакет наших предложений также содержит инициативы относительно усиления институционального потенциала НБУ, в частности, в вопросах содействия обеспечению финансовой стабильности, развития фондового рынка.
Стимулирование процессов кредитования реального сектора экономики также будет осуществляться за счет процентной политики, взвешенных мероприятий по управлению ликвидностью. На это же будет направлено создание инструментов, позволяющих трансформировать привлеченные банками средства в иностранной валюте в долгосрочные ресурсы в национальной валюте.
Вопрос: Целесообразно ли смягчение условий для валютного кредитования в стране?
Ответ: Вопрос осуществления на территории Украины кредитных операций в иностранной валюте является предметом дополнительного урегулирования на законодательном уровне.
На сегодня положения антикризисного закона №1533-VI от 23 июня 2009 года устанавливают лишь временный - до 1 января 2011 года - запрет на валютное кредитование физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
Это ограничение на выдачу валютных кредитов было внедрено на законодательном уровне с целью обеспечения макроэкономической стабильности в Украине. В текущих условиях оно остается актуальным, учитывая валютный риск заемщиков, не имеющих источников поступлений в иностранной валюте, а также в связи с возникновением дополнительных рисков ликвидности и платежеспособности для банков.
С целью нейтрализации угроз экономической безопасности в банковской сфере, связанных, в частности, с накоплением внешних и внутренних долгов в иностранной валюте банками и их клиентами, целесообразно установить на постоянной основе на уровне закона запрет на предоставление финучреждениями потребительских кредитов в иностранной валюте физлицам.
В связи с этим Нацбанк поддерживает законопроект №7351 относительно защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, предусматривающий введение запрета на предоставление потребительских кредитов в иностранной валюте на территории Украины.
Ускорение принятия этого законопроекта позволит урегулировать вопрос относительно ограничения посреднической функции иностранной валюты при потребительском кредитовании физлиц.
Вместе с тем, учитывая недостаток времени, оставшегося до 31 декабря 2010 года, когда прекращается действие временного запрета на валютное кредитование населения, может рассматриваться также промежуточный вариант - продление действия соответствующих положений закона №1533 еще на пятилетний период - до 1 января 2016 года.
Вопрос: Какими будут в 2011 году процентная политика НБУ и подходы в вопросе рефинансирования? Целесообразно ли изменение учетной ставки и рабочих ставок НБУ по активным операциям? Будет ли меняться перечень инструментов рефинансирования?
Ответ: Процентные рычаги денежно-кредитного регулирования, по нашей оценке, следует направлять на содействие снижению стоимости кредитных ресурсов. Так поступить позволяет стабилизация макроэкономической ситуации и тенденция к возвращению средств вкладчиков в банковскую систему.
В таких условиях ставка рефинансирования должна поддерживаться на минимально позитивном уровне относительно прогнозного уровня инфляции. Это будет давать рынку соответствующие ориентиры уменьшения стоимости ресурсов в унисон с уменьшением инфляционного давления.
Конкретное значение учетной ставки и ставок рефинансирования будет определяться исходя из ситуации, которая будет складываться в экономике и на денежно-кредитном рынке, а также исходя из прогноза ее развития.
Что касается инструментов рефинансирования, то тут нет необходимости что-либо менять. Нацбанк располагает полным перечнем инструментов регулирования ликвидности, используемых центральными банками ведущих стран мира.
При этом действующий порядок рефинансирования банков разработан с учетом требований программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Он является прозрачным и по своей сути соответствует системе рефинансирования, работающей в ЕС.
Вопрос: Планирует ли Нацбанк пересмотреть порядок формирования банками обязательных резервов на отдельном счете в центробанке?
Ответ: Решение о формировании банками обязательных резервов на отдельном счете в центробанке принималось с учетом существенного структурного профицита ликвидности: такой шаг преследовал цель обеспечения равновесия на денежном рынке, чтобы предотвратить возникновение монетарных рисков, связанных со стабильностью денежной единицы.
Таким образом, решение о пересмотре порядка формирования обязательных резервов может приниматься исходя из дальнейшей динамики показателей денежно-кредитного рынка и, в первую очередь, изменений в ликвидности банковской системы.
ПОВЫШЕНИЕ ГИБКОСТИ КУРСА БУДЕТ ПОСТЕПЕННЫМ
Вопрос: С какими курсовыми тенденциями переходит в 2011 год валютный межбанк?
Ответ: В течение последних десяти месяцев объемы поступлений иностранной валюты от нерезидентов превышают валютные переводы в их пользу. Чистый приток валюты на счета резидентов по состоянию на 24 декабря составлял почти $9,4 млрд в долларовом эквиваленте.
Благодаря этому НБУ имел возможность проводить активные валютные интервенции. В частности, с февраля текущего года на межбанковском валютном рынке Украины мы купили $8,7 млрд в долларовом эквиваленте, что стало одним из ключевых факторов роста международных резервов.
