Эксклюзивное интервью первого заместителя председателя Верховной Рады Украины Александра Лавриновича агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Президент Украины на этой неделе выступил с инициативой проведения летом этого года Всеукраинского референдума по внесению изменений в Конституцию. Насколько это реально, если следовать правовым процедурам?
Ответ: Если говорить, вообще, о Всеукраинском референдуме, который должен обязательно проводится в соответствии с действующим Основным законом, то это реальная тема для того, чтобы говорить о правовом просвещении. Потому что есть у нас три раздела Конституции, изменять которые можно только после того, когда будет инициатива президента или 300 депрутатов. Процедурой предусматривает рассмотрение этого вопроса в течение двух сессий, а также заседание Конституционного суда с соответствующим решением. И потом президент обязан назначить всеукраинский референдум для утверждения таких изменений.
А то, о чем идет речь, вообще не имеет никакого отношения к праву как явлению. Это из разряда политической фантастики. Поэтому я вообще не думаю, что об этом нужно серьезно разговаривать.
Вопрос: Можно ли это расценивать как элемент предвыборной президентской борьбы?
Ответ: Я не думаю, что здесь можно говорить о президентской борьбе. Потому что это заявление не имеет вообще никакой опоры на правовые нормы. Говорить об этом как политической компании я бы не стал. Потому что абсолютно очевидно и понятно две вещи. Первое, то, что Конституцию нужно менять и об этом знают все. И второе, то, что никакого референдума летом не будет. Сколько б желания не было у кого-либо. Потому что не все в этой стране еще согласны с тем, чтобы полностью перечеркнуть все право и действовать по желанию одного человека.
Вопрос: Для того, чтобы провести Всеукраинский референдум, необходимо, наверное, изменить законодательство.
Ответ: Это очевидные вещи, это первый шаг. Это понятно. У нас есть закон, принятый в первом чтении, который по политическим мотивам пока «отдыхает». Потому что он был в числе тех, которые нужно было отменить сразу, когда был «медовый месяц» у Юлии Владимировны с Виктором Андреевичем после 2 октября. Этот закон странным чудом уцелел. 225 голосов только набралось, чтобы его отменить. И он сегодня теоретически готов для принятия. Я думаю, что если после таких рассуждений вслух начнутся какие-либо действия по тому, чтобы торпедировать украинскую Конституцию таким образом, я думаю, что закон очень быстро может стать действующим и можно будет его принимать в целом с следующими процедурами, касающимися взаимоотношений парламента с главой государства.
Вопрос: Но одном из интернет сайтов был обнародован текст изменений в Конституцию, над которым, якобы, работали БЮТ и ПР. На самом ли деле готовился такой совместный законопроект, и было ли взаимопонимание по вопросу, например, избрания президента в парламенте?
Ответ: Знаете, я бы не говорил о домыслах. А говорил о реальных фактах. Проект Партии регионов зарегистрирован в парламенте. Он общедоступен. Там есть ответы на все Ваши вопросы. Да, там есть положение о том, как получить стабильно работающее правительство. Да, там есть ответ на вопрос как избрать президента. Там написано – избирается всенародно. Все остальное – это вопросы к тем, кто раз десять обещал на следующей неделе опубликовать, внести и не опубликовал и не внес. Вот к ним все вопросы. Понятно, что у нас были длительные переговоры и консультации по возможности изменения Основного закона, которые не окончились результативно. Поэтому я не считаю для себя возможным обсуждать те рабочие моменты, которые были.
Вопрос: Для того, чтобы закрыть тему БЮТ и ПР, перейдя от темы Конституции. Можно ли раcценивать это просто как совпадение интересов в данный момент или же это было стремление к более прочному союзу, например, к коалиции. Например, Портнов не против такого союза. Вчера Левочкин говорил об этом же. Эта тема еще актуальна, на Ваш взгляд? Или это выносится для того, чтобы углубить тему разногласий как внутри БЮТ, так и ПР?
Ответ: Что касается перспектив работы над изменениями в Конституцию, это реальная тема. Потому что существующая недореформированная Конституция с теми ошибками, которые появились в 2004 году является объективным источником проблем для украинского государства и для каждого украинского гражданина. Поэтому независимо от названия политических партий, политических сил, которые будут в украинском парламенте, которые будут реально определять украинскую политику, это вопрос будет стоять на повестке дня. И до тех пор, пока он не будет разрешен, он будет актуален. Потому что то работоспособное, что было до декабря 2004 года, изменено. То, что есть сейчас, оно проблемно. И нужно либо вперед, либо назад. В этом состоянии, которое есть сегодня, нежелательно оставлять Основной закон.
