Эксклюзивное интервью мэра Запорожья Александра Сина агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Ваша победа на выборах городского головы Запорожья, где превалирует электорат "Партии регионов", стала своеобразной сенсацией в Украине. Учитывая, что секретарем горсовета избран ваш основной конкурент по выборам - представитель Партии регионов Владимир Кальцев, существуют ли между вами противоречия в работе, а может быть удалось найти общий язык и в чем?
Ответ: У нас абсолютно нормальные рабочие отношения. Мы, я считаю, приняли очень важное решение, и для нас лично и для горожан, - мы не будем бороться и спорить, кто из нас главный. А каждый будет работать над выполнением предвыборных программ. И вот когда мы во главу угла поставили конечный результат, это сняло все противоречия. Доказательством этого было проведение за полтора месяца 4 сессий, которые прошли абсолютно в рабочем режиме. То есть мы не занимаемся сегодня политикой, мы занимаемся решением насущных проблем города.
У Владимира Федоровича была идея о стратегии развития города: он сейчас активно работает в этом направлении. Я его полностью поддерживаю в этих вопросах. Мы не мешаем работать друг другу. Мы обсуждаем вопросы и принимаем совместные решения. Я думаю, это правильный вариант, который поможет городу. У нас сегодня много есть проблем, это не только у города, но и Запорожской области. Мы должны быть едины и от этого сильней, тогда никто не будет пытаться у нас офис крупных плательщиков налоговых забрать, растаможку грузов из "ЗАЗа" передать в Днепропетровск или Днепродзержинск. Тогда нам будут выделять деньги на строительство мостов. Вот это, я думаю, важнее сегодня.
Вопрос: Как город будет строить отношения с крупнейшими предприятиями? Увеличит ли экологические требования? Повысит ли плату за землю? Будет ли просить помощь в развитии? Реализовывать какие-то совместные проекты?
Ответ: Безусловно, отношения с промышленными предприятиями для города важны. Для меня очень важно, чтобы эти предприятия сегодня работали, потому что это экология, заработная плата, рабочие места. Я уже провел встречу с руководителями крупных промышленных предприятий. Атмосфера встречи была очень конструктивной, скажем, по итогам первой встречи состоялась моя поездка на Запорожский ферросплавный завод. Это предприятие имеет ряд интересных предложений, которые могут быть использованы в городе. Среди них - использование щебня, изготовленного из шлаков предприятия, который может быть использован в ремонте городских дорог.
К тому же сейчас рассматривается возможность обеспечения города теплом от Запорожского ферросплавного завода, где устанавливают газоочистку с выводами от восьми печей. При этом для завода достаточно оставить теплообменники их двух печей, а из остальных шести отдать городу для отопления и горячей воды. И что важно, это круглогодичный источник тепла. Скорее всего, это будет запитка теплом центральных районов города и Заводского района, где мы сможем серьезно сэкономить на использовании природного газа.
Интересное предложение завода по изготовлению теплоизоляционных материалов - уже есть наработки технологии. Этот материал называется пеносиликон: когда ферросплавный завод переплавляет свой шлак, потом охлаждает его в воде, получается порошок, из которого можно путем прессования делать теплоизоляционные плиты, например, для труб, для панелей домов. Это очень интересная технология.
Что касается экологических требований к предприятиям - увеличивать их мы не будем. Было бы прекрасно реализовать ту экологическую программу, которая была принята еще десять лет назад. Подход, который я хочу предложить - это системная организация существующих экологических проектов, и экологический мониторинг. У нас так традиционно получалось, что экологическое движение и позиция городского совета сильно обострялась, когда металлурги находились в кризисе. В этой ситуации, когда они находятся в кризисе, они могут оправдаться, почему они не выполняют эти экологической программы. Почему-то в те годы, когда у них были хорошие объемы продаж и прибыль, горсовет безмолвствовал. Я думаю, что проблема состоит в том, что нет системы постоянного мониторинга выполнения программы.
