"Тройка Диалог" и Сбербанк – синергетический эффект
Эксклюзивное интервью управляющего директора инвесткомпании "Тройка Диалог Украина" Артемия Ершова агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Как отразится покупка Сбербанком "Тройки Диалог" на украинском бизнесе, чем эта модель будет отличаться от ВТБ, насколько кардинально?
Ответ: Это уникальная сделка, основанная на объединении двух банков – лидеров своих отраслей. Сбербанк и "Тройка Диалог" владеют дополняющими друг друга портфелями услуг. Сбербанк располагает финансовым ресурсом и огромной клиентской базой, что поможет команде "Тройки" более успешно конкурировать на рынках всего спектра инвестиционно-банковских услуг.
В свою очередь, "Тройка Диалог" является лидером по торговле ценными бумагами на "Украинской бирже" (УБ), владеет сильной инвестиционно-банковской платформой, а также профессиональной командой.
Инвестиционный бизнес ВТБ и модель, выбранная Сбербанком, – изначально абсолютно разные концепции. Если ВТБ принял решение строить инвестиционный банк с нуля, как новую структуру и, по сути, продолжает этим заниматься, то "Тройка" на момент принятия решения о покупке (11 марта 2011 года) уже состоялась как один из крупнейших инвестдомов в России и странах СНГ со своей уникальной корпоративной культурой. Сбербанк пошел по пути покупки лидирующего бренда, тогда как ВТБ развивает свой инвестиционно-банковский бизнес с нуля.
По условиям соглашения, "Тройка Диалог" в ближайшие три года будет развиваться как самостоятельная компания в рамках Группы Сбербанк. Для Сбербанка важны управленческая команда, хорошая репутация на рынке и бренд "Тройки Диалог". Рубен Варданян продолжит руководить компанией в должности CEO.
Вопрос: Нет ли опасений, что появление государственного капитала, еще и российского, отпугнет каких-либо инвесторов в Украине?
Ответ: На мой взгляд, тема появления российского капитала и российских интересов в Украине излишне политизирована. Основной вопрос в том, где найти деньги дешевле, а не откуда идут эти деньги. Повторю: не нужно излишне политизировать этот вопрос. Безусловно, есть чувствительные сферы, касающиеся национальной безопасности, там это нужно учитывать.
Вопрос: Давайте попробуем по-другому. В минувшем году вы совершили около 10 крупных сделок. Уменьшилось бы это число, если бы новость о покупке Сбербанком появилась год назад?
Ответ: В любом объединении есть свои нюансы. Какие-то клиенты продолжат с нами работать именно потому, что мы - часть Сбербанка. Для многих это дополнительная гарантия. Другим, может быть, будет сложнее работать. На данный момент большинство клиентов воспринимает новость положительно.
Вопрос: Срывались ли у вас какие-то сделки в последнее время из-за того, что у вас не хватило balance sheet?
Ответ: Я не могу сказать, что сорвались. Просто в какие-то сделки мы изначально не пошли. В некоторых случаях мы остановились на этапе переговоров – допустим, когда пожеланием клиента было наличие в структуре сделки "бридж финансирования" или андеррайтинга с твердым обязательством.
Поэтому, на мой взгляд, приобретение "Тройки" Сбербанком будет содействовать привлечению новых клиентов и увеличению операций, поскольку позволит нам расширить продуктовую линейку.
Вопрос: Как вы оцениваете перспективы Украины, будет ли интерес инвесторов? Вы заключили большое количество сделок в прошлом году, с чем это связано?
Ответ: От момента начала работы над сделкой до момента, когда она объявляется и закрывается, проходит достаточно много времени. Многие сделки, о которых вы слышали, стартовали в начале-конце 2009 года, есть клиенты, с которыми мы начали работать в 2008 году – до кризиса, потом остановились и продолжили работать в 2010 году.
Если говорить об экономике страны в целом, то мы видим, что хотя восстановление идет в фарватере восстановления мировой экономики, Украина имеет шансы расти более быстрыми темпами, чем 4-5% в год. Из-за глубокого спада в кризисном 2009 году остается большой восстановительный потенциал в экономике. Хотя достичь докризисных уровней экономической активности, скорее всего, удастся не ранее конца 2012 года.
Вопрос: Как поменялся интерес инвесторов, учитывая, что в последнее время на рынке наблюдаются стремления к монополизации? Например, в приватизации "Укртелекома" – один участник, ситуация с зерновыми квотами и т. д.
