Мнения

Топливо, подорожавшее из-за скачка курса, дойдет до АЗС месяца через два-три — эксперт

Падение курса гривны к доллару должен вызвать подорожание бензина и дизтоплива, но не сразу. Сейчас же действует, скорее, психологический фактор — Марунич

«В цене бензина А-95 примерно 65% составляет нефть, еще 35% — налоги (НДС, акциз) и маржа. Последняя, если реализуется правильное топливо, не превышает 5%. Но акцизы на топливо рассчитываются в евро, а курс евро у нас в стране определяется через доллар. Поэтому расчет нефтеторговцев примерно верен», — так прокомментировал проекту «Мнения» возможное удорожание нефтепродуктов из-за роста курса гривни к доллару сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Напомним, в компании «Параллель» подсчитали, что увеличение цены доллара на 10 копеек ведет к повышению себестоимости нефтепродуктов на 8 коп./л. Ранее директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн сообщил агентству «Интерфакс-Украина», что курс в 8,8 грн/ $1 создает предпосылки для увеличения розничных цен на бензины на 50 коп./л.

Правда, заметил Марунич, топливо по новым ценам должно, по идее, появиться на АЗС месяца через два-три с учетом обычной логистики поставок, а сейчас торговцы продают ранее завезенное горючее. Однако они, конечно, могут «страховать свои риски», добавил эксперт, - уже сейчас закладывая курсовые поправки в цену.

Марунич напомнил, что в Украине существует механизм оперативного изменения акцизов на топливо, но привязан он не к цене валюты, а к нефтяным котировкам, потому что создавался в эпоху стабильного курса. (Ставки акциза остаются базовыми при котировках нефти сорта Brent на лондонской бирже ICE в пределах 105–125 $/баррель, снижаются — если нефть превысит верхнюю границу, повышаются — если пробьет нижнюю. Сейчас Brent стоит чуть более 105 $/баррель — проект «Мнения»). Также, по его словам, некогда в стране была создана экспертно-аналитическая группа при Кабинете министров, которая устанавливала ценовой коридор для дизтоплива и 95-го бензина, но она уже года два не работала: не было необходимости. «Возможно, сейчас Кабмин и министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий попытаются ее реанимировать, чтобы сгладить скачок цен. У них ведь есть формальные и неформальные рычаги влияния», — предположил эксперт.

При этом, по словам Марунича, следует учесть, что доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке составляет примерно 75%. Теоретически, по его словам, смикшировать удорожание горючего из-за курсового скачка частично могли бы украинские нефтепереработчики. На практике же такой сценарий маловероятен (сейчас в стране из шести НПЗ работают два – Кременчугский и Одесский, причем последний возобновил работу в лишь в сентябре 2013 года. Действует также Шебелинский ГПЗ. Всего же переработка нефтяного сырья в Украине сократилась в 2013 году на 26,1% до 3,377 млн т. — «Мнения»).

«Вопрос запуска НПЗ упирается не в курс, а в налоговую политику. Россия при экспорте сырой нефти взымает высокую пошлину. Но, например, Беларусь как член Таможенного союза ее не платит и на своих НПЗ производит достаточно качественный бензин. Его продают в Украине по конкурентным ценам. Украинская власть в нынешней ситуации могла бы либо поднять пошлины или акцизы на готовые импортные нефтепродукты, чтобы стимулировать производителей (но это нерыночная мера, будут возражать импортеры), либо отменить НДС на импорт нефти, снизить акцизы или хотя бы перевести их в гривну (но это ставит под удар наполнение бюджета, а с ним и так все плохо, хотя бы потому, что рассчитывался он, исходя из курса 8,5 грн/$). Опять-таки, теоретически можно было бы вступить в Таможенный союз(ТС), тогда Украина бы ничего не потеряла, теряли бы россияне, недополучившие экспортную пошлину», — говорит Марунич. При этом, заметил эксперт, часто наши производители «подтягивают» цену внутреннего продукта к импортной. «Это на их совести. Пока дела по расследованию ценовых сговоров на рынке нефтепродуктов ничем не заканчивались», — резюмировал эксперт.

ЭКСПЕРТ

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий

РАНЕЕ

Ослабление курса гривны формирует не население, а бизнес — эксперт

Валютный рынок и дальше будет трясти, а давление на гривну останется высоким — экономисты

В падении гривны виноват не политический кризис, а провальная политика НБУ, – экономисты

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