Что касается платы за землю, мы ее не повышаем. Она действует в соответствии с законодательством. У нас была льгота с 2008 года, которая не может быть сегодня применена в связи с принятием нового Налогового кодекса. У нас нет права предоставлять такую льготу, что, безусловно, на мой взгляд, является дополнительной нагрузкой, которая сегодня легла не только на промышленные предприятия, но и бизнес - малый и средний. Это плохо, и мы говорили с директорами, что нужно ходатайствовать, чтобы законодатель дал право советам, и мы могли принимать такие решения, и смягчать последствия от кризиса. Мы еще не вышли из кризиса, поэтому эта мера является абсолютно оправданной. Мы договорились о взаимодействии, и я предложил такой подход к промышленникам. Мы будем представлять им конкретные проекты, показывать, обсуждать с ними эти проекты, убеждать их в том, что они полезны для жителей города. Только после этого они будут принимать решения об участии в финансировании проекта. Сейчас мы договорились, что они будут участвовать в реконструкции парка Победы к 9 мая.
Вопрос: Многие мэры хотели бы, чтобы их мнение учитывалось при назначении руководителей предприятий, особенно государственных. Ваша позиция на этот счет: довольны ли вы директорским корпусом, с кем не удается найти взаимопонимание?
Ответ: Я не почувствовал дискомфорта в общении с директорами ни разу. Считаю, что у нас профессиональный директорский корпус. Сегодня есть четкий механизм, он определяет полномочия в этом вопросе руководства облгосадминистрации. На мой взгляд, этого достаточно. Я не считаю, что этот вопрос нужно опускать для согласования на уровень мэров и ниже. Дай Бог, чтобы руководитель там работал, чтобы там прислушивались.
Вопрос: Ваш прогноз относительно судьбы ЗАлК: будет ли предприятие остановлено, либо город поддерживает его собственников (РУСАЛ) в борьбе за снижение тарифов?
Ответ: Я когда еще работал в облгосадминистрации, принимал участие в распоряжении Кабинета министров об особом режиме ценообразования для Запорожского алюминиевого комбината.
К сожалению, данное распоряжение было принято, но так и не начало работать. Я считаю, что это неправильно. Здесь нет убыточности для государства, потому что во всем мире алюминиевые комбинаты, как постоянные потребители электроэнергии, выполняют функции регуляторов для наших генераций.
Я думаю, что государство абсолютно безболезненно может решить эту проблему, и я в этой ситуации поддерживаю позицию Запорожского алюминиевого комбината, в том, что данный тариф нужен, потому что это регулятор для электроэнергии, особенно ночное потребление электроэнергии. ЗАлК - стабильный ночной потребитель электроэнергии. Можно было бы больше электроэнергии производить на атомных станциях, потому что атомную станцию нельзя ночью заглушить. Поэтому для государства выгодно наличие производства алюминия, когда идет постоянное круглосуточное электропотребление, и ночью может сниматься постоянная составляющая. Это выгодно для генерации и в целом уменьшает стоимость производства электроэнергии в стране. И я думаю, что эта разница в любом случае компенсирует установку для предприятия меньшего тарифа на электроэнергию. И так работает весь мир. Везде, где стоят алюминиевые комбинаты. Везде цена на электроэнергию для них ниже, чем для остальных потребителей.
А кроме этого остановка алюминиевого комбината приведет к тому, что мы просто начнем покупать первичный алюминий и изделия из него из-за рубежа. То есть это ухудшит наш валютный баланс, я уже не говорю о рабочих местах. Все-таки на комбинате работает большое число жителей Запорожья. Как меня проинформировал директор - если в ближайшие два месяца эта проблема не будет снята, этот комбинат будет остановлен.
Вопрос: Как развивается машиностроительный кластер города? У "Мотор-Сичи" и "Запорожтрансформатора" дела, судя по всему, налаживаются, тогда как у АвтоЗАЗа вновь могут возникнуть проблемы? Может ли город помочь крупнейшему автомобилестроительному предприятию страны?
Ответ: Я встречался с руководителем АвтоЗАЗа [Николаем ]Евдокименко, он проинформировал, что завод работает нормально, и 15 февраля они начинают выпуск нового автомобиля "Форза".
