Эксклюзивное интервью премьер-министра Украины Николая Азарова агентству "Интерфакс-Украина"
См.
Азаров: мы продолжим добиваться пересмотра неравноправного соглашения по газу (интервью часть II)
Вопрос: Мы беседуем с Вами накануне Рождества Христова. Какие чувства у Вас вызывает этот праздник? Что бы Вы могли пожелать украинцам в этот день?
Ответ: Прежде всего, это день надежды, надежды на лучшее будущее свое и своих детей, внуков, надежды на лучшее будущее страны, мира в целом. Человечество уже сотни лет отмечает этот прекрасный праздник. И всегда размышляешь над тем, что мы связываем с этим словом «надежда».
Надо сказать, что несмотря на то, что мир за эти тысячи лет мало изменился, скажем, человечество потрясали войны, катаклизмы различные, и тем не менее, всегда есть надежда на то, что усилиями именно нашего поколения жизнь станет лучше. И я вкладываю в этот праздник всегда такие мысли, всегда такие ожидания и стараюсь, чтобы все, что мы делаем сейчас, действительно дало нашим людям ощущение надежности, стабильности, уверенности. Вот это самое главное.
Вопрос: В этом году правительство впервые за последние годы отказалось от длинных выходных, имеется в виду сохранение рабочих дней 4-го, 5-го, 6-го января. Вы заботились о здоровье нашего народа или есть какие-то экономические мотивы этого решения?
Ответ: Во-первых, мы не в первый раз отказались от длинных праздников, как Вы помните, на майские мы тоже не стали устраивать такие длинные каникулы. Настало время народу говорить правду. А правда заключается вот в чем – что пока мы не будем работать интенсивно, энергично, пока каждый не займется улучшением своей личной жизни, а вместе с тем, и жизни всей страны, всего государства, надежды на манну небесную останутся абсолютно неоправданными.
Начну я, прежде всего, с того, что надо ставить вполне конкретные задачи и реализовывать их. И правда заключается вот в чем: мы всегда говорим, что на Западе живут лучше, чем у нас. Давайте посмотрим, все ли то, что есть у нас плохо, а что есть на Западе хорошо. В этой связи решение правительства о том, чтобы не устраивать таких "загулов", причем для всей страны, причем в начале года, когда очень важно как говорится "закрутить" год, настроить год на нормальную работу, в этих условиях мне представляется это решение, как небольшой шаг, но он символический и очень важный.
Мы все должны настроиться на то, что 2011 год – для нас год непростой, сложный, трудный год. Но если мы настроимся на работу, на результат, на большие созидательные цели, то он будет успешный. И это очень важно.
Вопрос: Тем более, что после 10 дней праздников, все мы знаем, неделя уходит на восстановление после праздников.
Ответ: Как правило, весь январь для нашей страны всегда был пропащим. Мы решили положить конец этой традиции.
Хочу сказать о том, что в этом году очень много предстоит сделать.
Вопрос: Хотелось бы начать с административной реформы, которая уже заявлена, контуры прописаны в указе президента Виктора Януковича. Можно сказать, что она уже идет?
Ответ: Меня, прежде всего, интересует эффективность управления. Реформа проводится вовсе не для сокращения численности чиновников, хотя это очень важно. Сокращение расходов на управленческий аппарат – это очень важный фактор, уменьшение расходов государства на самого себя – это очень важно.
Но самая главная цель административной реформы или реформы системы управления – создание эффективной, прежде всего, системы управления, когда каждый работник сферы управления знал бы свою задачу, отвечал бы за нее и эффективно бы решал те задачи, которые перед ним поставлены.
В этой связи у меня вчера была дискуссия с работниками нашего Секретариата Кабинета Министров, и они мне говорили, что, например, численность 400 человек очень маленькая и аппарат Кабинета Министров не справится и захлебнется в том потоке решений, проектов, которые сейчас проходят через Кабинет Министров. Сейчас численность Кабинета Министров где-то 1100 человек с небольшим.