Ответ: С одной стороны, инвесторы очень довольны, что в стране прекратилось "троевластие", которое, по сути, равнялось безвластию. Прошедший год показал, что после выборов президенту удалось консолидировать силы внутри страны. Это позволяет намного быстрее реагировать на изменения и эффективнее реализовывать необходимые меры. Такой же эффект имело и возобновление сотрудничества с МВФ в рамках нового займа.
Провозглашенная президентом программа реформ также была воспринята положительно инвестиционным сообществом. Но практика показала, что власти сложно координировать реформаторские действия по всем направлениям, иногда суть заявленных преобразований искажается в процессе разработки законодательства.
Хотя реформаторские планы все еще обнадеживают, снижение прозрачности принятия решений и применение нерыночных методов являются негативными сигналами для инвестиционного сообщества. Неконкурентная приватизация "Укртелекома", ограничение экспорта зерновых и непрозрачный механизм распределения экспортных квот, льготный ввоз нефтепродуктов, приведший к масштабному перераспределению структуры рынка, нерыночное вмешательство государства в механизм ценообразования на рынке продовольствия, сложная для понимания система налогообложения, а также масштабная коррупция в таможенных органах – все это снижает желание инвесторов вкладывать деньги в украинские активы.
Отмечу, что сами по себе квоты не отпугивают инвестора. Основная проблема – непонятный и непрозрачный процесс их установления, что у некоторых клиентов вызывает обоснованные опасения. Они понимают, что их права собственности не просто ограничиваются, а ограничиваются непрозрачно.
Вопрос: Ваши прогнозы относительно возможностей размещения украинских компаний на рынке IPO, частных размещений?
Ответ: Если говорить об IPO и SPO, то, по нашим оценкам, в 2011 году можно ожидать до 10 сделок, что гораздо выше, чем в 2010 году (5-6 компаний). Спектр секторов, компании которых выйдут на IPO в 2011 году, расширится. В него войдут агросектор, пищевая промышленность и переработка, ритейл продуктовый и непродуктовый (включая DIY-сети, а также торговлю нефтепродуктами), возможно, недвижимость, ГМК, нефтяная и газовая промышленность, медиа. Возможны также размещения компаний химического сектора, энергетики, телекоммуникаций, машиностроения.
Наиболее крупные игроки (ДТЭК, "Метинвест", "Интерпайп", OstChem и др.), вероятно, перенесут выходы на более поздние периоды (2012-2013 гг.).
Выходить на размещение будут компании с положительной операционной прибылью в 2010 году, управляемым уровнем задолженности и четкой историей роста, подкрепленной перспективами самого сектора. Эти компании смогут найти соответствующий спрос со стороны инвесторов, однако должны быть готовы к дисконтам и перенесениям выходов в связи с неблагоприятной конъюнктурой.
Предположительный объем IPO - $0,5-2 млрд в зависимости от конъюнктуры рынка. Дополнительно возможны SPO на $0,3-0,8 млрд.
Вопрос: Что вы думаете о планах IPO "Укрнафты" как нового механизма приватизации?
Ответ: Акции "Укрнафты" с четвертого квартала предыдущего года стали одним из основных драйверов на фондовом рынке, учитывая, что в индексе "Украинской биржи" их доля составляет около четверти. Но после собрания акционеров "Укрнафты" остается вопрос относительно увеличения уставного капитала: как это будет происходить – в рамках объединения "Укртатнафты" с "Укрнафтой" или путем размытия доли миноритариев.
Вопрос: А какова ситуация с приватизацией энергетики? Не повторится ли история с "Укртелекомом"?
Ответ: С одной стороны, приватизация "Укртелекома", безусловно, прошла не так, как хотелось бы. Но, с другой стороны, я считаю заявления о том, что страна потеряла миллиарды, необоснованными. Государство, к сожалению, не показывало себя эффективным собственником, поэтому вполне вероятно, что компания через пару лет стоила бы еще меньше. Основная проблема в том, что "Укртелеком" не приватизировали в 2008 году, когда при продаже стратегу можно было бы получить до $3–6 млрд. Сейчас мы получаем $1,3 млрд. Но продажа сейчас в любом случае была правильной, поскольку государство не в состоянии финансировать развитие компании, а также эффективно управлять финансами. В частности, в негосударственный пенсионный фонд "Укртелекома", активы которого находятся под управлением "Тройки", уже более двух лет не поступали платежи.
Вопрос: Что нужно учесть в приватизации генерации и энергетики для того, чтобы она прошла эффективнее приватизации "Укртелекома"? Привлекают ли эти продажи интерес инвесторов?
