Эксклюзивное интервью мэра Полтавы Александра Мамая агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Вы собирались организовать проверку КРУ относительно деятельности предыдущей власти. Была ли она проведена? Если да, какие нарушения выявлены и возбуждены ли по данным фактам уголовные дела?
Ответ: Проверка сейчас осуществляется. Однако, судя по документам, которые я видел, за предыдущие 3-4 года минимум 50% недвижимости из коммунального фонда было выкуплено одними и теми же фирмами. По странному стечению обстоятельств, их тем или иным образом можно связать с семьей бывшего городского головы.
Вопрос: Нынешний горсовет отменил решение, принятое депутатами предыдущего созыва, которым они сами выделили себе землю. Была создана временная депутатская комиссия, которая занимается пересмотром решений предыдущей власти. Есть ли результаты ее деятельности?
Ответ: Городской совет действительно удовлетворил протест прокурора по этому вопросу. Решения, принятые предыдущей властью, сейчас изучаются. Возможно, будет отменено решение о выделении земельного участка под строительство торгового комплекса возле Полтавского университета потребительской кооперации. И снова это строительство как-то связано с фирмами семьи экс-мэра. Я считаю строительство торгового комплекса в этом месте нецелесообразным - там должен быть парк отдыха.
Вопрос: Вы планировали создать "Банк земли", который, по Вашему мнению, позволит выделять земельные участки тем, кому они действительно нужны. Каков будет механизм и когда заработает эта система?
Ответ: "Банк земли" сейчас создается. Мы собираем данные обо всех земельных участках и смотрим, какие остались свободными. Кстати, их осталось очень мало – за каденцию предыдущей власти было выделено земли намного больше, чем за те 18 лет, когда городом руководил Анатолий Кукоба. Что касается механизма выделения земли, то первоочередное право будет предоставлено тем, кто стоит первым в очереди на получение жилья.
Вопрос: Каковы планы по реорганизации ЖКХ? Планируете ли передавать жилой фонд на обслуживание управляющим компаниям? Есть ли планы повышения тарифов на коммунальные услуги?
Ответ: ЖЭКи в нынешнем виде давно изжили себя. Они будут упразднены уже в ближайшие месяцы. Останутся за ними, возможно, только какие-то несущественные административные функции. Сейчас в Полтаве создается управляющая компания - она будет руководить жилищно-коммунальным хозяйством. Все запчасти, краны, трубы и т.д. она будет приобретать на оптовых складах. Компания будет одна, однако какая, мы определим на конкурсе. Думаю, через 3-4 месяца жилой фонд полностью перейдет к ней на обслуживание. Это позволит экономить средства – сейчас начальники ЖЭКов получают по 8 тыс. грн в месяц, а ЖЕКов - восемь. Это 64 тыс. грн в месяц, а в год - около 800 тыс. грн получают только начальники ЖЭКов! А еще - бухгалтерия, секретари, финансисты, экономисты, юристы. Это несколько миллионов гривень, которые можно будет направить на улучшение обслуживания в этой сфере.
Вопрос: В сфере ЖКХ одной из основных задач Вы называли создание ОСМД. Какие механизмы Вы видите и закладываете ли средства в бюджете на поддержку ОСМД?
Ответ: В этом году средства на ОСМД в городском бюджете, безусловно, не заложены. Но если будет создаваться ОСМД, то будет создана комиссия, которая подсчитает, сколько средств необходимо для ремонта. И на сессии горсовета при перераспределении бюджета будем находить на это деньги. Я – за создание ОСМД, так как жители Объединения сами знают, какую компанию нанять, кто им предоставит наилучшие услуги. У меня было несколько примеров, когда я выезжал на место, общался с жителями и спрашивал: "Если мы дадим вам стройматериалы, то вы сами сможете сделать ремонт в подъезде?". И все единогласно говорили "да". Нам это дешевле, потому что мы только материалы дадим, а ремонт они сделают собственными силами.