Так вот, я напомнил нашему Секретариату о том, что 20 лет назад, когда был Совет Министров Украины, то численность аппарата Совета Министров Украины где-то была 400-450 человек.
Вопрос: И это при централизованной системе управления?
Ответ: Да, это при централизованной системе управления, но, правда, часть предприятий не подчинялась тогда украинскому Совету министров, потому что она подчинялась союзному государству, но это в основном были предприятия оборонного комплекса, такие очень крупные предприятия в сфере космического направления, например. И Совет министров справлялся, как мы знаем.
Мы до сих пор еще не вышли на уровень по объему производства 1990 года, между прочим, напомним сами себе, что нам еще идти до уровня 1990 года не один год. И тем не менее, тот аппарат Совета министров справлялся.
Поэтому сейчас в наших условиях, безусловно, мы можем иметь такой небольшой, мобильный, оперативный аппарат управления. И вот выстроить эффективную систему управления на центральном уровне, то есть на уровне правительства, выстроить ее на уровне отраслевых министерств и на уровне регионов, причем увязать управление отраслевое и управление региональное - чрезвычайно важная задача реформы системы управления.
Я думаю, что мы с ней справимся, и то, как она сейчас реализуется, она реализуется именно в те сроки, которые установлены президентом страны, под его жестким контролем. Естественно, и я как Премьер-министр очень большое внимание уделяю этому направлению. Я думаю, что она будет достаточно успешна и эффективна.
Вопрос: В чем должна быть, с Вашей точки зрения, мотивация тех людей, которые работают на государственной службе? Эффективность, о которой Вы сказали, зависит и от качества кадров. У этих людей должна быть профессиональная мотивация. Это не деньги, наверное, потому что можно деньги заработать в другом месте. Что именно должно двигать человеком, который работает на госслужбе? Что бы Вы ему сказали, зачем он там работает?
Ответ: Когда-то было в ходу хорошее слово «честолюбие». Что оно по-русски означает – люблю честь. А честь достается по результатам. То есть «честолюбие» хорошее слово, которое характеризует стремление того или иного руководителя для достижения каких-то высоких результатов.
Нам нужно подбирать тех людей, у которых это чувство развито. Я много раз убеждался, особенно работая в науке, что деньги как стимул для, предположим, научного работника не являются главной целью. Я заметил, что можно платить, по тогдашним меркам, 200 рублей, например, и 1200 рублей в месяц, однако, если у человека нет честолюбия, нет тяги к знаниям, к получению новых знаний, результата не будет.
Безусловно, вопрос материальной заинтересованности тоже немаловажен. И вот разумно сочетать эти рычаги, это естественное стремление достижения определенных результатов, называемое честолюбием, и желание жить хорошо, такое разумное сочетание этих двух стимулов, я думаю, должно лежать в основе подбора кадров на государственную работу. Разумеется, должна быть высокая ответственность за порученное дело, элементарная честность, о которой мы уже забыли, порядочность, ответственность и т.д.
Вопрос: Любое развитие, модернизация предполагает какую-то инвестиционную деятельность. Что все-таки является инвестиционным ресурсом для правительства основным: это государственные деньги, частные деньги, деньги национальных инвесторов, иностранных инвесторов? Что для Вас является приоритетом?
Ответ: Прежде всего, невозможно осуществить модернизацию в условиях, когда примерно 70% промышленности находится в частных руках, то есть приватизировано, невозможно осуществить модернизацию без желания собственников заниматься этой модернизацией.
Поэтому, естественно, основной инвестиционный ресурс сосредоточен в предприятиях приватизированного сектора. И задача правительства создать стимул для такой модернизации. И Налоговый кодекс, вокруг которого точилось много копий, как раз и являлся стимулом или инструментом для решения этой задачи. В Налоговом кодексе мы предусмотрели для нашего бизнеса такие понятия, как ускоренная амортизация, направление части прибыли на энергосбережение, на модернизацию, на инновационные процессы, это часть прибыли освобождается от налогообложения. И поэтому только, наверное, ленивый отдаст деньги бюджету в этой ситуации, а не направит их на модернизацию.
Целый ряд других стимулов предусмотрен правительством. Например, введение отсрочки от уплаты ввозных пошлин, налогов на ввоз оборудования, которое будет направлено на модернизацию и создание новых рабочих мест. Такие важнейшие отрасли, как авиастроение, судостроение, легкая промышленность, например, отельный бизнес, который чрезвычайно важен для привлечения в Украину туристов, развитие такого бизнеса, как туристический бизнес, вообще освобождено от налогообложения на длительный срок.
То есть основная задача правительства – стимулировать приток частных инвестиций в модернизацию.
Второй важный ресурс – это, безусловно, прямые иностранные инвестиции, которые должны привлечь в страну те условия, которые мы создали.
Третий важный рычаг – это государственные инвестиции в инфраструктурные проекты, которые должны создать поле для привлечения иностранных инвестиций. То есть хорошие условия и поле для привлечения. Прийти не в чистое поле, будем говорить, а на площадку, которая уже подготовлена, к которой подведены дороги, сети инженерные и т.д.
Наконец, важнейший рычаг – это кредитные ресурсы. И вот в 2010 году правительство очень трудную задачу решало – это уменьшение той части ресурса, который имеется внутри страны для финансирования дефицита бюджета. В предыдущие годы, к большому сожалению, практически все свободные ресурсы отвлекались предыдущим правительством на финансирование дефицита государственного бюджета. Причем, эти деньги привлекались под чудовищные ставки, под 30% годовых.
Разумеется, это лишало нашу промышленность кредитных ресурсов, потому что кто же будет вкладывать, какой банк будет финансировать промышленность, если государство на льготных условиях абсолютно надежно привлекает эти деньги под такие высокие проценты доходности?
2010 год тем и характерен, что мы сумели эту тенденцию переломить. Во-первых, ставка государственных заимствований сейчас, скажем, вполне конкурентная, то есть она где-то находится на уровне 9%, и я скажу, что промышленность готова предоставить под кредиты более конкурентные условия, чем государство. И это абсолютно нормально. И мы на 30 млрд. грн. уменьшили объем внутренних заимствований, а значит, эти 30 млрд. освободились и будут банками направлены в промышленность, в развитие экономики.
Вот эти три важные составляющие: приватные инвестиции, иностранные инвестиции, государственные инвестиции плюс кредитные ресурсы должны составить основу для ускоренного развития экономики и модернизации в следующем году.
Вопрос: Вы говорили об инфраструктурных проектах, Во-первых, назовите один-два примера таких проектов, которые будут запущены в этом году.
И второй вопрос – как Вы себе представляете механизм контроля за расходованием государственных ресурсов, потому что у народа есть точка зрения, что все, что выделено государством – много будет украдено, поскольку эти деньги государственные – значит, ничьи.
Ответ: Назвать несложно, мы начнем в 2011 году осуществлять крупнейшие инвестиционные проекты – это строительство третьего и четвертого атомных энергоблока Хмельницкой АЭС. Это строительство завода по фабрикации ядерного топлива, это те объекты, которые мы сейчас строим в рамках подготовки к «Евро-2012», это большой объем дорожного строительства и т.д. Я мог бы называть десятки объектов, многие киевляне на своих глазах могут убедиться, что такие объекты и в 2010 году вводились и многие из них строятся и будут строиться в 2011 году.
Теперь контроль. Много спекуляций на эту тему. Я хочу сказать, что когда мы впервые ознакомились с ходом подготовки к «Евро-2012», то, как и по многим другим вопросам, вначале было чувство безнадежности, что настолько запущены эти работы, настолько они бесконтрольны, что успеем ли мы вложиться в те сроки, которые поставлены, да еще и в условиях отсутствия денег. Мы пришли – абсолютно пустая казна была.
Начнем с того, что на такой объект, как «Олимпийский», например, о котором сейчас идет много спекуляций, вообще отсутствовала проектно-сметная документация. А если отсутствует проектно-сметная документация, то, значит, отсутствует и понятие цены, то есть можно какой-то временный титул утвердить, что и делало предыдущее Правительство, но исходя из чего оно утверждало? Ведь нет в полном объеме проектно-сметной документации. Поэтому пришлось эти работы во многом, кстати, такая же ситуация была во Львове со строительством львовского стадиона, начинать с такого понятия, как рабочие проекты, грубо говоря, с листа.
Поэтому те спекуляции, которые сейчас распространяют, что стоимость увеличилась в два или в полтора раза, – это все спекуляции. Как только будет окончательно сформирована проектно-сметная документация, например, на «Олимпийский», тогда и будет обозначена конечная стоимость этой работы.
Безусловно, все это пройдет необходимые экспертизы, безусловно, все это будет проверяться и сейчас проверяется. Я очень жестко предупредил всех руководителей, которые работают по этому проекту, что каждая бюджетная копейка, каждый бюджетный рубль будет очень тщательно проверяться и сейчас уже проверяется. И ответ придется держать и через год, и через несколько лет.
Но, возвращаясь, если говорить об этом объекте, я не могу не сказать, что, конечно, решение было неоптимальным. Реконструкция всегда, во-первых, более затратная, чем новое строительство, а во-вторых, всегда ограничена по своим возможностям. Тем более, реконструкция стадиона расположена в центре столицы, в котором масса коммуникаций. Помните, там всю историю с землей, со строительством комплекса перед непосредственно стадионом, с его сносом и так далее.
Безусловно, когда речь идет о практически авральном строительстве, когда мы это строительство ведем в три смены, в ночные часы, в праздники, безусловно, все это удорожание. И возлагать вину сейчас на нас, на то, что мы в таком авральном темпе ведем сейчас завершение этого объекта, а не брать часть вины на себя, я имею в виду предыдущих, тех, кто нас сейчас упрекает. Почему же вы нормально не активизировали работу, чтобы не нужно было работать по праздникам и ночью? Почему вы в те сроки, которые у вас были, не подготовили проектно-сметную документацию? Не просчитали все, не обсчитали? Сейчас начинаете нас в чем-то обвинять. Вы лучше спросите себя, что вы нам оставили – это будет самая правильная постановка вопроса.
Я БЫ ХОТЕЛ РАЗВЕЯТЬ ВСЕ МИФЫ …
Вопрос: Чтоб закончить с теми, кто вас обвиняет. Юлия Тимошенко утверждает, что средства, полученные в рамках Киотского протокола, были потрачены на пенсии. Прокуратура утверждает, что - нет. Так куда же они пошли на самом деле?
Ответ: Мне эту дискуссию странно слушать, потому что я имею дело, в отличие от шоу, от журналистов с реальными цифрами и с реальными данными. И я, причем, за каждое свое слово отвечаю, несу ответственность. Я готов любое свое утверждение прокомментировать с документами в руках.
Так вот, я бы хотел развеять все мифы, которые сейчас навеваются, в том числе, и в средствах массовой информации.
Первое. По состоянию на 01.01.2010 средств киотских денег на счетах Казначейства не было. Не было просто потому, что всего денег на счетах Казначейства было 1 млрд. 55 млн. грн., а эквивалент в гривне киотских денег где-то за 3 млрд. с лишним, 330 млн. евро, в переводе это 3 млрд. 300 млн.
Значит, уже из этого факта совершенно очевидно, что деньги, специализированные деньги, предназначенные для реализации экологических программ, только для этого, были израсходованы. Их не было. С этой же проблемой мы столкнулись 11 марта, когда пришли в это здание и получили к многочисленным долговым нагрузкам, которые нашему правительству пришлось выплачивать, задачу восстановления киотских денег на спецсчетах экологического агентства в Казначействе. Эта задача ставилась прямо сразу же, поскольку она имеет не только экономическое значение, но прежде всего, политическое значение. Нецелевое расходование государством денег по Киотскому протоколу грозило нам дипломатическим скандалом и прекратило бы наше всякое дальнейшее сотрудничество в рамках этих экологических программ.
