Интервью

life:) продолжает инвестировать в сеть

Эксклюзивное интервью генерального директора ООО "Астелит" (бренд life:)) Александра Баринова агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Недавно "Астелит" опубликовал отчет за 3 квартал и показал достаточно хорошие результаты.

Ответ: Я считаю, что они отличные.

Вопрос: Прокомментируйте, что повлияло на их улучшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года? С чем вы связываете такое значительное сокращение убытка?

Ответ: В первую очередь, это рост доходов компании. Я абсолютно уверен: компанию должны страшить не большие расходы, а маленькие доходы. Поэтому увеличение дохода – одна из ключевых задач команды. Если говорить о результатах третьего квартала, то на их рост повлияла совокупность факторов. С одной стороны – мы увеличили доходы, с другой – предприняли эффективные шаги для оптимизации расходов. В частности, наши доходы выросли на 23%, и мы перешагнули планку в 100 млн долларов/квартал, при этом EBITDA выросла на 25%. Это говорит о том, что эффективность нашего бизнеса растет быстрее, чем абсолютный доход, который генерирует компания. При этом важно отметить, что нам удалось нарастить активную абонентскую базу до 7,1 млн абонентов. Всё это подтверждает, что стратегия, выбранная компанией в начале года, работает.

Вопрос: Вы сказали о конкретных шагах, которые положительно повлияли на финпоказатели компании в прошлом квартале. Расскажите, какие конкретно.

Ответ: Первый фактор – это региональный рост. В третьем квартале мы продолжили реализовывать региональную стратегию, запустив ряд предложений, которые принесли рост абонентской базы: на востоке страны – на 15%, на западе – на 18%, и в центре, где у нас сильные позиции, – на 4%.

Второй фактор – это летние предложения, нацеленные на туристов, приезжающих в Украину. Здесь я имею в виду тариф "Турист life:)", благодаря которому сим-карточка life:) стала для туристов из России выгодной альтернативой роумингу. Надо сказать, что летний сезон в этом году выдался «хлебным» как по наплыву туристов, так и по их телеком-активности. Тем не менее, нельзя сказать, что сезонность была доминирующим фактором роста в третьем квартале. Скорее, одним из них.

Мы не только гостеприимно «принимали» гостей, но и помогали украинцам, выезжающим за рубеж, комфортно чувствовать себя в роуминге. Роуминг-направление стало третьим важным «двигателем» нашего роста. Для абонентов life:) летом мы запустили тариф "Travel life:)", объединяющий доступные голосовые звонки и доступный интернет-трафик в роуминге.

Вопрос: Насколько оказался востребованным этот тарифный план?

Ответ: Думаю, что цифры скажут сами за себя. Объем интернет-трафика, используемого нашими абонентами в роуминге, вырос в 5 раз. Даже несмотря на то, что мы запустили тариф только в середине лета, рост абонентов, воспользовавшихся роумингом, составил 40% по сравнению с прошлым годом. А количество гостей, выбравших роуминг-услуги life:), увеличилось на 200% по сравнению с 2010 годом. В третьем квартале доход life:) от роуминг-услуг вырос на 50% по сравнению с третьим кварталом 2010 года. Все это стало возможным благодаря нашим двусторонним соглашениям и договоренностям с различными операторами мира.

Вопрос: В данном тарифе роуминг по сниженным тарифам доступен в 25 странах. Собираетесь ли вы расширять список стран?

Ответ: Конечно. Планируем расширять, и сейчас ведем ряд переговоров по этому направлению. В целом, региональный рост плюс предложения для туристов и роумеров – это те основные инструменты, с помощью которых ми достигли существенного роста в последнем квартале.

Вопрос: Есть мнение, что одним из факторов, негативно влияющим на рентабельность вашего бизнеса, является значительный рекламный бюджет.

Ответ: Нельзя говорить, что издержки на рекламу составляют какую-то безумную часть расходов оператора. По крайней мере, эта статья несравнима с теми затратами, которые операторы несут в связи с поддержкой оборудования, информационными системами и увеличением емкости сети.

