14:10 20.10.2022

С каждой атакой вопрос скорейшего обеспечения жителей бомбоубежищами становится все острее – главный архитектор Киева

6 мин читать
С каждой атакой вопрос скорейшего обеспечения жителей бомбоубежищами становится все острее – главный архитектор Киева

Эксклюзивное интервью главного архитектора Киева Александра Свистунова агентству "Интерфакс-Украина"

Текст: Оксана Гришина

Фото: Юрий Ферендович


- На градсовете рассмотрена и утверждена концепция укрытий, основной идеей которой является создание многоцелевых многоэтажных пространств под школьными стадионами. Расскажите подробнее об этой идее.

- Вопрос безопасности требует системности. Законодательством ужесточены требования к новым, создаваемым объектам относительно укрытий, это касается и инженерии, и запасов, медикаментов, воды и пр. Но при плотной жилой застройке в столице существует дефицит свободных земель для создания новых пространств. И самое главное – укрытие не может находиться там, где просто есть свободная земля, ведь у жителей должна быть возможность за короткое время успеть добраться до него. Был проведен глубокий анализ существующей застройки, определены места, которые удовлетворяют требованиям по времени и безбарьерности.

Реальность такова, что в ядре каждого жилого района находится школа со стадионом. На данный момент использование подземного пространства под стадионами, в том числе для целей укрытия, противоречит многим строительным нормам. Однако мы понимаем, что технически это возможно. Концепция позволяет решить вопрос быстрой, в течение нескольких минут, доступности детей. Бонус – сможем параллельно освободить дворы от машин, на верхних уровнях организовав паркинг, а на самом нижнем, самом безопасном - убежище, на которое спускаются в лифтах. Дети из школ и садиков попадают сюда в первую очередь. Въезд машин на паркинг и пешеходные потоки разведены. Для каждого микрорайона будет рассчитываться емкость сооружения, исходя из существующего числа автомобилей, поэтому нагрузка по транспорту не увеличится.


- Почему выбрана именно локация под стадионами, а не, к примеру, под круговыми развязками или в других местах под транспортной инфраструктурой?

- Предложение разместить такие многоуровневые сооружения под дорогами и развязками тоже звучало на градсовете. Этот вариант никто не отбрасывает, но дорога – это, в том числе, магистрали сетей. Любой коридор красных линий – это сети, т.е. реализация проекта удорожается, это сложнее и дольше. И тоже требует изменения строительных норм.


- Такое укрытие – дорогое сооружение.

- И дорогое, и сложное. Например, предполагающее большепролетные конструкции, сложную инженерию, фильтрацию воздуха и т.п. С главами районов мы уже начинаем работать, оценивать потребность и существующие возможные места. Уже есть перечень адресов, где можно начинать работу, оценивать грунты и пр. Бюджет всей сети бомбоубежищ зависит от пилотного проекта. И надо параллельно вести все процессы – изменения в законодательство, проектирование и т.п.


- Как оцениваются потенциальные участки?

- Главное скорость и целесообразность. Глава района понимает, сколько в данном микрорайоне людей. Может оказаться, что в четырехуровневой конструкции необходимо под убежища отдавать не один, а два уровня.


- Для какого числа людей может стать убежищем помещение с уровнем площадью в стадион?

- Площадь уровня 6 тыс. кв. м делится на два отсека. Если исходить из 2 кв. м на человека, то на одном уровне можно поместить 3 тыс. человек, если учитывать размещения помещений туалетов, хозкомнат и т.п. – то 2,5 тыс.


- С кем обсуждается эта концепция?

- Безопасность на первом месте. Представители ГСЧС, которые присутствовали на градсовете, полностью поддержали нашу идею, потому что такое решение обеспечивает радиусы доступности (500 м – ИФ). Я не говорю, что бомбоубежище под школьным стадионом эталон, мы стараемся искать решения. Идея обсуждается со всеми, особенно с департаментом образования. Это не история захвата территории, не коммерческий проект.


- Но это дорогой проект. Город ведь не будет обеспечивать бесплатный паркинг для жителей?

- Я не готов сегодня отвечать на этот вопрос. Но то, что эти проекты не будут строиться как коммерческие - однозначно. Однако во всем мире даже паркоместо под домом не бесплатно, и мы к этому тоже придем.


- На каком этапе сейчас эти проекты?