Вопрос: Будет ли город принимать участие в разрешении конфликта вокруг отвалов "Запорожстали", ЗФЗ и "Днепроспецстали"?
Ответ: Город никак не может участвовать в разрешении этого конфликта, потому что отвалы - собственность комбинатов. У нас нет для этого никаких полномочий для вмешательства в этот вопрос со стороны города.
Вопрос: Рассчитываете ли Вы на улучшение ситуации на ЗТМК в связи с созданием госхолдинга "Титан" и появлением частного инвестора в нем?
Ответ: Я рассчитываю на улучшение ситуации, потому что в рамках этого объединения начнет действовать цепочка по добыче руды до производства конечного продукта. Я думаю, что построение такой цепочки - всегда улучшение эффективности работы.
Это можно наблюдать и на примере работы таких образований вокруг цикла производства металлов. Там, где цепочка идет от производства руды до выплавки стали и чугуна, всегда система работает эффективней, чем если она не имеет сырьевых источников.
Вопрос: Будет ли город претендовать на участие в управлении аэропортом?
Ответ: В случае, если мы найдем инвестора, который будет заинтересован во вложении денег в аэропорт, то схема передачи аэропорта в коммунальную собственность, и потом создание какого-то совместного предприятия с частным инвестором, эффективна. При отсутствии этого инвестора взять на баланс аэропорт – это для города пока непосильная задача. Есть проект реконструкции, который был профинансирован Минтрансом. Поэтому мы понимаем, что там нужно делать сегодня, но пока государство не выделило под это средства. К сожалению, наш город не попал в число городов, участвующих в Евро-2012, думаю, тогда наш аэропорт получил бы финансирование.
Вопрос: Политика города в отношениях с крупными розничными сетями. Будете ли привлекать новых игроков для усиления конкуренции, выделять земельные участки?
Ответ: Я не вижу проблем в наличии крупных торговых сетей, эта тенденция есть во всем мире. Проблемы Запорожья не в сетях, а в том, что в Запорожье отсутствуют крупные торговые компании со своими складами, которые бы обеспечивали город продуктами питания.
Существует уязвимость Запорожья по ценам: здесь цены колеблются сильнее, чем в тех областях, где крупный опт есть и может поддержать население этих территорий. У нас нет крупных оптовиков, которые могли бы сглаживать эти колебания. Если крупный опт расположен в соседней области, то он может проводить более щадящую ценовую политику для жителей своего региона, и соответственно перекладывать эти издержки на другие области, где они работают. Оптовикам нужно предлагать землю, предлагать условия, я такое задание дал своему заместителю, он занимается этим вопросом.
Я не буду поддерживать на сегодня политику дальнейшего развития таких сетей в центре города: считаю это неправильным. Нужно относить это все на окраины.
Вопрос: Городская власть заявила, что видит перспективы снижения цен в городе на сельскохозяйственную продукцию. Каким образом удастся это сделать?
Ответ: Благодаря снижению цены за счет создания крупных оптовых компаний с овощехранилищами. Другого пути у нас нет. К сожалению, овощи, которые выращиваются в области, вывозятся отсюда в момент сбора урожая, а потом нам их ввозят обратно, в том числе из Турции, Польши, но уже значительно дороже.
Вопрос: Как развивается строительный рынок, будут ли расти жилищное строительство, строиться новые гостиницы и офисные помещения, есть ли у города для этого свободные земельные участки?
Ответ: Земля в Запорожье есть, и на первичном, и на вторичном рынке. К сожалению, в городе существует проблема длительных согласований, землеотводов, согласований проектов, выдачи разрешений на начало строительство. Это недопустимо долго происходит в Запорожье. Лучшей помощью строителям сегодня будет сокращение сроков, когда большее количество проектов начнет реализовываться. Именно это приведет к оживлению работы строительных компаний.
Серьезно стоит в Запорожье и проблема жилья. Я думаю, что оживление жилищного строительства начнется в тот момент, когда начнется кредитование приобретения жилья. Я думаю, что это произойдет уже со следующего года. Это все зависит от выхода экономики в стабильный режим.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с памятником Сталину, из-за которой Запорожье оказалось в эпицентре больших неприятностей. Законной ли была установка этого памятника, и не спровоцирует ли новые неприятности для города и Украины намерение запорожских коммунистов поставить новый памятник Сталину взамен взорванного старого?
Ответ: Памятник Сталину в Запорожье был установлен не в соответствии с утвержденным проектом. В проекте Запорожского обкома КПУ нет памятника, проект его не предусматривает. Нами направлено соответствующее предписание.
В настоящее время мы не подписали акт ввода в эксплуатацию этого объекта - обкома Компартии, и не подпишем до того времени, пока он не будет приведен в соответствие. Поэтому мы примем все меры для сноса памятника, если коммунисты его вновь установят.
Вопрос: Даже если новый памятник коммунисты, как и прежний, назовут малой архитектурной формой, так называемым украшением здания, типа каменной вазы с цветами ?
Ответ: Памятник установлен на элементе здания, поэтому он не является малой архитектурной формой в любом случае. Он подлежит согласованию в соответствии с действующей документацией, а его в согласованиях не было. Это не ваза с цветами, это элемент на фасаде здания. Поэтому, это все лукавство.
Я думаю, что если бы изначально все делалось в соответствии с законодательством, то этой ситуации в Запорожье бы не было. Моя позиция однозначна - памятник Сталину не может быть согласован в рамках архитектурного проекта.
Вопрос: Вы заявили о намерениях реформировать в Запорожье районные отделы образования, с чем это связано?
Ответ: У нас реформирование районо пройдет в рамках объединения министерств. Сегодня объединено Министерство молодежи и спорта и Министерство образования, и у нас тоже будет аналогичное слияние этих структур. Для меня сокращение штата районо не самое главное, главное - создать нормальные условия для учителей. Районные отделы образования перегружают школы и учителей различными дополнительными требованиями, конкурсами, отчетами.
Мои встречи с учителями показали, что школы настолько перегружены многочисленными заданиями районо, и просто не остается времени, чтобы эффективно обучать детей. По словам преподавателей, подчас количество районовских конкурсов таково, что в школах детей не хватает, чтобы одновременно участвовать во всех мероприятиях. Районо - как механизм координирующего органа и финансирования школ должен остаться, чтобы мы не перегрузили гороно: там больше 200 объектов и финансировать их из одной точки задача сложная. Я встречался с директорами школ и понял, что они тоже не хотят, чтобы мы передавали функции бухгалтерии им, потому что это дополнительная нагрузка.
Кроме того, мы стандартизируем меню во всех детских местных детсадах и школах. У нас будет одно меню: в один день садики и школы будут питаться по одному меню. Для этого мы проведем один тендер и определим оптимальную цену. Потому что когда есть единое меню, нам легче проконтролировать обоснованность закупочных цен. Когда у нас будет стандартное меню, родители будут понимать, они будут знать, за что платят. Они смогут проконтролировать, обоснованно ли платят за обеды ребенка в школе или нет. Ведь трудно это контролировать, когда меню постоянно меняется. Теперь же все будут знать четко, что и в какой день их ребенок ест. Этим мы надеемся предупредить коррупцию.
Вопрос: Энергоснабжение в условиях повышения тарифов - непростой вопрос для регионов Украины. Городские власти Запорожья заявили о необходимости снижения потребления природного газа. Каким образом это удастся сделать?
Ответ: Я убежден, что сегодня главными являются мероприятия по снижению потребления самих энергоресурсов, а это не только удешевление производства, скажем, тепла или горячей воды, потому что здесь больших резервов нет.
Сегодня, чтобы снизить потребление тепла, намного важнее провести термоизоляцию дома, где очень высокие потери, и это приводят к большому количеству потребляемого тепла. И это самый большой ресурс. Сегодня в городе, к сожалению, нет программ, которые смогли бы координировать усилия власти, бюджета, населения и бизнеса в этом направлении.