Мы сравниваем себя со своими конкурентами по такому параметру, как share of voice (доля рекламного воздействия – ИФ). Надо сказать, что мы тратим на рекламу столько, чтобы получать долю воздействия, соизмеримую с нашей рыночной долей. Более того, наш подход состоит в том, чтобы создавать яркую, запоминающуюся рекламу, которая нас выделяет на фоне «рекламного шума», а не перетрачивать на закупку рекламных площадей.

Именно на это направлена новая коммуникационная платформа «Мир общения», которую мы объявили месяц назад.

Вопрос: По вашим прогнозам, когда компания может выйти на прибыльность?

Ответ: Дело в том, что украинский рынок не способствует быстрому возврату инвестиций для операторов, которые выходят на него на этапе высокого проникновения услуг мобильной связи. Мы вышли на рынок, когда проникновение мобильной связи в Украине приближалось к 70%, причем в течение первого года жизни life:) проникновение вплотную приблизилось к 100%. Государство никак не защитило инвестиции, сделанные нами как третьим оператором. Исходя из этого, возврат инвестиций растянулся во времени по сравнению с нашими конкурентами, которые выходили на абсолютно пустой рынок.

К тому же, я считаю, что Украина – единственная страна в Европе, где существует «крепостное право» на абонента. Во-первых, абонент не может легко переходить из одной сети в другую из-за отсутствия такой услуги как переносимость номера. Во-вторых, из-за высоких цен на межсетевые звонки, абоненту невыгодно выходить «за межі своєї мережі», поэтому более 80% всего трафика замыкается внутри сети каждого оператора. Это уникальная модель - ни в одной другой стране мира такого не происходит. Эти два фактора также отодвигают возврат инвестиций.

Вопрос: Но акционеры ставят перед вами задачу выйти на прибыль?

Ответ: Задача выйти на прибыльность есть, но она не стоит первой в списке приоритетов. Учитывая текущую экономическую нестабильность, мы проработали различные сценарные планы развития компании, охватывающие в том числе и такие факторы, как изменение ставок интерконнекта, риски девальвации национальной валюты и так далее. При текущей динамике выручки и показателя EBITDA даже краткосрочная перспектива выглядит весьма оптимистично. Но было бы безответственно с моей стороны заявлять о каких-либо конкретных прогнозах уже сейчас.

Хотел бы также акцентировать внимание на одном важном моменте. Мы очень скрупулёзно отслеживаем мировые тренды, связанные с возвратом инвестиций операторов, которые оказались в похожей c нами ситуации - более позднего выхода на рынок. И мы видим, что при текущих рыночных условиях, мы идем даже с опережением (возврата инвестиций – ИФ) по сравнению с аналогичными операторами в других странах. Диапазон возврата инвестиций третьих операторов на насыщенных рынках составляет от 6 до 8 лет. Я уверен, что мы уложимся в эти сроки.

Вопрос: Хотелось бы затронуть такой животрепещущий на рынке вопрос как интерконнект. Недавно НКРС утвердила новые ставки и скорее всего со следующего года они будут обязательными для всех операторов. Как вы считаете, поможет ли это перенести вопрос взаиморасчетов между операторами из судебной плоскости в договорную?

Ответ: Этот вопрос достаточно объективен. Существует 3 основные модели – американская, европейская и модель, имплементированная на некоторых развивающихся рынках. По европейской модели ставка базируется на принципах экономической себестоимости и, как правило, она проходит несколько этапов – сначала введение ассиметричных ставок, позволяющее уравнять игроков, имеющих различный срок выхода на рынок; после этого ставки становятся симметричными и затем ставка постепенно снижается.

Второй подход – американский. Ставка опускается ниже себестоимости, это техническая ставка (на уровне 2-3 центов), которая позволяет вести учет трафика и осуществлять взаиморасчеты между операторами, кстати, в настоящий момент ее же рекомендует и комиссия ЕС, как наиболее перспективную.

