Мнения

Ключевой вопрос саммита в Вильнюсе – кто оплатит реформы в Украине, считают политологи

Вне зависимости от исхода Вильнюсского саммита, для Украины ключевым является вопрос о финансировании еврореформ в Украине – считают трое ведущих политологов. С этим вопросом связаны и перспективы получения Украиной нового кредита от МВФ.

Трое политологов заявили (15 ноября 2013 года) во время круглого стола, организованного проектом «Мнения», о том, что ключевой проблемой-2014 для Украины является привлечение финансирования для погашения внешних долгов и финансирования реформ в стране.

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" заявил, что финансовый вопрос является главным фактором, который определяет позицию украинского Президента : «Наверняка это обсуждается – подписание соглашения без пункта об освобождении Тимошенко. Но для Виктора Федоровича вопрос стоит совсем иначе, мотивация у него совсем другая: сначала деньги, а потом все разговоры о Юле. Вопрос денег сейчас ключевой. Реально может обсуждаться – либо гарантирование кредита от МВФ (а это могут сделать не европейцы, а американцы, европейцы могут помочь в этом), при этом гарантирование кредита от МВФ должно быть еще и не на тех политически кабальных условиях для Януковича, которые сейчас выдвигает Фонд. А вот если будет компромиссный вариант – кредит МВФ, но без кабальных условий, может, это и станет одним из сигналов для освобождения Тимошенко.

Либо договоренности с Россией, хотя я не уверен, есть ли хотя бы 5 млрд. долларов свободных у России. Конечно, этот фактор – закрытых переговоров между Януковичем и Путиным – он влияет существенно и на Брюссель. Уступки Брюсселя тоже обусловлены чартерной дипломатии Януковича. И они в целом влияют на общий тон переговорного процесса.

Дело не в том, в какой формуле будет освобождена Тимошенко. Дело в том, что это будет сделано только если Янукович получит существенные гарантии финансовой поддержки со стороны Запада и конкретно МВФ».

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий уверен, что центр приложения сил смещается в экономическую плоскость не только у руководства Украины, но и у ее партнеров по евроинтеграционному процессу: «Смещён фокус анализа, потому что если фактор Тимошенко не является основным препятствием для подписания соглашения об ассоциации, то таким фактором становятся экономические обстоятельства и большая геополитика между Москвой, Вашингтоном и Брюсселем. И если две недели назад основной формой были отношения между двумя президентами украинским и российским, и активно говорила Россия во время переговоров, то сейчас наступает время Запада – выставить свои предложения, выставить свои позиции. Сейчас - время Вашингтона. Одни из решающих условий является и подключение к этому процессу фрау Меркель. Сейчас будет активно работать с Киевом Вашингтон. И тут на кону все энергопроекты, сланцевый газ и западные корпорации: монстры только и ждут серьезного сигнала, чтобы начать работать с Украиной. А это технологии и инвестиции. И это тоже экономический фактор».

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии уверен, что суть нынешних коллизий – в получении Украиной финансовых гарантий от спонсоров евроинтеграционного процесса: «Сейчас вопрос поставлен в плоскости: Украина понимает, что подписание об ассоциации без финансовых гарантий от Европы, от МВФ – чрезвычайно рискованно и может оказаться шагом в экономическую пропасть, к катастрофе и дефолту.

Когда говорят, что надо 160 млрд. евро(Украине на модернизацию – «Мнения»), это означает, что мы на пороге катастрофы, и если мы не получим каких-то гарантий, что нам не дадут в эту катастрофу свалиться, у нас есть большие сомнения в необходимости подписания соглашения. Конечно, хорошо было бы, если бы эти мысли пришли вовремя. Но лучше поздно, чем никогда. Я считаю, что без соответствующих гарантий, без серьёзных обещаний, которые были бы зафиксированы, этот документ подписывать нельзя. А поскольку европейцы вряд ли дадут какие-то гарантии, то мой прогноз в том, что подписана ассоциация не будет. И я считаю, что это был бы лучший из всех плохих вариантов.

С кредитом МВФ все несколько иначе. Американцы не хотят сами брать на себя то, что нужно европейцам. Европейцы игнорируют это, не вкладываются в это, не готовы вложиться – читайте «Нью-Йорк Таймс». Они говорят «Вы помогайте, мы поучаствуем»».

Завершая дискуссию, Павел Фесенко подытожил, назвав самый существенный риск: «Ни подписание, ни неподписание(Соглашения об ассоциации – «Мнения») не повлияют на состояние украинской экономики. Повлияет решение финансового вопроса, о котором мы говорили. Не будет хотя бы пяти миллиардов(кредитной помощи Украине – «Мнения»)… и не будет решены вопросы о стабильности гривни, о стабильности социально-экономической ситуации. Соглашение, как таковое, даст положительный эффект для Украины не раньше, чем через три года. Не надо зацикливаться на Вильнюсе. Главное – кто и на каких условиях нам(Украине) даст денег. Самое плохое будет, если никто не даст. Вот тогда будет очень сложно».

ЭКСПЕРТЫ

Михаил Погребинский, Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

Вадим Карасев, Директор Института глобальных стратегий.

Владимир Фесенко, Глава Центра прикладных политических исследований "Пента"

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