Вопрос: Предыдущий мэр Андрей Матковский заявлял о планах внедрения в городе единого билета для безналичного расчета за проезд в общественном транспорте. Будет ли это реализовано, и если да, то когда и что для этого необходимо? Какие планы по реформированию транспортной системы города, упорядочиванию движения на "кольцевом маршруте", улучшению работы троллейбусного управления?
Ответ: Да, мы будем внедрять такую систему - это принципиальный вопрос. Благодаря этому в бюджет будет направляться больше средств, улучшится качество предоставляемых услуг. Для создания такой системы нужно 4-5 млн грн. Возможно, она заработает в течение этого года. А на "кольцевом маршруте" хотелось бы, чтобы работали только троллейбусы – это дешевле и экологичнее. Сейчас там курсирует 33 автобуса и аж… один троллейбус. Но уже в марте-апреле мы приобретем 10 новых троллейбусов, на что нужно порядка 20 млн грн. Собираемся брать транспорт в лизинг. Кроме того, около 20 троллейбусов мы отдадим на реконструкцию. И тогда три десятка троллейбусов смогут выходить на "кольцевой маршрут". Думаю, эта система заработает через год-два.
Вопрос: Вы планируете возродить в Полтаве коммунальное предприятие по ремонту городских дорог. Удастся ли это сделать в 2011 году? Какие планы по приобретению техники, сколько средств для этого необходимо и сколько вы закладываете в этом году?
Ответ: Это предприятие уже создано, мы возродили дорожно-ремонтно-строительное управление, набираем персонал. До сегодняшнего дня в банке "Надра" у нас лежал депозит 3,2 млн грн, его уже процентов на 40 вернули. Заложено еще 4 млн грн для приобретения техники. Поэтому всего на технику – 7,2 млн грн, и еще 20 млн грн выделено из бюджета на ремонт дорог. Для сравнения: в 2009 году на дороги было выделено 9 млн грн. Техника будет приобретаться только на тендерах, закупки завершим в марте. Вся она будет коммунальной, а работать на предприятии будут исключительно жители Полтавы.
Вопрос: Памятник гетману Мазепе уже изготовлен и находится на территории изготовителя - киевского комбината "Художник". Стоит ли сейчас вопрос об установке этого памятника в городе и если подобный проект решения будет вынесен на сессию горсовета, как Вы проголосуете?
Ответ: По моему убеждению, мэр должен заниматься дорогами, троллейбусами, питанием детей в школах и детских садиках и так далее. Что касается Мазепы - уверен на 100%, что это политический вопрос. Он лишь искусственно разделяет полтавчан. Если Верховная Рада примет решение, и его подпишет президент, я его выполню, каким бы оно ни было. Но если бы вопрос рассматривался на сессии горсовета, то я бы воздержался от голосования.
Вопрос: Как Вы относитесь к инициативе сооружения памятника экс-мэру Анатолию Кукобе и возможно ли профинансировать его установку за средства местного бюджета?
Ответ: Я уверен, что такой памятник нужен, и он появится в нашем городе. Анатолий Кукоба посвятил свою жизнь Полтаве и очень много сделал для города. Один из его друзей, с которым они были дружны долгие годы, собирается профинансировать возведение памятника. Пока что он не хочет, чтобы его называли. Поэтому нет необходимости выделять средства из горбюджета. Думаю, что памятник появится уже в этом году. Возможно, его открытие состоится в ноябре и будет приурочено ко дню рождения Анатолия Кукобы.
Вопрос: Между Полтавой и Харьковом заключено соглашение о сотрудничестве в рамках Евро-2012. В частности, было запланировано запустить рейсовые автобусы сообщением "Полтава – Харьков". Что сделано в этом направлении и каковы планы по реконструкции дорог на этот год?
Ответ: В Полтаве независимо от проведения чемпионата Евро-2012 будем делать ремонт дорог, на что, как уже было сказано, выделено 20 млн грн. Дороги, особенно в центре, должны быть в надлежащем состоянии для проезда транспорта.
Вопрос: Что в городе уже сделано в рамках чемпионата и что в планах на 2011 год для повышения туристической привлекательности Полтавы?