И третья модель (bill and keep) – это когда ставка равна нулю. Оператор получает деньги с абонента и оставляете их себе.

В Украине же по большому счету перемешано всё со всем и главное – отсутствует государственная стратегия по этому вопросу. Регуляторный акт определения операторов с существенной рыночной долей противоречит закону "О телекоммуникациях". Согласно ему – вышеуказанным оператором является оператор, у которого доля доходов превышает 25%. Несмотря на это регулятор определил рынки и сформулировал, что на определенных рынках все операторы признаны доминирующими.

Вопрос: С вашей точки зрения какая должна быть ситуация с интерконнектом?

Ответ: С моей точки зрения существует единственный выход из сложившейся ситуации – переход на другую модель учета трафика, близкую к американской, когда происходит практически полное обнуление трафика. При такой модели должна быть установлена техническая цифра для его учета. Пусть это будет 2-5 копеек. При этом, по моему глубокому убеждению, ставка должна быть ниже, чем фактическая себестоимость. Такой подход будет стимулировать рост потребления мобильных услуг и наконец-то развяжет гордиев узел, которым сегодня стал вопрос интерконнекта.

Вопрос: Как вы думаете – придет ли к этому регулятор?

Ответ: По большому счету это вопрос к государству. Давайте не забывать, что телеком рынок является важным участником в создании валового продукта страны. Например, его ВВП доля в развитых и развивающихся странах около 5%. Поэтому, как правило, государства делают все от них зависящее, чтобы всячески стимулировать и подталкивать развитие этой отрасли. Что мы видим сегодня в Украине? На протяжении последних трех лет телекоммуникационный рынок «застыл» на совершенно несущественной для такой страны как Украина цифре в 3 млрд. долларов. Мы даже не начали двигаться в сторону докризисного показателя в 6 млрд. долларов.

Вопрос: Еще относительно вопроса интерконнекта. Недавно в прессе появилась информация, что "Киевстар" разрывает договоры с другими операторами, начиная с 1 января 2012 года.

Ответ: Да. Мы с удивлением получили уведомление от "Киевстара" об одностороннем расторжении договора, начиная с 1 января следующего года. Для нас до сих пор не понятна мотивация такого шага. Публично компания заявила, что решение связано с введением новых ставок интерконнекта. Но с моей точки зрения, этот тезис не выдерживает никакой критики. В редакции договора, который мы заключили в этом году, четко прописано: в случае принятия новых регуляторных актов обе стороны должны внести соответствующие корректировки в тот же договор.

Вопрос: "Киевстар" предложил какие-то варианты развития событий в своем уведомлении? Может обсуждение нового договора?

Ответ: Мы не получили никаких предложений новой версии договора. Насколько нам известно, на текущий момент, еще две компании - "МТС" и Vega подтвердили получение подобного уведомления о разрыве договора. С моей точки зрения, подобные действия – безответственны и уж точно не способствуют здоровой конкуренции. Более того, в понимании телекоммуникационного рынка – это одностороннее объявление войны. Я очень надеюсь, что такая ситуация не приведет к реальным сетевым войнам, таким как ограничение объемов трафика.

Вопрос: А какая у вас ситуация в данном вопросе с другими операторами на текущий момент?

Ответ: С МТС мы договорились об условиях на следующий год и зафиксировали их в договоре. У нас, с моей точки зрения, идет весьма плодотворный диалог с новым менеджментом МТС, который хорошо понимает проблематику отрасли, в том числе и важность регулирования интерконнекта.

Вопрос: Расскажите о ваших инвестиционных планах.

Ответ: life:) продолжает инвестировать, что показывает - акционеры верят в компанию. Мы строим новые базовые станции, постоянно улучшаем покрытие и емкость сети. На данный момент наша мобильная сеть покрывает 97% населения страны, это все населенные пункты, где проживает более 3 тыс. человек.

