Составление в Украине списков невъездных иностранцев – это спецоперация по дискредитации украинского руководства — эксперт
Запрет на въезд в Украину иностранцам, якобы угрожающим нацбезопасности страны, – это российская схема – Валерий Чалый
21 декабря 2013 года в Украину не пустили грузинского бизнесмена, директора по стратегии и инвестициям группы компаний «Терра фуд» (работает на мясном и молочном рынках Украины) Георгия Киквадзе, который публично выражал свою поддержку Евромайдану. Киквадзе и еще 35 человек, преимущественно - граждане Грузии, а также США, Великобритании, Сербии и Германии, - были включены в список лиц, которым депутат Верховной Рады от Партии регионов Олег Царев предлагал запретить въезд в Украину. Они, якобы, по мнению нардепа, несут угрозу национальной безопасности страны. Царев направил запросы в СБУ и МИД, в которых отмечал, что эти люди «в рамках консультативной работы с украинской оппозицией получают возможность реализовывать политические интересы других стран».
Ранее Царев обнародовал и список организаций, которые работают в Украине, существуют на иностранные средства и в своей деятельности, по мнению депутата, представляют интересы других государств в Украине, влияя на ситуацию в стране.
Бывший заместитель министра иностранных дел, а ныне заместитель генерального директора по международным вопросам Центра Разумкова Валерий Чалый в комментарии проекту «Мнения» отметил, что в истории Украины попытки составления подобных списков уже предпринимались в 2004 году. «Давление оказывалось на людей, которые в первую очередь занимались внешнеполитическими вопросами. Машина эта была запущена по советам извне. Это ни к чему не привело и имело абсолютно обратный эффект. Люди, которые занимали конструктивную позицию в оценках внешней политики, во взаимодействии с партнерами, после такого давления были вынуждены поддерживать Оранжевую революцию и восстановление порядка в стране», — утверждает он. Эксперт напомнил, что в 2004 году в Верховной Раде была создана специальная комиссия во главе с депутатом от Коммунистической партии Валерием Мишурой, которая должна была установить лиц, деятельность которых способствует иностранному вмешательству в Украине. Работа комиссии, по словам Чалого, ни к чему не привела.
«Сейчас история повторяется, но в несколько ином варианте. Сначала публикуются списки организаций, персоналий, причем готовятся они (тут я могу только свое личное убеждение высказать) по совету наших русских друзей. Но сейчас нет никакого анализа ситуации, не создаются никакие комиссии, сразу применяются репрессивные действия. Это не только начало запрета въезда иностранных граждан. Есть давление и внутри страны, такое впечатление, что уже идет мониторинг по конкретным персоналиям. Какие действия будут дальше, можно только догадываться», — отметил он.
Чалый подчеркнул, что юридически Украина может запретить въезд иностранцам, но это должно быть обосновано. Если нет никаких серьезных аргументов, то, это вызовет встречную реакцию западных стран, может быть, не публичную сначала, но достаточно жесткую.
«Мы уже это видели, и иногда это делалось в виде провокаций, специально для того, чтобы руководство Украины не достигало целей, национальных, государственных интересов в западном направлении, в отношениях со странами ЕС. Я думаю и сейчас это большая провокация, спланированная спецоперация», — сказал экс-дипломат проекту «Мнения».
По мнению Чалого, составления подобных списков и дальнейшее ограничение въезда иностранцев в страну выглядит не как украинская практика: «Пока у меня есть догадки, я могу констатировать, что точно повторяется то, что происходило и происходит в России. Там называли иностранных агентов, иностранных доноров, которые планомерно вытеснялись из РФ. Это схема российская, а кем она моделируется — Россией или есть хорошие ученики в Украине — уже другой вопрос».
Напомним, что 12 декабря Госпогранслужба не пустила в Украину российского оппозиционного политика Бориса Немцова.
ЭКСПЕРТ
Валерий Чалый, бывший заместитель министра иностранных дел (2009-2010 годы), ныне — заместитель генерального директора по международным вопросам Центра Разумкова.