Ответ: Гостиниц в Полтаве построено больше, чем необходимо. Дай Бог, чтобы туристы ехали сюда во время кризиса. Завлечь их очень сложно. Что касается достопримечательностей, то мы собираемся вернуть первоначальный вид памятнику защитникам Полтавской крепости и ее коменданту Алексею Келину. Я читал о самом полковнике, он на самом деле очень много сделал для города. В свое время памятник действительно был увенчан двуглавым орлом. По его установке практически все сделано, осталось на день-два работы. Возможно, откроем его весной, но еще посмотрим, к какой дате приурочить это событие.
Вопрос: Под Полтавой ФК "Полтава" к Евро-2012 намеревался построить спортбазу. Ведутся ли работы и на какой стадии?
Ответ: Спортбаза строится ФК "Полтава" в селе Терешки, но к 2012 году завершить ее они не успеют.
Вопрос: Как Полтава будет отмечать 302-ю годовщину Полтавской битвы?
Ответ: На празднование 302-й годовщины будет потрачено намного меньше средств – в этом году не будет государственного финансирования. Поэтому приглашать гостей из других стран мы не будем. На празднование соберем полтавчан, сделаем историческую реконструкцию фрагмента Полтавской битвы.
Вопрос: Считаете ли Вы целесообразным существование райисполкомов и райсоветов и нет ли у Вас планов по упразднению этих структур?
Ответ: Я лично – против райисполкомов. В конце каденции буду советоваться с губернатором и руководством страны по этому вопросу. Мое мнение: райисполкомам в Полтаве делать нечего. Есть пример Киева, Харькова, Запорожья – эти города намного больше и обходятся без этих структур.
Вопрос: В планах было строительство молокозавода в Полтаве, который бы без надбавок поставлял молоко в детсады, школы и больницы. На какой стадии этот проект? Начнется ли строительство в этом году и какова его ориентировочная стоимость?
Ответ: Проект разрабатывается - на это нужно не менее полгода. Что касается самого завода, то он будет частный, инвестором может выступить предприятие "Интер-Агро", которое я когда-то возглавлял. Ориентировочная стоимость строительства завода – 40 млн грн. Думаю, что в следующем году начнем строительство. Сейчас такие технологии, что строить быстрее, чем проектировать.
Вопрос: Вы заявляли, что будете работать за 1 грн, а зарплату распределите между работниками исполкома, которые получают меньше всех. На что Вы живете? Каково ваше состояние и кто сейчас занимается Вашим бизнесом?
Ответ: По закону получать зарплату в 1 грн нельзя. Я работаю за полную зарплату, а перечисляю ее на счет общественного объединения "Наш Дом – Полтава". То же самое и с зарплатой первого заместителя (Вячеслава Стеценко - ИФ). Что касается других работников мэрии, то принято решение начислять заместителям головы города премию в размере не более 30%, а ранее премия была и 100%. Сэкономленные деньги распределяем между работниками, которые получают наименьшую оплату. То есть уборщицы, водители теперь получают на 30-40% больше.
Бизнесом вместо меня сейчас занимается мой зять. До этого он работал на моем предприятии 18 лет, а теперь возглавил его. Офис находится в Полтаве, поэтому на выходных я могу заезжать на предприятие.
Вопрос: Партия "Совесть Украины", которой Вы были выдвинуты как кандидат на пост мэра, получила в Полтавском горсовете 74% мест. Представители этой партии выиграли почти по всем мажоритарным округам. Как удалось достичь такого результата?
Ответ: Что касается выборов и бизнеса, лично я где-то сравниваю эти понятия. Пишешь бизнес-план или план выборов и потихоньку его осуществляешь. Я готовил план за месяц, а потом за 2-2,5 года реализовывал. Народ доверил в первую очередь мне, и уже потом – моей команде. Полтавчане поняли – для того, чтобы мэр был эффективным и успешным, ему нужна команда единомышленников. И поэтому проголосовали за развитие Полтавы, ее будущее.