И поэтому такая задача перед нами сразу же встала и мы ее решали, к маю мы ее решили. Я еще раз подчеркиваю, было ужасно трудно оторвать деньги, в том числе, и от бюджетной сферы, в том числе, и от инфраструктурных проектов, и накапливать эти деньги на счетах и полностью их восстановить.
Они были восстановлены в мае, и уже в июле или в июне, когда КРУ вместе с представителями японского правительства осуществляли проверку этого ресурса, то, естественно, было подтверждено восстановление этих средств, то есть они в полном объеме уже были. Недавно правительство выступило со специальным заявлением, в котором мы указали, что мы не только восстановили эти средства, но еще и свою часть внесли на этот счет и мы полны решимости осуществить все те экологические программы, на которые, собственно говоря, эти деньги были и выделены.
Теперь, что касается утверждения, что якобы эти деньги направлялись на пенсии – это тоже очередная неправда, которая сейчас распространяется. Именно в тот день, когда эти средства были заимствованы со спецсчета и направлены на общий счет Казначейства, конвертированы, естественно, поскольку они были в евро, в гривны и зачислены на общий счет Казначейства, именно в тот день никаких перечислений на пенсионные счета не было. Напротив, были перечисления абсолютно нецелевые, например, на приобретение автомобилей Министерства внутренних дел.
Почему об этом не рассказать? Вот именно в тот день, когда была осуществлена конвертация этих ресурсов, и о чем там рассказывают слезно, что были на пенсии выплачены. Именно в этот день никаких перечислений на Пенсионный фонд не производилось. И это является правдой.
Можно в свою защиту приводить разные аргументы, и это абсолютно допустимо. Но строить свою защиту на заведомой неправде, на мой взгляд, некорректно и неправильно. Можно находить другие аргументы и этим надо заниматься. Но прибегать к обману – не самый лучший способ защиты, а самое главное, надо помнить о репутации нашей страны. Потому что репутацию страны не выстроишь на обмане.
Мы сейчас четко заявили: да, эти средства были использованы в определенный промежуток времени, нецелевым образом, но они восстановлены сейчас и будут впредь расходоваться только исключительно на целевые программы.
УКРАИНЕ НЕОБХОДИМО ЧУСТВО ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ
Вопрос: Хотелось бы вернуться к вопросу инвестиционной деятельности в целом. Согласно Программе экономических реформ президента 2012 год – это год, в течение которого может начаться приватизация земли. Но до этого надо провести очень большую работу по подготовке законодательной базы.
Есть ли в планах правительства сейчас, может, в текущих планах, разработка таких законов, и как Вы считаете, реально ли в 2012 году к этому вопросу приступить?
Ответ: К этой проблеме необходимо приступить хотя бы только потому, что Украина столкнулась с такой ситуацией, когда она сама себя не обеспечивает продуктами питания. Кто мог бы представить себе, что наступит такой период, когда Украина будет завозить и импортировать мясо, кто об этом еще 20 лет назад мог серьезно подумать?
Вместе с тем, в 2009 году Украина импортировала более 550 тыс. тонн мяса, причем это было далеко не качественное мясо. Как правило — всякие отходы, сырье, которое много лет где-то хранилось.
Украина не обеспечивает себя в полном объеме и сливочным маслом, мы завозим значительный объем.
Это говорит о том, что острота проблемы, которая стоит в нашем аграрном комплексе, уже приобрела немыслимые формы, она уже стала угрожать нашей безопасности. Я не говорю о физиологических нормах потребления продуктов питания…
Что можно сделать для того, чтобы поднять наш аграрный комплекс? Нужны колоссальные инвестиции, а самое главное, необходимо чувство хозяина. Хозяина той земли, за которую ты отвечаешь, на которой ты будешь работать, и твоя жизнь будет зависеть от этой земли. Вот это чувство хозяина не появилось. Аренда земли, продажа, перепродажа каких-то паёв и т.д. фактически привело к тому, что в украинские земли, в украинский аграрный комплекс не вкладываются те средства, которые необходимо вкладывать.
Достаточно сказать, что когда появилась модная тема рапса или производства биотоплива, то наши богатейшие черноземы, которые должны были работать на украинского гражданина, на украинского человека, стали работать на неизвестно кого. Посевы рапса, посевы технических культур обескровливают нашу землю, делают ее непригодной потом для производства продовольствия в течение ряда лет. Я удивлялся легкости, с которой арендаторы громадные массивы направляли на посевы технических культур. То есть вопрос собственника, вопрос хозяина земли — вопрос не просто о назревшем, а о перезревшем.
Конечно, могут и возникают спекуляция на эту тему: как сделать так, чтобы наши земли, кто-то по дешевке не скупил и т.д.? Это вопрос, будем говорить, к законодателю. Можно выписать все эти механизмы таким образом, чтобы сделать вполне естественное ограничение на право иностранных граждан приобретать в больших объемах, подчеркиваю, нашу землю. Но сделать землю тем инвестиционным ресурсом, с помощью которого мы привлечем реальные средства, – это задача нашего правительства в ближайшие год-два. Вопрос непростой. Вопрос политический.
Поэтому, разумеется, мы подготовим законопроект, проведем его обсуждение и, прежде всего, с аграриями, селянами. Мы попытаемся найти ту формулу, при которой нам удастся учесть и мировой опыт, и, в том числе, традиционное представление о нашей земле. И я думаю, что эта реформа будет важнейшим шагом с точки зрения модернизации нашего аграрно-промышленного комплекса.
Скажем, простой вопрос – создание аграрного или земельного банка, без которого трудно представляется развитие, например, аграрного комплекса. Что может быть тем залогом, под который такой банк или такое финансовое учреждение сможет выдавать кредиты под развитие, под строительство животноводческих комплексов, например, под приобретение современной техники, для проведения, например, селекционной работы, для проведения и внедрения современных аграрных технологий? Что? Земля. И этот механизм должен использоваться, он должен работать, и я думаю, что он заработает.
Вопрос: Заканчивая с сельским хозяйством, скажите, политика квотирования экспорта зерна будет продолжена в 2011 году или Вы будете в зависимости от уровня урожая, в зависимости от экспортного потенциала принимать решение?
Ответ: Прежде всего, хочу сказать, что, по данным Международной организации продовольствия, есть такая организация в мире, FAO называется, сейчас пик цен на продовольствие за последние многие годы. К большому сожалению, в силу целого ряда причин цены на продовольствие сейчас находятся на пике. Это вовсе не означает, что они и дальше не будут расти, по прогнозам той же FAO.
Связано это, прежде всего, и с климатическими изменениями, и с не очень-то правильной политикой целого ряда аграрных стран. Связано это с тем, что увлеклись целый ряд стран, которые производили в больших объемах продовольствие, производством, так называемого, "чистого топлива" — когда значительные площади были выделены не под продовольственные, а под технические культуры. Растет население Земли, растет потребление. Развиваются такие громадные страны, как Китай и Индия, например, с населением в сумме, значительно больше половины населения Земли, и с растущим ВВП, а соответственно, и доходов населения, где-то под 12-15% в год.
Поэтому причин как объективных, так и субъективных, для такого стремительного роста цен на продовольствие много.
Как в этих условиях удержать стабильность цен в Украине при открытых рынках, в условиях прямого влияния на наш рынок мировой тенденции роста цен?
Здесь, на мой взгляд, правительство приняло достаточно трудное решение, но вместе с тем такое, которое позволило удержать цены на основные продукты питания. Подчеркиваю, да - по отдельным позициям был рост. Но он не был определяющим для всей продовольственной группы. И сейчас тоже на эти темы очень много спекуляций, что вот якобы Госкомстат что-то занижает. Я абсолютно отвечаю за то, что говорю. Пока еще нет окончательных данных по году, но я думаю, что мы выйдем на цифру где-то около 9%. Это будет рекордно низкая инфляция. Многие относятся к этому с недоверием: «Как же так, а вот цена на гречку выросла, например, в два раза. Вот премьер-министр утверждает, что общая инфляция составила около 9%»… Это так потому, что инфляция определяется не по цене на гречку, она определяется по совокупности более, чем 300 товарных позиций, жизненно важных для нашего населения. Рубашка нужна для человека, костюм нужен, пальто нужно? Нужны и хлеб, и мясо и т.д.
Так вот, по целому ряду позиций цены вообще не росли, по значительному ряду позиций. Поэтому рост цен на гречку (которая, в структуре потребления занимает, я точно не уверен - цифру, может быть 0,01%,) не смог сформировать аномальную инфляцию по всем абсолютно товарным позициям. Вот простой подход Госкомстата – это международная методология, и поэтому мы в какой-то степени гордимся таким результатом, что впервые за 10 лет мы имеем такую инфляцию.
Почему мы за нее так воевали, почему мы так за нее боролись? Да просто потому, что мы заинтересованы в том, чтобы снизить ставки по кредитам в промышленности. Естественно, они не могут быть ниже инфляции, и поэтому то снижение инфляции до уровня 9% позволяет нам рассчитывать на то, что ставки по кредитам (в 2010 они уже были снижены до где-то 14-15%) в 2011 году снизятся до 11-12%, то есть станут более-менее разумными для развития нашей экономики.
Вернемся к вопросу квотирования. Это было неизбежное решение в условиях, когда Россия потеряла 30% урожая, а у нас с ними достаточно открытые прозрачные границы. В условиях, когда спрос на зерно поднялся, и цена на зерно поднялась в 2 раза, примерно со $ 160 за тонну до $ 260-300.
При этих условиях открыть экспорт зерна – это оставить Украину без него. А ведь мы ставим перед собой задачу развития животноводства. В августе-сентябре мы думали о том, какую позицию займет селянин, если цена на фуражное зерно вырастет в 2 раза? Оставит он теленка или зарежет его? Так вот мы не хотели, чтобы он, будем говорить, вырезал скот, хотели, чтобы он сохранил его.
Поэтому решение, еще раз подчеркиваю, было трудным, оно принесло определенные убытки тем, кто занимается торговлей зерном, но в наших долгосрочных интересах все-таки реализовать переработку зерна внутри страны – это организовать внутреннее потребление и лишь только определенный объем экспортировать за рубеж. Вот это наша долгосрочная, долговременная политика. Мы никогда не будем гордиться, что мы все зерно, которое в стране производим, будем вывозить.
А спрашивается: с чем мы оставим тогда свою страну? С чем мы оставим своих селян – тех, кто занимается животноводством? Это, как раз, не тот показатель, которым нужно гордиться.
Я вспоминаю, когда в 2003 году было экспортировано рекордное количество зерна в Украине, и мы хвастались, что мы стали то ли пятыми, то ли четвертыми экспортерами в мире, а затем… в авральном порядке были вынуждены просить его у России, Казахстана, были вынуждены завозить его в авральном порядке в страну, неся колоссальные потери.
Поэтому такая ситуация больше никогда не повторится. Во-первых, мы уже сейчас создали достаточные запасы зерна в Аграрном фонде, пополняем запасы государственного резерва, кстати, тоже, в свое время, пустого - его приняли абсолютно пустым, с минусом даже, с долгами вместо запасов.
То есть 2010 год, если его итоги подвести в нескольких чертах, это был очень трудный год. Я все-таки в правительстве не первый год, и скажу, что по напряженности задач, по сложности задач, которые стояли перед правительством, он был уникальный, конечно. С таким масштабом проблем, с каким нам сейчас пришлось столкнуться в этом 2010 году, он, конечно, был очень тяжелым. Но, отмечая уже ушедший год, можно отметить, вместе с тем, нам все-таки удалось эту ситуацию выправить, удалось создать нормальный фундамент для развития, и в целом это был удачный год.
См.
Азаров: мы продолжим добиваться пересмотра неравноправного соглашения по газу (интервью часть II)