Ответ: При утверждении условий приватизации нужно определить, кто может им соответствовать. Тогда не возникнет ситуация, когда условиям приватизации никто из стратегических инвесторов не соответствует.
На наш взгляд, интерес есть как у украинских, российских, так и у европейских компаний.
Вопрос: Какие новые украинские компании Вы ожидаете увидеть на рынке евробондов в этом году?
Ответ: В 2011 году список украинских еврооблигаций может пополниться выпусками сельскохозяйственных предприятий "Кернел" и "Агротон", возможно размещение "Астарты". Разместит свои бумаги Ferrexpo, дважды откладывавшая размещение в 2010 году.
Банки, скорее всего, будут менее активны, чем до кризиса, однако можно предположить, что УкрСиббанк постарается рефинансировать два выпуска еврооблигаций, погашаемых в 2011 году, а некоторые другие крупные банки – привлечь долгосрочное финансирование.
Впрочем, поскольку украинские банки по-прежнему не имеют права выдавать кредиты в иностранной валюте, их активность на внешних рынках будет в основном зависеть от того, запустит ли Украина рынок валютных форвардов, который позволил бы банкам управлять разрывами между валютными активами и пассивами.
В случае приватизации вполне вероятно, что ДТЭК выйдет на рынок еврооблигаций.
Вопрос: Ваши прогнозы относительно способности украинских эмитентов обслуживать в этом году выпущенные ранее еврооблигации?
Ответ: Большинство долговых обязательств будет погашено своевременно. В 2011 году погашаются, в частности, следующие корпоративные выпуски: "Азовсталь-11", "Мироновский хлебопродукт-11", "Укрэксимбанк-11" и "УкрСиббанк-11". Я полагаю, что выплаты будут осуществлены в срок и в полном объеме. После погашения выпуска "Азовстали" поддержку могут получить долгосрочные облигации сектора ("Метинвест-15"). Держатели "УкрСиббанк-11" и "Укрэксимбанк-11", по нашему мнению, частично реинвестируют полученные средства в более длинные облигации (или новые бумаги, если таковы появятся) этих же эмитентов. Выпуск "Киев-11" может быть рефинансирован на рынке или реструктурирован с учетом интересов держателей.
Ввиду жесткого графика погашения основного долга ($105 млн в квартал) Альфа-Банк (Украина) может разместить новый выпуск еврооблигаций и едва ли прибегнет к дальнейшей реструктуризации. Вопрос: "Тройка" - один из ключевых игроков биржевого рынка. По вашему мнению, что можно ожидать в Украине в свете объединения ММВБ и РТС? Будет ли какая-то синергия от объединения Украинской биржи и ПФТС? Ответ: В России объединение бирж является результатом государственной политики, учитывая структуру собственников ММВБ. Слияние в Украине если и состоится, то будет носить совсем иной характер. Следует отметить, что структура собственников РТС и УБ не идентична. На сегодняшний день РТС владеет миноритарным пакетом в УБ, поэтому ММВБ и РТС не могут принять решения о таком объединении без согласия других акционеров УБ. Возможность синергии будет зависеть от механизма объединения. Для рынка, возможно, было бы комфортно, если бы, как минимум, произошло объединение технологических платформ. Можно объединить биржи в рамках биржевого фонда, сделать структурное распределение – к примеру, на облигации и акции, по ликвидности бумаг и т.д. Существенным является другой вопрос: на каких принципах это будет происходить с точки зрения клиентской ориентированности? На сегодняшний день многие иностранные инвесторы не идут в украинские инструменты, потому что их не устраивает система учета прав собственности, система расчета. Поэтому ключевой проблемой является система корсчетов и отсутствие Центрального депозитария, через который инвесторы могли бы провести все расчеты. При этом, на мой взгляд, суть проблемы не в том, на основе чего будет создан депозитарий или какая доля государства будет в его структуре капитала. Важно прописать понятные правила функционирования депозитарной системы и четко разделить учетную и расчетно-клиринговую функции. Вопрос: В прошлом году украинский рынок акций вырос на 70%. Какие ожидания по этому году? Ответ: Индекс "Украинской биржи" вырос с начала года на 5% (достигал 17% в середине февраля). Объемы биржевых торгов в 2010 году значительно выросли – более чем в два раза, если сравнивать конец и начало прошлого года. За последний год наблюдался существенный рост интереса со стороны частных инвесторов – благодаря запуску интернет-трейдинга, маржинальной торговли, операций РЕПО, а также торговли фьючерсами на индекс