Сегодня есть хаотичные попытки отдельных людей решить проблемы, но это не приводит к снижению платежей. Потому что если в стояке дома один жилец утепляет свои стены и окна, а другие жильцы в этом стояке – нет. Для того чтобы обогреть тех людей, где эта термоизоляция не проведена, теплосеть все равно должна подать определенное количество теплоносителя на стояк. В результате, в той квартире, где утеплили, просто будет теплее. Нужно провести полную термоизоляцию домов, и тогда возникает снижение потребления.
Вопрос: Кто же этим займется - ПРЭЖО?
Ответ: Не совсем, в городе средств не хватит, чтобы решить эту проблему. Здесь важно создать систему, когда это будет совместное финансирование населения и бюджетов, и это приведет к тому, что мы эти проекты начнем делать более быстро. В чем же здесь заинтересованность населения? Люди просто начнут меньше платить и получать эффект. Частично удешевление будет проведено за счет использования бюджетных средств. Мы хотим сейчас сделать такой проект.
Меня многие за это критикуют: говорят, что это перекладывание проблемы с государства на плечи людей. Я скажу - кто не хочет участвовать в этом, он не будет участвовать, и будет жить в условиях, в которых он живет. Надо честно сказать, что у городского бюджет нет таких ресурсов, чтобы сделать термоизоляцию всех домов. Но там, где люди могут объединиться и заявить, что такую проблему хотят решить - такой механизм должен заработать. Сегодня этого механизма нет вообще.
Для этой программы нужно получить дополнительные полномочия от Кабинета министров по части ценообразования. Поэтому мы сейчас готовим эту программу, весной попробуем ее защитить в Кабмине. Если правительство нас поддержит, тогда мы сможем уже с нового отопительного сезона запустить механизм, и попробовать его на ряде домов, и показать населению, что в этой идее есть рациональное зерно.
Вопрос: Одна из наиболее необычных "фишек" вашей предвыборной программы - взаимодействие городской власти с населением путем создания общественных комитетов. Некоторые уже называют эту идею утопичной и обреченной на провал. Удастся ли ее реализовать, ведь она требует, как минимум, активных горожан?
Ответ: Действительно, активность населения у нас невысокая. Но это связано с тем, что люди просто не верят, что их активность может привести к каким-нибудь изменениям. С другой стороны, активные горожане в Запорожье есть. Этот процесс не может создаваться одномоментно. Мы будем создавать общественные комитеты: запорожцы будут принимать участие в экспертизе проектов решений городской власти, будут предлагать нам свои идеи. И я хочу, чтобы эти комитеты заслушивали отчеты о работе руководителей, и высказывали свое экспертное мнение о качестве эффективности работы подразделений и их руководителей.
Когда этот механизм запустится, я ожидаю от него результатов в более осмысленных действиях городской власти. Комитеты будут решать те проблемы, которые волнуют больше всего горожан. Это механизм обратной связи между властью и жителями, контроль жителей над работой власти. Для меня это практика, которую я уже давно использовал в своей управленческой деятельности.
Люди, которые входят в общественный комитет, сильно увеличивают интеллектуальный потенциал самой власти. Они не просто предлагают идеи, но и часто готовы сами их реализовывать. Это приводит и к новым идеям, и к появлению сторонников наших, которые помогают решать эти идеи. И этот эффект самый важный.
Когда он заработает? Я сегодня заставляю внедрять этот механизм в районах, лично его опекаю. В будущем мы будем называть такие комитеты экспертными советами - это более точно отражает суть их работы. Где брать людей? Нужно почаще проводит семинары, круглые столы с населением. И в процессе общения ты реально видишь людей, которые являются экспертами в вопросах. Людей нужно отбирать в процессе конкретной работы. Скажем, написать конкретный документ, достичь определенного результата. И вот когда нужно получить результат, четко видно потенциал людей. Я сказал, что кто не создаст такие комитеты, я им создам сам.
Вопрос: Как городская власть планирует контролировать и, что самое главное, влиять на решение вопросов экологии в индустриальном центре, задыхающемся от выбросов промгигантов? Каждая предыдущая власть на словах заявляла о борьбе с загрязнителями, но реально дыма в городе меньше не становилось.
Ответ: Здесь нужно делать экологический мониторинг, причем через механизм работы с общественностью. Общественность, это те люди, которые никогда не дадут остановить эту работу. Отсутствие работы с общественностью может привести к тому, что власть может замереть и не делать ничего. Эта работа должна строиться через взаимодействие с экспертным советом, состоящим из населения Запорожья. Люди должны сигнализировать власти о проблемах.
Вопрос: Говорят, Евро-2012 не минует и Запорожье, поскольку в городе планируется открытие тренировочной базы чемпионата. Готовятся ли в городе еще какие-то объекты для проведения Евро-2012?
Ответ: Сегодня у нас есть четкая задача - в Запорожье будет тренировочная база одной из команд. Приезжали сюда проверяющие, написали нам замечания. Жить спортсмены будут в Запорожье - гостиница "Интурист", стадион будет местом их тренировки. У нас есть рабочая группа, которая этим занимается.
Мы также планируем поставить фан-зону на площади Фестивальной, которая будет действовать весь чемпионат: там будет большой экран, возможность сидеть, смотреть игры и обсуждать их
Вопрос: Одна из наиболее непростых проблем Запорожья - строительство мостов через Днепр, необходимых во избежание транспортного коллапса в городе. Какая роль городской власти в этом процессе, при условии дефицита средств на мосты, выделяемых правительством?
Ответ: Строительство мостов зависит от их финансирования. Я уверен, что госбюджет не сможет выделить такого финансирования, и сегодня вижу только один механизм финансирования - получение государственных гарантий под взятие кредита. Поэтому подрядчику нужно взять кредит под госгарантии.
Проблему нужно решить один раз, сегодня и в этом году. Чтобы сегодня сдать мосты в 2012 году к «Евро» - финансирование должно быть четкое и поступить уже в феврале. Пока такая возможность есть.
Вопрос: Вы первый городской голова Запорожья, который начал серьезно обсуждать проблему бродячих животных в городе, чтобы решить ее цивилизованным образом вместе с организациями по защите животных. Для этого даже предложили несколько повысить отчисления запорожцев за содержание животных в доме, а деньги направить на решение вопроса дворняжек. Насколько реально решить эту проблему?
Ответ: Я считаю, что проблема бродячих животных в Запорожье обострилась, потому что она никогда не решалась. В результате по статистике в городе более 1600 укушенных людей за год. У нас не существует другого пути, кроме строительства питомников и стерилизации животных для регуляции их численности.
Питомники нужно строить за счет средств бюджета и международных грантов. Сегодня в мире есть организации и люди, которые могли бы эту поддержку оказать, но при условии, что в Запорожье будет гуманная практика обращения с бродячими животными.
Что касается вопросов стерилизации, то хотел бы, чтобы проблема решалась за счет повышения платы населения за содержание домашних животных. Я знаю, что эта идея вызывает сопротивление со стороны определенной части людей, кто держит животных дома. Хотя есть организации, такие как Клуб кинологов, которые меня поддержали. Хотя и предложили не повышать плату тем, кто берет домой животных с улицы. И мы это предложение рассмотрим. Стерилизация бродячих животных требует около 6 миллионов гривен.
Я надеюсь, что приюты наши будут содержаться за счет благотворительных взносов, по крайней мере, в мире так это работает. То есть власти собирают животных, доставляют в приюты, а благотворительные службы содержат. Мы начали решать эту проблему.
Вопрос: Каковы на ваш взгляд перспективы развития региональной власти в Украине?
Ответ: У президента Украины Виктора Януковича есть четкое понимание этого вопроса. На последнем Совете регионов он сказал, что нужно больше давать прав регионам и поддерживать их финансово. Что касается самой эффективности - я бы ушел от пропорциональной системы выборов в местные советы - городские, сельские, поселковые.
Я считаю, что это приведет к деполитизации их работы и нацелит на решение конкретных вопросов жизнедеятельности города. Потому что будет личная ответственность депутатов. Нельзя прятаться за партийный список, а нужно отвечать конкретно перед теми людьми, которые тебя избрали. И этот механизм, я считаю, приведет к эффективности работы власти.