Поэтому предположения о том, что валютный рынок балансировался исключительно благодаря продаже Нацбанком иностранной валюты, являются некорректными.
В ближайшие месяцы и в целом за 2011 год динамика валютного рынка, и курса гривни, в частности, будет непосредственно зависеть от баланса общих потоков иностранной валюты в интересах украинских резидентов, а также по их собственным внешним платежам.
Нужно также понимать: осуществляя валютные интервенции, НБУ учитывает необходимость соблюдать обязательства постепенного повышения гибкости курса гривни, согласованные в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом.
Динамика официального валютного курса гривни к доллару США отображает изменения средневзвешенных котировок на межбанковском валютном рынке. То есть, официальный курс гривни устанавливается фактически по рыночными котировкам, которые зависят от соотношения между спросом и предложением иностранной валюты.
При этом в текущем году ежедневные отклонения официального курса гривни от рыночного не выходили за пределы, закрепленные меморандумом об экономической и финансовой политике. Они колебались в пределах от "минус" 0,7% до "плюс" 0,3%.
В связи с этим Совет НБУ не определяет целевой уровень обменного курса гривни.
Вопрос: Какой будет этапность повышения гибкости курса?
Ответ: Повышение гибкости курса будет постепенным.
Нацбанк полностью осознает последствия для экономики от увеличения амплитуды колебаний валютного курса. В то же время курс должен обрести такую меру гибкости, которая будет вынуждать бизнес и население ответственно относиться к потенциальным валютным рискам и осознанно воспринимать возможность их реализации.
Постепенное повышение гибкости валютного курса гривни предусматривает изменение подходов к оценке роли, международных резервов в реализации валютно-курсовой политики государства. При режиме свободного плавания курса национальной валюты негативные шоки будут нивелироваться курсовой динамикой гривни, а не за счет осуществления операций с международными резервами.
Однако в переходной период, который сейчас продолжается и предусматривает соответствующее восстановление финансовой системы, повышение ее способности к автономному снижению валютных рисков без привлечения внешней помощи, остается актуальным вопрос сохранения прогнозируемой динамики и общей устойчивости гривни.
Сложность этой задачи также заключается в том, что потребуется поддержка международных резервов на уровне, достаточном для минимизации нежелательных курсовых колебаний, даже в условиях ситуативного ухудшения инфляционных ожиданий или в период сезонного осложнения ситуации на валютном рынке.
В этом отношении показательно, что в течение 2010 года объем международных резервов увеличился с $26,5 до около $34 млрд. Их последующая позитивная динамика будет требовать усиления координации с правительством фактически по всем основным составляющим денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики.
Вопрос: Сколько предстоит выплатить в 2011 году украинским властям, компаниям и банкам по внешним долговым обязательствам?
Ответ: Согласно последнему прогнозу платежей по внешним обязательствам страны, который ежеквартально осуществляет НБУ, в течение октября-2010 - сентября-2011 в интересах нерезидентов необходимо выплатить почти $43,7 млрд.
Такие прогнозные годовые выплаты не являются чем-то исключительным для Украины. Их объемы держатся с небольшими отклонениями почти на неизменном уровне, начиная со второго квартала 2008 года.
Можно лишь отметить, что прогнозные платежи резидентов по кредитам, облигациям и другим долговым ценным бумагам, которые всегда вызывают наибольшую заинтересованность у средств массовой информации, имели максимальные объемы в течение второго полугодия 2008 и первого полугодия 2009 года. Тогда они составляли $30,8 млрд.
Начиная с того времени, прогнозные объемы этих платежей имеют постоянную тенденцию к уменьшению. Так, в течение октября-2010 - сентября-2011 их величина оценивается в $23,3 млрд.
Что касается новых внешних кредитных привлечений резидентов в 2011 году, то их объемы, скорее всего, позволят перекредитовать значительную часть запланированных платежей частного сектора. Об этом, в частности, свидетельствуют тенденции последних двух лет. Этот фактор позволяет смягчить условия выполнения резидентами внешних долговых обязательств, которые имеют преимущественно долгосрочную природу.
Вопрос: Как отразится на спросе на валюту запланированная отмена постановления НБУ №109, ограничивавшего формирование в валюте резервов под валютные займы?
Ответ: В соответствии с меморандумом об экономической и финансовой политике, в 2011 году Нацбанк намерен постепенно упразднить действие постановления №109 от 28 февраля 2009 года. Открытые валютные позиции будут исчисляться, исходя из полного учета резервов, созданных под займы в иностранной валюте, и валютных внебалансовых статей.
С целью минимизации напряжения на валютном рынке Нацбанк будет внедрять поэтапный календарный план обеспечения выполнения этого шага, начиная с июня 2011 года.
Арбузов: Главный приоритет НБУ – достижение и поддержание ценовой стабильности в Украине (часть II)