- Поступают предложения от глав районов по потенциальным местам для пилотных проектов. Сейчас этап проработки идеи. Концепция одобрена, теперь мы должны формировать обращения в профильное министерство, вносить изменения в строительные нормы. Пока нет новых ГСН, нельзя начинать процедуру проектирования. Но можно просчитывать и работать в данном направлении. И эта тема шире, она касается не только Киева, но и всей Украины. Есть вопросы, на которые пока сложно найти ответ – например, каким будет назначение земли под транспортными объектами, и под стадионами.


- А что показал анализ существующих убежищ, в том числе под школами?

- У нас имеют укрытия около 75% школ и немногим более 60% детсадов. В школах записано около 300 тыс. учеников, есть еще около 70 тыс. сотрудников, а емкость укрытий лишь 156 тыс. Поэтому с 1 сентября школы выбрали миксовый формат или работают в несколько смен. При этом речь об укрытиях, бомбоубежищ практически нет. А вариант, который мы сейчас предлагаем – полноценное бомбоубежище, которое способно выдержать прямое попадание, имеет два выхода, оснащенное автономным обеспечением энергии, запасами воды и т.п. И с каждой атакой вопрос скорейшего обеспечения жителей бомбоубежищами становится все острее.

- Вы не готовы назвать бюджет пилотного проекта, но можно оценить время, необходимое для создания такого бомбоубежища?

- Сегодня технологии позволяют очень быстро делать, в течение нескольких месяцев. Самое сложное – решить инженерные вопросы. Далее вопрос экономической целесообразности. К примеру, при утверждении проекта под школьным стадионом, целесообразнее выйти на площадку с периода каникул, чтобы не «отбирать стадион» надолго. По улицам и магистралям тоже надо двигаться параллельно, особенно в местах, где нет коммуникаций. Но это решение может быть принято после анализа ГСЧС, что такая локация удобна жителям с точки зрения доступности.


- Какие вопросы, кроме безопасности, особенно болезненно проявились во время войны?

- Мы увидели обострившиеся вопросы функционирования – как администрирования громады, так и сообщения, магистралей, скоростного наземного транспорта. Весной мы отрабатывали взаимодействие столицы и городов-спутников и дальнейшие сценарии взаимоотношений. До войны у нас были связи, направленные на развитие экономики, образования – в мире таких примеров много, большой Париж и т.п. Но что произойдет, если будет разорвана связь на уровне 20 км, 40 км? Любое взаимодействие с городом-спутником зависит, прежде всего, от самодостаточности и развития такого спутника. Ведь если связи по той или иной причине рвутся, выживаемость региона зависит от его самодостаточности. В мирное время акцент "самодостаточности" будет смещен на социальную инфраструктуру, она должна быть на качественном уровне у каждой громады. Такая полнота функций уменьшит так называемую маятниковую миграцию.

Что касается экономических связей, то их на данный момент еще надо восстанавливать. Киев помогает, в том числе материальными и финансовыми ресурсами, восстановлению спутников, чтобы они смогли остаться городами. Чтобы не быть спальной агломерацией, которая существует за счет столицы, они должны усилить свою позицию городов.

Что касается в целом стратегических вопросов развития города, то все задачи, прописанные в стратегии до 2035 года, остались острыми. И по системе образования и здравоохранения, и по местам приложения труда, и по устаревшему жилому фонду и инженерии, и решение вопросов промышленности. Очень много вещей, которые нам необходимо будет пересмотреть после победы. Когда мы начнем общественные советы по генплану, мы все это увидим.


- А когда столица получит наконец Генеральный план?

- Законодательством прописано что генплан – это документ стратегического планирования, для которого обязательна процедура общественных слушаний. Мы должны были выходить на общественные слушания в феврале. Но в нынешних условиях мы не можем документы планирования выставлять на всеобщее рассмотрение. Ожидаю, что после победы в текст генплана будет внесено много изменений по итогам обсуждений. Основные острые вопросы – по безопасности, силовые ведомства будут вносить свои замечания, особенно касающиеся критической инфраструктуры и военных объектов. Плюс надо понимать, тренды миграции населения, развитие специализации районов города и городов-спутников и т.п. В любом случае – Генплан будет вынесен на обсуждение в кратчайшие сроки после победы.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕИБ разрабатывает программы энергоэффективного восстановления жилого фонда и создания социального жилья

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Совсем скоро будет создан пошаговый алгоритм подачи заявления в Международный реестр убытков от агрессии РФ – Мудра

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Наша основная задача - сохранение архитектурных памятников Украины, поврежденных войной, - представитель WMF в Украине

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА