Интерфакс-Украина
11:06 03.02.2009

Эксклюзивное интервью народного депутата Украины Арсения Яценюка агентству "Интерфакс-Украина".

6 мин читать
Эксклюзивное интервью народного депутата Украины Арсения Яценюка агентству  "Интерфакс-Украина".
Вопрос: Арсений Петрович, вы провели несколько дней в Давосе в общении с ведущими политиками и бизнесменами, обсуждая пути выходы из кризиса. У вас уже есть свой антикризисный план для Украины? Ответ: Я могу назвать 12 пунктов, к выполнению которых, как я вижу, необходимо приступать максимально срочно. Первое – принять закон, по которому все "токсичные" активы (по нашей терминологии – проблемные) перевести в единый государственный банк, которому предоставить максимальный объем ликвидности, чтобы он удерживал такие активы. Проблемные обязательства граждан по ипотечным кредитам перевести в государственный банк и реструктуризировать. Не забирать квартиры, потому что эти квартиры нам сейчас не нужны. Точно также не забирать машины – рынку от этого будет только хуже. Второе – немедленно взять под контроль остатки банковской системы, так как без этой меры может произойти эффект домино. То есть, в той группе банков, которая уже сегодня является проблемной, собственники, основные заемщики и кредиторы должны выработать совместный план по выходу из ситуации. И я не исключаю, что по ряду банков необходимо уже проводить жесткую процедуру банкротства, чтобы не дать возможности ликвидным активам сбежать из этих банков. Третье — необходимо предоставить банковской системе ликвидность через центральный банк, но при этом: а) – закрыть возможности спекуляций на внутреннем валютном рынке; б) – поставить заслон теневому выходу капитала за границу. Четвертое – я бы временно ввел на период кризиса контроль над кредитными портфелями банков и инициировал бы целевые программы по кредитованию инфраструктурных проектов, которые дают возможность выйти из кризиса. Объемы таких программ должны быть привязаны к объемам ликвидности, предоставленным центральным банком на условиях рефинансирования. То есть, необходимо разбить средства по секторам и проектам, куда инвестировать. В первую очередь, надо доинвестировать аграрный сектор в этом году, чтобы предупредить возможные социальные протесты. Точно также по строительству, по автомобилестроению. Пятое – я бы сейчас внедрил программы кредитования покупки автомобилей отечественного производства, жилья и других товаров, произведенных в Украине. Если в бюджете есть хоть какие-то деньги, я бы направлял эти средства на компенсацию процентных ставок людям, которые берут кредиты и покупают национальные товары. Шестое – срочно ввести жесткие правила на рынке страхования, потому что на нем уже начались умышленные страховые случаи. Страховые компании могут "сложиться" за банковским сектором очень быстро. Хотя страховой рынок и не большой, его крах потянет за собой всю экономику. Седьмое – вопрос бюджета. Очень важно, я бы сказал крайне необходимо, пересмотреть бюджет -- выкинуть всю ту дурь, которую депутаты туда внесли при голосовании. Чтобы это фактически был бюджет, в котором четко было сказано: денег нет, а все, что есть – вы видите. Восьмое – я бы сейчас сформировал модель внутреннего государственного займа, широкое применение долговых инструментов в середине страны. В текущей ситуации нельзя иметь бездефицитный бюджет. Это абсурд. Надо четко уяснить, что бюджет должен быть дефицитным и дефицит бюджета должен быть направлен на то, что я сказал выше. Но источником должны стать облигации внутреннего государственного займа. Часть гривни, которая снимается из банков, пойдет на этот рынок. Главное, чтобы весь дефицит не покрывался за счет печатного станка и не шел на социальные расходы. Печатный станок и его деньги на социалку – это яма. Мы не можем сейчас финансировать социальные расходы через печать денег, потому что это будет катастрофа, 10 тыс. процентов инфляции и возврат в начало 90-х. Мы не можем вынимать деньги из экономики и бюджета, и снова отдавать их на социалку. Надо дать экономике заработать. Девятое – я не вижу другого выхода, как немедленные переговоры с международными финансовыми организациями. Не исключаю и того, что единственный институт, кто в этой ситуации нам может помочь – это Федеральная резервная система. ФРС подписала пять прямых кредитных соглашений с различными странами, правда, это страны из экономической зоны США. Смысл идеи прост -- Федеральный резерв, как единый институт, являющийся эмитентом резервной валюты, теоретически мог бы или напрямую, или опосредованно предоставить финансовую помощь. Вопрос: А как вы относитесь к правительственной идее евросвопов с Европейским центральным банком? Ответ: Это идея нанятого советника -- Blackstone. Я считаю ее малореальной. Я бы сейчас политически сразу выходил на американскую администрацию. Но вернемся к антикризисным мерам: Десятое – не дай Бог допустить суверенного дефолта. Любыми средствами и методами этого надо избежать. Добиваться реструктуризации выплаты долгов, идти на переговоры с кредиторами. Те же шаги предпринять по корпоративному сектору, который должен немедленно начать проведение переговоров по реструктуризации своей задолженности. Одиннадцатое – весь контроль над газовым рынком – только "Нафтогазу Украины", всю добычу газа забрать под контроль, выставляя на аукционы фактически весь добываемый ресурс. Принять временную государственную газовую монополию. Фактически необходимо ввести режим приоритета национальной безопасности: максимальное сокращение потребления, не допускать никаких преференций и любых посредников, в том числе дочку российского "Газпрома". На мой взгляд, пункт о 25% доле "Газпром сбыт Украина" -- незаконный. "Нафтогаз" не владеет рынком и не имеет право подписывать соглашения о том, что российский "Газпром" получает 25% промышленности. Потому что это означает получить нового кредитора, опосредованный контроль над промышленностью. Завтра эта дочка "Газпрома" станет коллектором украинских активов. Это будет агентство по банкротству украинской экономики №2. Первым было совместное предприятие с RosUkeEnergo. Короче говоря, никаких "Газпромов" на территории Украины. Двенадцатое – безработица. Здесь я вижу два блока проблем. Во-первых, возвращение трудовых мигрантов. Европа прогнозирует сокращение 3,5 млн рабочих мест в этом году. Угадайте, сколько будет украинцев в этих 3,5 млн? -- Минимум миллион. Но у них есть немного денег. Поэтому сейчас главное, что бы я сделал для этих людей – проведение реальных тренингов, привлечение этих средств в малый и средний бизнес. Во-вторых, для тех, которые будут уволены в Украине, я не вижу ничего лучшего, как привлечение их к общественным работам по примеру того, как это делалось при Рузвельте во времена Великой депрессии. Не могу ничего придумать лучше. При этом наши крупнейшие экспортеры, металлурги и химики, должны четко понимать, что они должны продолжать работу, иначе они завтра не вернутся на свои рынки. Необходимо уяснить, что если завод стоит – то у него будет минус 50%, если работает – минус 10%. То есть можно сократить рабочее время, заработную плату, но не выгонять людей и не останавливать производство. Вопрос: Арсений Петрович, чтобы осуществить такую программу, должна быть как минимум вера тому, кто с ней выступит. Нужно, чтобы эта политика был единой политикой для государственных чиновников и в правительстве, и в Нацбанке, и в секретариате президента, да еще и поддерживалась в парламенте. Ответ: Правильно, нужен тот, кто это осуществит и будет ассоциироваться с выходом из кризиса. Нужен свой Рузвельт или Вашингтон. То есть осталось сделать самую малость… (смеется) Вопрос: Допустим даже, что такой украинский Обама может появиться по итогам будущих президентских выборов, но что делать еще целый год? Ответ: Пока надо говорить правду, не надо рисовать страшные картины, но нужно просто говорить правду, что впереди будет тяжело. Потому что кризис -- это цунами, которое идет волнами, самыми разрушительными из которых являются первые три. Первая прошла в минувшем году, вторая – идет сейчас, а третью я прогнозирую в мае-июне. К каждой этой волне надо строить укрепительные сооружения. И, к сожалению, пока каждый должен в ближайший год стоять сам за себя. Это касается как экономических агентов, так и населения. Я, честно говоря, не вижу возможности, чтобы можно было всерьез надеяться на правительство или кого-то еще во власти. К сожалению, пока мало людей разделяют описанную выше программу. Но кризис сам не рассосется, поэтому придется и уже надо начинать работать - тяжело работать.

