Интервью

Глава МИД Словакии: В Украине наступит мир, и мы будем с вами до тех пор, пока это не произойдет

Эксклюзивное интервью министра иностранных дел Словацкой Республики Растислава Качера информационному агентству "Интерфакс-Украина" в Киеве

Авторы: Валерия Прощенко, Александр Мартыненко

 

По данным ООН, в Словакии находится более 100 тысяч украинских беженцев. Какую поддержку оказывает украинцам ваша страна?

По правде говоря, через Словакию, через нашу границу, мы пока что зарегистрировали около 1 млн украинцев, бегущих из Украины. А на статус защиты, на статус проживания запрос подали около 100 000 человек, так что ваши цифры верны. Мы помогаем тем, кто не остался, тем, что, кто находится транзитом. И мы также предлагаем поддержку тем, кто хочет остаться в Словакии.

Если вы получаете статус беженца в Словакии, то вы имеете право на полноправный статус, как и любой другой гражданин Словакии, поэтому у вас есть право на медицинское обслуживание, социальную поддержку, вы можете устроиться на работу, отправить ваших детей в школу или в детский сад. Также вы можете работать в Словакии, как обычный гражданин страны - вам предоставлены полные права.

Например, я знаю, что моя жена заведует отделением интенсивной терапии (ОИТ) в университетской больнице, и у нее уже есть новые врачи из Украины со статусом и пара медсестер. Я вижу в нашем окружении, в моем окружении, что есть много украинцев, которые начали работать, обустраивать новую жизнь. Но я также знаю, что большинство из них, если не все, по-прежнему хотят вернуться домой. Мы готовы помочь им и оказать поддержку. Таким образом, они не только остаются в стране, но и ведут полноценную жизнь, которой они могут зарабатывать себе на жизнь и добиваться прогресса в будущем.

 

Эта зима будет тяжелой для Украины, потому что РФ теперь систематически атакует гражданскую инфраструктуру. Сколько еще украинских беженцев ваша страна может принять в случае необходимости?

Около двух недель назад мы встречались на правительственном уровне, поддержали и одобрили новую стратегию. Если зима и новые атаки на инфраструктуру приведут к увеличению миграции, мы готовы принять больше мигрантов или беженцев – это не мигранты, беженцы из Украины - и оказать им эту поддержку. Но также, что я считаю очень важным, мы хотим работать с вашим правительством, чтобы определить, как мы можем помочь с переселением внутри Украины. По-нашему мнению, мы обязаны найти способы, как поддержать вас здесь. Потому что в этом случае людям не придется переживать травмирующие изменения: изучение новых языков, переезд в другую страну.

Мы по-прежнему считаем, что лучше всего, если вы можете найти безопасные места с поддержкой, с гуманитарной помощью, включающей генераторы, теплую одежду, тепловые машины и т. д. Так что для тех, кто едет с востока на запад Украины, у нас будет возможность оказать помощь. И мы поможем украинцам, которые хотят переехать в Словакию, которые предпочтут этот вариант. Да, мы готовы принять больше беженцев, как мы это делали. Когда у нас есть стратегия, мы готовы к этому.

 

Какова позиция стран Вышеградской четверки относительно помощи Украине в рамках организации?

Вы знаете, мы стараемся поддерживать Украину на любой международной площадке. Вы получаете нашу поддержку в дискуссиях с ЕС, мы были одними из тех, кто решительно выступал за Украину, ее кандидатуру и статус членства. Мы также очень поддерживаем вас в вашем стремлении вступить в НАТО. На таких площадках, как Организация Объединенных Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, мы всегда были одними из самых решительных сторонников мира в Украине и вашего права на самооборону.

Вышеградская группа является неформальной организацией. Мы работаем с вами на двусторонней основе. Польша решительно поддерживает вас, и Чехия, и Словакия. У Венгрии есть некоторые сомнения относительно поддержки Украины, и мы говорим с ними об этом. У них имеются свои способы, как это сделать.

Мы одобрили во вторник на нашей встрече Вышеградской четверки, что часть Вышеградского фонда, то есть небольшой финансовый фонд, где у нас сейчас есть небольшая сумма денег (чуть меньше полумиллиона евро), будет посвящена украинским проектам. В Украине будут открыты проекты по поддержке гуманитарной помощи, гражданского общества, журналистов, всего, что им будет нужно. Поэтому, даже в рамках Вышеградского фонда мы выделили около полумиллиона евро на проект с Украиной.

И что касается ЕС, я думаю, что все идет хорошо, потому что это была непростая борьба за статус кандидата ЕС для Украины, и я думаю, что мы выиграли эту битву. Вас признали будущим участником. И вы начнете с процесса. Этот процесс был длительной процедурой для Словакии, чтобы начать получать членство. Это было в 2004 году. С 1993 по 2004 год это была довольно длительная задача. И это у нас не было войны.

Но я хочу, чтобы вы были оптимистичны. Я хочу подчеркнуть, что процесс очень важен. Поскольку если вдруг стать членом ЕС, если это произойдет в одночасье, это, честно говоря, может убить страну. Страна действительно должна быть административно готова к многочисленным правовым изменениям. Вам предстоит пройти через множество реформ. И это того стоит. Процесс того стоит. Нам потребовались годы. 12 лет.

 

А как насчет НАТО?

И для НАТО. Я могу утверждать это, потому что я занимался процессом вступления Словакии в НАТО с самого начала и до конца. Я был тем, кто написал презентационный документ "Партнерство ради мира" (ПРМ). И с того момента, как я вместе со своим премьер-министром вручил протокол о вступлении в НАТО, прошло 11 лет моей жизни. И опять же, у нас не было войны.

Так что вы должны понимать, что эти процессы длительны, но процесс, если вы в нем участвуете, уже имеет очень хорошие перспективы. Потому что это действительно меняет вашу страну. И это меняет вашу страну навсегда. Я настроен очень оптимистично, потому что мы признали, что Украина станет членом НАТО. И мы даем вам статус будущего члена ЕС, и сейчас мы начинаем над этим работать. Знаете, нам понадобилось 11 и 12 лет. И эти 11 и 12 лет были хорошими годами. Потому что они помогли нам изменить страну там, где нам это было нужно.

И это то, что я сказал на саммите НАТО в Бухаресте. Мы будем работать с Украиной на ее пути к НАТО. Война закончится, страна будет подготовлена к членству. Как я уже сказал, вам важно быть за столом. Потому что, если вас нет за столом, вы рискуете оказаться в меню, а мы не хотим, чтобы вы были в меню. Мы хотим, чтобы вы были с нами за столом.

 

Но прежде всего нам нужен мир. Будет ли Словакия и дальше участвовать в военной помощи Украине?

Да, это важно. И мы очень, очень много работаем над этим вместе с вами. Мы поддерживаем Украину политически. Как я подчеркнул президенту Зеленскому на нашей встрече, на какой бы платформе мы ни говорили, мы всегда повышаем голос и говорим: не бросайте Украину, то, что делает РФ, неприемлемо. Поэтому мы одобряем все санкции, мы настаиваем на дальнейших санкциях, мы поставляем больше оборонного оборудования.

Вчера (7 декабря – ИФ-У) мое правительство утвердило новый пакет помощи. Я думаю, что это девятый, или десятый пакет, стоимостью 11, почти 11 миллионов евро, включающий боеприпасы, пару тысяч ракет для МИГ-29, теплую одежду для ваших солдат, продукты питания для ваших солдат и многое другое. И мы будем продолжать это делать. В понедельник мы откроем ремонтную базу, где будут ремонтировать поврежденную военную технику и возвращать ее в Украину. Без сомнений, в Украине будет мир, и мы будем с вами, пока это не произойдет, мы будем с вами до конца.

 

И последний вопрос. Хочу спросить про МИГ-29. Вы только что упомянули эти самолеты. Вы их уже отправили в Украину?

Мы еще не передали вам МИГ-29. Но мы готовы это сделать. Мы говорим с нашими партнерами в НАТО о том, как это сделать. И сегодня (8 декабря – ИФ-У) у нас был очень содержательный разговор с вашим президентом. Мой министр обороны объяснил вашему президенту, как мы можем это сделать. И я думаю, что в ближайшие недели в Словакию приедет украинская делегация, и мы вместе с нашими американскими друзьями будем работать над тем, чтобы это стало реальностью.

Вчера мы утвердили утвердили пакет военной помощи, в который вошли пару тысяч ракет, которые используются для МИГ-29. Так что вы можете оснастить свои имеющиеся МИГ-29 ракетами, которые прибудут к вам из Словакии. Но и с президентом Зеленским мы тоже обсудили это достаточно подробно. И я думаю, что мне нужно держать в секрете, как это будет сделано, чтобы не ставить под угрозу. Но скажу, что сегодня у нас был очень, очень хороший обмен мнениями с президентом Зеленским о том, как мы это будем делать. Так что я очень оптимистичен, думаю, это тоже скоро будет сделано, самолеты появятся в Украине.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