Вопрос: В следующем году во что вы будете инвестировать? Ответ: Есть несколько больших проектов на следующий год. Первое направление, по которому мы уже начали активно работать в этом году - это подготовка к Евро-2012. А именно – создание, улучшение, тестирование покрытия на новых объектах инфраструктуры, в аэропортах, на дорогах, стадионах. Кроме того – большая часть инвестиций в 2012 году будет направляться на увеличение емкости сети в регионах с активным ростом абонентской базы. Третья часть инвестиций будет направлена на расширение покрытия, с тем, чтобы перейти с цифры 97% к параметру в 99%. Это, по большому счету, еще около 30% от всех инвестиций, которые уже были сделаны до этого. Вопрос: Сколько вы планируете инвестировать в следующем году? Ответ: Речь идет о десятках миллионов долларов. Вопрос: Будет ли увеличен объем по сравнению с этим годом? Ответ: Да, конечно. Рост инвестиций четко «привязан» к динамике абонентской базы, поэтому часть расходов будет направлена на увеличение емкости, часть – на рост покрытия. Уже сегодня могу сказать, что с учетом значительного роста абонбазы, большая часть инвестиций будет направлена в емкость сети. Вопрос: Оба ваших конкурента на рынке мобильной связи активно внедряются на рынок фиксированного широкополосного доступа в Интернет. Есть ли у "Астелита" планы выхода на этот рынок? Ответ: Конечно, фиксированный доступ в Интернет будет определять рост рынка в ближайшие годы. Однако этот рынок – сверх конкурентный, и в этом его слабость. К тому же, он требует больших капиталовложений, при этом сроки возврата и риски еще больше чем в мобильном бизнесе. Думаю, что для мобильного бизнеса целесообразнее говорить о развитии технологий следующего поколения (например, LTE), которые способны обеспечить скорость аналогичную FTTB, при этом оставаясь экономически оправданными. Мы также видим большой интерес к определенным альянсам со стороны текущих операторов фиксированного доступа. Например, в настоящий момент мы ведем переговоры с крупными игроками, которые заинтересованы в создании комплексного предложения мобильного и фиксированного Интернета. Я считаю, что подобный альянс – выгодный и правильный путь. Вопрос: В какой форме может появиться такой альянс, и что он может предложить абоненту? Ответ: Я не говорю о слияниях и поглощениях. Это форма сотрудничества, когда два независимых оператора предоставляют комплексную услугу. Причем формы взаимодействия могут быть различные: это касается и каналов сбыта, и маркетинга, и биллинга. Вопрос: То есть, я правильно понимаю, что стратегических планов выходить на этот рынок в качестве отдельного игрока у вас нет? Ответ: Никогда не говори "никогда". Но на данный момент – мы обсуждаем только альянсы. Вопрос: Если альянс будет иметь место, то услуга может быть предложена в следующем году? Ответ: Да-да. Речь идет не о какой-то далекой перспективе, а о ближайшем обозримом будущем. Вопрос: Могли бы подвести какой-то итог вашей деятельности за почти год на посту генерального директора "Астелита". Что удалось достичь? Ответ: Думаю, что стоит разделить итоги года на цифровые и качественные. Если говорить о цифрах, то, прежде всего, хочу отметить, что нам удалось нарастить активную абонентскую базу на один миллион абонентов. С моей точки зрения – это существенное достижение, учитывая высокое проникновение рынка. Кроме того, удалось собрать талантливую управленческую команду, которая умеет работать на высоких скоростях и строить высокоэффективный бизнес. Ориентация на результат, которой пронизана вся команда, дала нам рост показателя EBITDA (вырос на 37% по сравнению с началом года) и дохода – на 21%. Еще, по моему мнению, компания стала более гибкой, открытой, мы чаще встречаемся, больше обсуждаем те или иные идеи, много решений принимаем коллегиально. Отдельно отмечу, что за этот год удалось выстроить доверительные отношения с наблюдательным советом, с акционерами. Это позволяет оперативно принимать стратегические решения. Я с большой уверенностью смотрю в будущее, так как компания уверенно двигается вперед.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