ПОСЛЕДНЕЕ

Благодаря новым направлениям и диверсификации планируем увеличить финрезультат на 60% в 2025г - руководитель аграрного направления компании "Эпицентр К" Светлана Никитюк в интервью агентству "Интерфакс-Украина"

Ключевой вопрос, кто будет контролировать работу обновленной системы крови, не решен - соучредитель ДонорUA

Разумное регулирование зернового и хлебного рынка сдержит рост цен на хлеб - президент ВАП Тараненко

Нужно разблокировать процесс урегулирования маркетинга лекарств - глава ассоциации "Производители лекарств Украины"

Advisory Board нужен для создания "Биосферы 2.0" и развития ее на внешних рынках - Здесенко

На зерновом рынке должен быть четкий баланс между интересами фермеров, трейдеров и переработчиков - директор союза "Мукомолы Украины"

Налажен канал переговоров с российским омбудсманом для выяснения судьбы украинцев на территории государства-агрессора и ВОТ — Уполномоченный ВР Украины по правам человека Дмитрий Лубинец

"Леса Украины" направят более 0,5 млрд грн на повышение окладов работников низового звена - глава наблюдательного совета

Наша амбиция - быть в тройке лидеров на каждом из рынков, где мы присутствуем, - руководитель офиса продаж Join UP!

Продление "торгового безвиза" с ЕС для украинской металлопродукции крайне важно - первый заместитель СЕО "Интерпайпа" Денис Морозов

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА