Интервью

Турчинов: В условиях политических репрессий «Батькивщина» стала более сплоченной и в ее ряды приходят новые люди

Эксклюзивное интервью первого заместителя лидера Всеукраинского объединения «Батькивщина» Александра Турчинова

Вопрос: Расскажите, как работает партия в условиях, когда Ваш лидер Юлия Тимошенко находится в заключении и на Вашу политическую силу оказывают давление?

Ответ: Любой оппозиционной партии в условиях тоталитаризма очень тяжело работать, независимо от того Украина это, или же какая-то другая страна. К большому сожалению, в нашем государстве очень быстрыми темпами выстраивают именно тоталитарный режим со всеми его атрибутами. Речь идет не только о цензуре, ограничении демократии, свободы слова, массовых собраний граждан, но и о политических репрессиях. Они становятся для власти единственной формой существования. Падение рейтингов и неуважительное, презрительное отношение людей не позволяют этой власти удержаться демократическим путем.

Соответственно, единственным способом сохраниться для такого режима являются политические репрессии. А поскольку главным оппонентом президента Виктора Януковича и его команды является наш лидер Юлия Тимошенко и партия «Батькивщина», то весь удар репрессивной машины направлен на нас.

Ю.Тимошенко по циничному, абсурдному обвинению, с грубейшим нарушением Конституции и действующего законодательства брошена за решетку. Партию «Батькивщина» начали атаковать с первых дней формирования силовой вертикали власти – уголовные преследования, увольнения с работы, запугивание и шантаж многих наших активистов, уничтожение всех, кто мог экономически поддерживать нашу организацию… Все это мы проходили во времена президентства Кучмы, но год назад на выборах в местные советы мы столкнулись с новыми, шокирующими своей аморальностью технологиями с созданием так называемых клонов нашей политической силы. Минюст и МВД выдавали фиктивные свидетельства и печати для несуществующих региональных структур «Батькивщины», списки которых регистрировали подконтрольные власти избирательные комиссии. Мы вынуждены были дезориентировать наших избирателей, агитируя во многих регионах, где мы имели наибольшую поддержку, не голосовать за фиктивные списки «Батькивщины». После титанических усилий, даже подконтрольные власти суды вынуждены были признать законность наших требований и ликвидировать клоны. Но выборы к этому времени уже закончились, и в результате, «Батькивщина» не представлена в облсоветах во Львовской и Киевской областях, в нескольких десятках городских и районных советов.

Я уже не говорю о том, как преследуются члены партии, которых вынуждают делать выбор между членством в партии и работой в государственных структурах, учебных заведениях, медучреждениях и бизнесструктурах. Тысячи партийцев потеряли работу.

Но, не смотря на все это, партия устояла, продолжает борьбу и остается одной из наиболее многочисленных и влиятельных политических сил Украины.

Вопрос: Известны ли Вам факты оказания давления на сторонников партии, кроме обыска в доме народного депутата Вашей фракции Евгения Суслова?

Ответ: Я еще раз повторю, что давление на нас началось с первых дней прихода ко власти В.Януковича и его окружения. Уже к концу 2010 года, наверное, не осталось ни одного активиста партии «Батькивщина» на госслужбе или в крупном бизнесе.

С нами остались только те люди, которые готовы идти до конца, не зависимо от преследований власти.

В то же время, атаки со стороны власти продолжаются постоянно. Это не только ситуация с Евгением Сусловым. Вы можете поговорить с каждым депутатом нашей фракции в Верховной Раде, и все они могут рассказать, как на них оказывалось давление, как их пытались запугать или подкупить, переманивая перейти в пропрезидентское большинство. Но большинство депутатов фракции выдержали эту агрессию. С нами остались очень сильные, стойкие и мужественные люди.

Безусловно, политические и экономические репрессии это сильный удар по нашей партии. Но, с другой стороны сама власть укрепляет наши ряды, поскольку выбивает слабых, колеблющихся, случайных людей, приспособленцев, попавших в партию во времена нашего недолгого пребывания во власти.

Вопрос: Ожидаете ли Вы новых арестов и уголовных дел против себя лично или кого-то из членов партии?

Ответ: Преследование оппозиции в Украине это постоянный, перманентный процесс. Угрозы типичны: если вы не успокоитесь, если вы не закроете рты, если вы не начнете приспосабливаться, то получите новые уголовные дела… Но вы знаете, уже даже как-то устали бояться.

Я скажу откровенно, тот, кто реально противостоит режиму и находится в оппозиции, должен быть готов к тому, что в отношении него или его близких могут быть открыты уголовные дела.

Политический террор и политические репрессии – это форма существования этой власти. Она не готова к диалогу и политической конкуренции.

Вопрос: Как Вы оцениваете на сегодняшний день внутрипартийную ситуацию – партийцы стали более сплоченными или же наметился раскол?

Ответ: У нас был период, особенно в первый год атаки на партию, когда достаточно много людей выходили из наших рядов. Я бы хотел подчеркнуть, что не всех можно осуждать в этой ситуации. Когда человек оказывается перед выбором лишиться единственной работы, как источника содержания своей семьи, или уйти из партии, многие выбирали последнее. Не все готовы выдержать такие испытания, это действительно тяжело. Не каждый человек может поставить политическую борьбу на одни весы с благополучием своей семьи.

В то же время, во втором полугодии 2011 практически по всем регионам наметилась позитивная тенденция. В «Батькивщину» вступает больше людей, чем выходит из партии. Изменилось и настроение людей. Из обороны мы начинаем переходить в наступление.

Вопрос: Сколько членов партии «Батькивщина» на сегодняшний день?

Ответ: На сегодняшний день у нас более полумиллиона членов партии. «Батькивщина» - одна из самых мощных и организованных партий Украины.

Вопрос: К Вам идут люди?

Ответ: Конечно идут. Я вам скажу, что на Крещатике, где расположен наш палаточный городок, каждый день ведется прием в партию. И, что интересно, только за три месяца там вступило в партию более тысячи человек.

В то же время, позитивная тенденция по расширению партии наметилась практически во всех регионах. Даже в Донецкой и Луганской областях люди перестают бояться и идут к нам в партию.

Вопрос: В палаточном городке на Крещатике Ваши активисты проводят тренинги школы лидеров «Батькивщины». Вы обучаете людей прямо на улице?

Ответ: Да. В тех условиях, в которых вынуждена работать партия, руководителей наших районных, городских и первичных партийных организаций мы готовим так, как в свое время спартанцев готовили к бескомпромиссным боям.

Мы обучаем наших активистов не только партийному строительству и методам проведения агитации, но и мужественно переносить невзгоды. Ведь не так уж легко в мороз ночевать на улице, даже при том, что мы максимально утеплили палаточный городок. Кроме того, наши лидеры проходят не только теорию, но и практику агитационно-пропагандистской работы прямо в центре Киева и у станций метро. Наши активисты из разных регионов проходят тренинги и учатся организовывать массовые акции, они изучают конституционные права и необходимую законодательную базу. Их учат как вести себя в случае агрессии работников силовых структур или незаконного задержания.

Вопрос: Как Вы можете оценить работу местных партийных структур в регионах?

Ответ: Я был бы неискренен, если бы сказал, что все партийные организации работают одинаково эффективно и качественно. Конечно же, есть дифференциация в работе и у кого-то получается более эффективно и более результативно, кто-то больше отсиживается, опасаясь, что активные действия могут иметь определенные последствия в виде преследования силовых структур.

Но в целом, партия живет и активно работает. Да, и не может быть по-другому, потому что у нас самый сильный и мощный лидер не только в Украине, но и в Европе. Ю.Тимошенко, даже находясь за решеткой, продолжает быть не просто номинальным, а реальным руководителем.

Да, у нас несколько усложнена коммуникация, и мы можем общаться только через защитников Юлии Владимировны. Но, несмотря на это, она четко выстраивает стратегию, ставит задачи, определяет приоритеты.

Вопрос: Насколько Вам сложно сейчас стало в плане финансового и материального обеспечения деятельности партии?

Ответ: Я буду говорить объективно – это одна из наибольших проблем. Тех, людей которые поддерживали партию, выбивали в первую очередь. Угрожали, шантажировали, открывали уголовные дела.

Вы можете провести эксперимент – перечислить на счет партии добровольную помощь и засечь время через сколько к вам придут в проверкой. Таким образом, идет травля тех людей, которые готовы поддерживать оппозицию. Это серьезная проблема.

Вопрос: Ваша партия готовится к выборам в парламент в 2012 году? Вы готовы участвовать в выборах по смешанной избирательной системе?

Ответ: Партия, которая занимает активную позицию, должна быть готова к выборам в любое время, в том числе, и к досрочным. Мы считаем, что нет смысла ждать до 2012 года. Поэтому начали сбор подписей за досрочное прекращение полномочий президента и парламента.

Мы готовы к выборам, не зависимо от того, какая будет избирательная система.

Однако Партия регионов сегодня пытается скопировать ту систему, которую они отработали на местных выборах. То есть, выборы без выбора.

В законопроект Партии регионов зашито несколько уродливых механизмов, которые, по их расчетам, позволят им сфальсифицировать волю избирателей, чтобы остаться при власти.

Во-первых, смешанная избирательная система, создание мажоритарных округов и выдвижение так называемых независимых кандидатов. Понятно, что все эти люди будут отобраны властью и на следующий же день после избрания нового парламента вольются в Партию регионов. Подобная ситуация уже была в Украине в 2002 году, когда тоже проводились выборы по смешанной системе. Провластный блок «За единую Украину» получил всего 12% голосов, но буквально за неделю, сформировал большинство в парламенте за счет влившихся мажоритарщиков.

Во-вторых, они хотят, чтобы их парламентское большинство формировало и контролировало две трети состава избирательных комиссий, а комиссии принимали решения простым большинством голосов. Естественно, это означает, что многих кандидатов в депутаты от оппозиции просто не зарегистрируют. Кроме того, предлагается снимать с регистрации кандидатов в депутаты, если комиссия выносит им два предупреждения. Не сложно догадаться кандидаты от каких партий будут получать такие предупреждения. В-третьих, предлагается предоставить право судам признавать недействительными выборы на отдельных участках. Представим себе, что округ состоит из ста участков, где на девяноста участках победил оппозиционный кандидат, а на десяти – кандидат от власти. Суд может признать недействительными выборы на этих девяноста участках, а действительными только на десяти. В этом законопроекте предлагается даже, и это впервые за всю историю избирательного процесса в Украине, не размещать за бюджетные деньги программы партий в газетах, не предоставлять официального времени на телевидении и не вывешивать официально отпечатанных плакатов с информацией о партии на избирательных участках. Это настолько абсурдно и вызывающе, что многие цивилизованные государства после таких законодательных новаций вообще откажутся присылать наблюдателей на такие выборы. Эти выборы признают недействительными еще до того, как они могут состояться. Я хочу напомнить также и о заявлениях ряда европейских стран о том, что если не будут прекращены политические репрессии и лидер оппозиции Ю.Тимошенко не будет допущена к политической жизни, то отношение и к избирательному процессу, и к Украине будет соответствующим. Вопрос: Когда «Батькивщина» планирует провести предвыборный съезд? Как будут распределяться места в списках кандидатов в депутаты от партии, и определяться кандидаты в округах? Ответ: Мы понимаем, что закон о выборах будет деформирован. Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку я не знаю по каким правилам вообще будет проходить избирательный процесс. Вы знаете, чем цивилизованнее и демократичнее страна, тем реже меняется избирательное законодательство. У нас, впервые, одна политическая сила хочет подогнать закон под себя. В таком случае, можно было бы написать закон из одной строчки: «Партия регионов – руководящая и направляющая сила». Так уже было в Советском Союзе. Но я должен сказать, что в любом случае наш региональный актив будет главным ситом, через которое будут пропускаться и выдвигаться те люди, которые станут нашими кандидатами. Сегодня этот отбор уже начался, в том числе и в парламенте – кто выдержал, а кто – нет, кто способен дальше нести знамя свободы, демократии, знамя «Батькивщины», а кто – нет. В этих жестких, даже боевых условиях, кристаллизуется та гвардия, которая способна не гнуться, не отступать, а выдерживать любые испытания и побеждать. Вопрос: Гарантировано ли место в списке кандидатов от партии нынешним народным депутатам, которые остались верны фракции «БЮТ-Батькивщина» и не перешли в большинство? Ответ: Гарантии может давать только съезд. Именно съезд партии принимает решения, каким будет список кандидатов. Безусловно, люди, прошедшие колоссальные испытания, выдержавшие агрессию и давление, выстоявшие и продолжающие борьбу – обеспечили себе вхождение в команду, которая будет представлять нашу партию на следующих выборах. Это касается и депутатов парламента. Вопрос: Депутаты фракции «БЮТ-Батькивщина» заявляли о требовании провести досрочные выборы парламента и президента, если статью 365 Уголовного кодекса, по которой осудили Ю.Тимошенко, не декриминализируют. Ваша партия проводит сбор подписей за отставку парламента и президента Виктора Януковича? Ответ: Мы объявили о сборе подписей во время парламентской недели, когда ПР отказалась приводить Уголовный кодекс к европейским стандартам, однако это не связанные вещи. Дело в том, что сейчас происходит колоссальный, очень опасный по своим последствиям, провал в социально-экономической политике. Ситуация в стране загоняется в такой глухой угол, из которого выходить будет очень тяжело. Сегодня в стране полный финансовый и экономический дисбаланс. Государственный программы финансируются исключительно за счет эмиссионных ресурсов, курс гривны поддерживается Национальным банком Украины искусственно за счет сжигания золотовалютных резервов. Кроме того, существует огромный разрыв в платежном балансе, в доходах и расходах центрального и региональных бюджетов. Власть уже не в состоянии вовремя выплачивать зарплаты учителям и медикам, а также рассчитываться по своим внешним обязательствам и контрактам. Это снежный ком, который катится и увеличивается в своих размерах не по дням, а уже по часам. Даже имея мощную репрессивную систему и уничтожив правосудие, власть, все равно, теряет контроль над ситуацией в стране. Ярким тому подтверждением является тот факт, что у нас уже стало традицией ломать позорный забор возле Верховной Рады. Это как поплавок – то выныривает, то уходит под воду снова, когда рыба клюет. Забор у стен парламента – это и есть тот поплавок, тот ориентир, на который им надо смотреть и понимать, что они уже уходят под воду. И ни заборы, ни ОМОН, ни «Беркут» их уже не смогут защитить. Вопрос: Сколько подписей уже собрали? Ответ: У нас уже около миллиона подписей собрано и сбор продолжается. К сожалению, при нынешней власти нет возможности провести полноценный референдум. Мы пытались год назад провести референдум. Тогда прошли собрания инициативных групп во всех областях и более ста решений, принятых на местном уровне о проведении референдума было направлено в Центральную избирательную комиссию. Однако ни одно из них ЦИК не пропустила. Поэтому полноценный референдум на эту тему провести агонизирующая власть не дает. В то же время я думаю, что сбор подписей - это достаточно объективный плебисцит. Мы надеемся, что большинство избирателей Украины выскажут свою позицию относительно этой власти. Вопрос: Что партия намерена делать с собранными подписями? Ответ: Подписи это позиция, когда народ говорит: мы не хотим, чтобы они нами руководили. Это основание, ориентир и руководство к действию для всех политических партий и общественных организаций. Вопрос: Как Вы считаете, Верховная рада примет закон о декриминализации статьи 365 УК? Может ли быть пересмотрен приговор Ю.Тимошенко и ее выпустят на свободу? Ответ: Законопроект президента предлагает декриминализировать статьи Уголовного кодекса, связанные с экономическими преступлениями. Например, контрабанда, бюджетные нарушения и так далее. Власть страхуется и под себя хочет декриминализировать свою ежедневную практику. Наша политическая сила не предлагала декриминализировать статью 365 УК. Дело в том, что эта статья действует в редакции, сформулированной еще в 30-х годах прошлого столетия для сталинского уголовного кодекса. Действующая редакция УК дает возможность всегда найти повод для преследований не только государственных чиновников, но и любого человека. Мы предлагаем не отказываться от наказания за служебные нарушения, а привести эту норму в соответствие с требованиями цивилизованных государств. И в требовании ООН, касающейся служебных преступлений, и в европейской практике, наказание следует для чиновников, использующих свои служебные полномочия для личного обогащения. Ю.Тимошенко спасала страну в условиях коллапса, а нам говорят, что она превысила свои полномочия. Хотя, даже в рамках действующего закона все обвинения против нее беспочвенны и лживы. Но власть не интересует цивилизованный подход к решению проблемы. Вот уже сто дней, как Ю.Тимошенко продолжают незаконно держать за решеткой. Вопрос: Возможно, апелляция даст возможность пересмотреть приговор Ю.Тимошенко и освободить ее? Ответ: Если бы в Украине осталось хоть немного правосудия и судьи, которые будут рассматривать апелляцию, не подбирались администрацией президента, а думали о своей чести и профессиональной ответственности, то у меня не было бы никаких сомнений в том, что апелляция поставит точку в этом фальшивом от начала до конца деле. Но сейчас администрация президента занимается тем, что подбирает людей не внешне, а по сути похожих на Родиона Киреева. Я не знаю, что им будут обещать для того, чтобы они не рассматривали по сути апелляционное заявление Ю.Тимошенко и ее защитников. Почему-то, у меня нет оптимизма относительно остатков правосудия в нашей стране и ожидать объективного, законного решения, к сожалению не приходится. Вопрос: Приговор Ю.Тимошенко пересмотрят или она останется в тюрьме на семилетний срок? Ответ: Я больше рассчитываю на решение Европейского суда. После решения апелляционного суда Украины мы передадим материалы в Европейский суд. Однако в этой международной инстанции все процедуры соблюдаются очень жестко, и дело Ю.Тимошенко может рассматриваться не так быстро как хотелось бы. Власть в Украине понимает, какое решение примет Европейский суд. Поэтому они нагло, цинично и бесцеремонно действуют. Чтобы не выпустить Юлию Владимировну из тюрьмы, они пытаются реанимировать старые безумные обвинения, давно закрытые судами. Требования всех цивилизованных государств прекратить политические репрессии их не останавливают. У украинской власти выработался иммунитет не только на проблемы собственного народа, но и на реакцию международного сообщества. Поэтому наиболее эффективный механизм возврата к демократии и правосудию в Украине – это смена власти без промедления и отсрочек.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