УБ. Это привело к изменению пропорции между иностранными и частными локальными инвесторами с 80% к 20% до 40% к 60% соответственно. Частные инвесторы активизировали свой интерес к фондовому рынку, так как доходности депозитов продолжают снижаться, рынок недвижимости не растет, других альтернативных инструментов практически нет. При этом волатильность сильно выросла, так как индивидуальные инвесторы более активны и охотно идут на риск. В целом в своих прогнозах на следующий год мы достаточно консервативны, так как наш рынок уже достаточно недешев. По нашим оценкам, украинский рынок имеет потенциал роста. Однако основной риск на нем представляет развитие ситуации на мировых рынках, особенно в свете последних событий в Японии. Наш целевой прогноз по индексу УБ – рост в 15%. Аппетит к риску будет снижаться, что уже проявляется в желании зафиксировать прибыль, особенно со стороны нерезидентов. В то же время, по мере восстановления экономики Японии, будет существенно возрастать спрос на железную руду, энергоресурсы, металлы. Вопрос: Какие новые направления бизнеса "Тройки Диалог Украина" вы намерены развивать, от каких направлений, возможно, планируете отказаться? Ответ: На сегодняшний день мы представлены по всем направлениям инвестиционного банка. Возможно, за исключением private equity. Мы собираемся оставаться в тех направлениях, в которых уже присутствуем, и занимать в них лидирующие позиции: это - IB, глобальные рынки, управление активами и пр. Недавно мы закрыли сделку по покупке компании "Райз". "Тройка Диалог" выступила эксклюзивным финансовым консультантом покупателя – компании "Укрлендфарминг", а также финансовым консультантом со стороны консорциума инвесторов. Эта сделка является крупнейшей на рынке M&A за последние 12 месяцев с момента продажи "Запорожстали". Также "Тройка" представляла TBIF (Kardan) по продаже банка VaBank и успешно структурировала сделку с группой инвесторов. В прошлом году мы провели одно из самых успешных IPO украинских компаний – размещение акций компании "Авангард" на Лондонской бирже, участвовали в трех размещениях евробондов в качестве андеррайтера и букраннера в Украине. У нас есть планы, связанные с развитием интернет-трейдинга. Думаю, летом выйдем на рынок с обновленной услугой. Вопрос: Не возникнет ли пересечение или конфликт интересов со Сбербанком в области private banking? Ответ: Это уникальная сделка по своим условиям и структуре. Мы видим несколько возможных вариантов развития этого важного направления для состоятельных клиентов – как в рамках большого банка, так и дочерних компаний. Возможен вариант реализации моделей одновременно. Вопрос: В ноябре 2010 года вы вновь запустили паевые инвестфонды. Как вы оцениваете ситуацию на рынке ИСИ, динамику интереса внутреннего инвестора? Каковы ваши успехи с привлечением средств в эти фонды? Ответ: В связи с резким падением процентов по депозитным вкладам в банках население будет заинтересовано в поиске альтернативных вариантов сбережения и приумножения свободных денежных средств. Мы считаем, что такими вариантами вполне могут стать ПИФы и услуга интернет-трейдинга. Выбор будет зависеть от степени риска и готовности вкладчика уделять этому процессу дополнительное время (в случае интернет-трейдинга). Если говорить о наших фондах, то мы собрали необходимый минимум и на днях получили решение Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о признании их состоявшимися. Однако на сегодняшний день есть существенные моменты, которые сдерживают развитие рынка ИСИ в Украине в целом, особенно открытых фондов. В частности, механизм формирования цены входа и цены выхода в фонд не защищает участников фонда от недобросовестных действий других участников. Сейчас обсуждаются изменения в закон об ИСИ, планируются существенные правки, которые должны стимулировать рынок. Вопрос: Как вырос штат "Тройки" в Украине в прошлом году? Вернулся ли он на докризисный уровень? Ответ: В среднем штат увеличился почти на 20%, но на докризисный уровень еще не вернулись. С начала года мы уже усилили команды IB (Валерий Шурхал, директор инвестиционно-банковского отдела), интернет-трейдинга (Ярослав Свиридюк, руководитель отдела интернет-трейдинга) и торговли фьючерсами (Вадим Хоменко, трейдер). Планируем и далее усиливать и развивать направление интернет-трейдинга и, безусловно, нанимать новых сотрудников по мере необходимости. На сегодняшний день у нас нет никаких ограничений численности персонала.