Мнения

Предложение Януковича о переговорах – попытка оттянуть время, пока в Киев не подтянутся оставшиеся силовики, – политологи

Янукович не даст оппозиции компромисса, который она сможет озвучить на Майдане – Гайдай. Если оппозиция не пойдет на предложенные условия, это развяжет власти руки для уничтожения Майдана - Бондаренко.

19 января 2014 года протесты в Киеве перешли в силовую фазу. После восьмого Народного вече на Майдане часть протестующих переместилась на улицу Грушевского, где произошло столкновение с силовиками, в результате которого пострадало около 200 человек с обеих сторон. В тот же день президент Виктор Янукович предложил лидерам оппозиции сесть за стол переговоров. Это произошло после встречи с лидером «УДАРа» Виталием Кличко. Проект «Мнения» поинтересовался у политологов, каковы перспективы таких переговоров и поддержит ли Майдан решения оппозиционеров.

«Оппозиция с самого начала протестных акций и до сегодняшнего дня демонстрируют готовность договариваться, - отметил в комментарии проекту «Мнения» директор по стратегическому планированию агентства «Гайдай.Ком» Сергей Гайдай. - Поэтому не зря Янукович позвонил именно им, и хочет общаться именно в таком формате. Вот только слабо верится, что президент предложит оппозиции условия, которые она сможет озвучить на Майдане как «приемлемые», и заключить перемирие».

По словам политолога, всё это время власть вела политику манипулирования. А это значит, говорит Гайдай, что предложение Януковича продиктовано не желанием сесть за стол переговоров, а является попыткой очередного обманного маневра. «Он старается оттянуть время, пока в Киеве не соберётся достаточное количество силовиков», - предполагает эксперт.

Ещё одним доказательством того, что власть не собирается идти на компромисс, являются законы, принятые 16 января, считает Гайдай. «Мне кажется, и сами антипротестные законы – личная инициатива Януковича, иначе бы не было такой процедуры голосования в Раде: без подсчета голосов с заранее написанными бумажками. Ситуация напоминала то, что происходит почти во всех украинских судах, когда есть команда «сверху», что необходим определенный приговор. Поэтому, к сожалению, надежды на успешный переговорный процесс пока нет» - подчёркивает он.

Директор Института украинской политики Кость Бондаренко считает, что власть просто не видит необходимости договариваться. «В предстоящих переговорах позиции власти сильнее, чем у оппозиции, поэтому она попытается диктовать свои условия. Соответственно, если оппозиция на них не согласится, это развяжет власти руки для того, чтобы разогнать протестующих и поставить точку в том процессе, который носит название «Евромайдан»», - заявил политолог проекту «Мнения».

По его словам, слабость оппозиции и в том, что она, фактически, не в состоянии контролировать протестующих, от имени которых собирается участвовать в переговорах. «Для того чтобы начать договариваться, оппозиция сначала должна получить мандат доверия от Майдана», - объясняет Бондаренко.

Сейчас этого доверия нет, и правый сектор Майдана окончательно вышел из-под контроля триумвирата. «В каком-то смысле лидеры оппозиции оказались между молотом и наковальней: с одной стороны – Янукович, с другой – радикально настроенная часть протестующих. Ситуация такова: согласившись на предложения Януковича, оппозиция потеряет поддержку Евромайдана, а в случае отказа могут попасть под зачистку вместе с Майданом. Так что на сегодняшний день у оппозиции почти нет поля для маневров» - говорит Бондаренко.

«Поэтому стоит ожидать, что переговоры зайдут в тупик. Власть и оппозиция говорят на разных языках и не хотят слушать друг друга», - заключает Бондаренко. По его словам, гораздо более вероятно дальнейшее нарастания конфликта: поскольку в распоряжении Януковича есть войска, милиция и Беркут, и он попытается их применить, чтобы за максимально короткое время «навести порядок».

ЭКСПЕРТ

Сергей Гайдай - директор по стратегическому планированию агентства «Гайдай.Ком»

Кость Бондаренко – политолог, директор Института украинской политики

Янукович либо испугался, либо выждал, когда оппозиция окажется в слабом положении, потому и пошел на переговоры — политолог

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