Что касается коалиции потенциальной… Скажем так, в нормальных условиях развития страны, когда идет планомерный рост благосостояния, когда нет никаких потрясений, я думаю, этот вопрос не стоял бы вообще. Так же как и понятно, что руководящая сегодня политическая сила не была и никогда не будет в состоянии обеспечить стабильное развитие. Это вещь абсолютно очевидная. Поэтому понятно, что в кризисные периоды, когда есть понимание того, что приоритетом должно быть состояние государства, интересы граждан, свои политические, партийные приоритеты нужно поставить на второй план. В связи с этим, я считаю реальным объединение с БЮТ или в нынешнем составе ВР, или в будущем. Если у них будет понимание того, что необходимо отдать первенство интересам граждан, интересам государства и дать возможность определять работу тем, кто это умеет делать лучше. То, что правительство Виктора Януковича умеет работать лучше, чем правительство Тимошенко, я думаю, достаточно ясно убедились все в нашей стране. Даже не открывая статистические сведения работы с 2002 по 2004 и понимая, как удалось затормозить кризисные явления в 2006 году. Каждый это видел на своем рабочем месте, у себя дома. Поэтому я думаю, что если будет такое понимание у Юлии Владимировны сейчас и будет заявлено о том, что правительство уходит в отставку и политическая сила Юлии Владимировны готова принять участие в формировании нового правительства вместе с Партией регионов и ее достойные представители будут работать под руководством премьер-министра Виктора Януковича, это возможно уже в этом созыве. И это можно обсуждать, и находить реальные точки соприкосновения для того, чтобы это было реализовано.
Если нет, ну, ясно, что обязательно будут досрочные выборы.
Вопрос: Парламентские?
Ответ: Парламентские. Обязательно. Я не могу сказать, когда точно. Или на то будет политическая воля сегодняшнего руководства политического большинства, которое есть в парламенте. Или на это уже будет воля украинских граждан, которые это простимулируют другим способом. Но ясно, что это будет. И тогда после следующих выборов этот вопрос опять станет актуальным. Если эти выборы будут проводиться в близком будущем. Потому что если это будет отодвигаться, то шансов на то, чтобы иметь солидное представительство в парламенте и реально влиять на процессы в Украине у Блока Юлии Владимировны будет все меньше.
Вопрос: Но отодвигаться выборы могут еще, максимум, два месяца. Ведь за полгода до президентских нельзя проводить досрочные парламентские?
Ответ: Никакого запрета нет. Есть просто право у президента досрочно прекращать полномочия парламента, которое он потеряет за полгода до очередных президентских выборов. Никаких запретов Основной закон не содержит.
Вопрос: Если сейчас провести досрочные парламентские, то возможны ли досрочные президентские? Или это будет зависеть от того, кто победит на парламентских выборах?
Ответ: Я не думаю, что так надо ставить вопрос. Украина сейчас, абсолютно очевидно, нуждается в как можно более скорых выборах и президента и парламента. Неужели кто-нибудь поверит, что действующий сегодня президент способен принимать решения, которые выведут страну из кризиса? Есть такие люди в Украине? Скажите мне. Я могу сказать, что в значительной степени это касается и сегодняшнего состава правительства. Поэтому чем раньше будет изменен государственный менеджмент на всех уровнях, тем лучше для страны.
Вопрос: Какой тогда механизм проведения досрочных президентских выборов?
Ответ: Парламент не может инициировать досрочные президентские выборы. Парламент может только назначить их в том случае, если президент будет отстранен от должности в порядке импичмента или если он напишет заявление о своей отставке или другие случаи.
Вопрос: Но импичмент – это же длительная процедура.
Ответ: Это зависит от политической ответственности и квалификации тех, кто будет работать в специальной комиссии и тех, кто сегодня имеет мантии в Конституционном и Верховном судах. Это все может быть очень быстро. Но для этого сначала нужно обеспечить правовые нормы. Чтобы закон о следственных комиссиях вступил в силу. Закон – это отдельная тема. Качество его тоже вызывает сомнения. Здесь вариант такой, что лучше, чтоб он как можно быстрее вступил в силу. И после этого возможно очень быстро внести изменения, которые реально необходимы, чтобы он был качественным.
Парламент может рассмотреть этот вопрос хоть завтра. Потому что уже вторую неделю он находится в парламенте с замечаниями президента.
Вопрос: Если досрочных парламентских выборов не будет. И на президентских выборах побеждает Янукович, то возможны тогда парламентские?
Ответ: У президента независимо от его фамилии есть и будет сохраняться право досрочного прекращения полномочий парламента по причине отсутсвия коалиции, отвечающей требованиям части шестой статьи 83 Конституции Украины. То есть, возможно сразу (проведение досрочных парламентских выборов - ИФ).