Проект правил маркетинга лекарств учитывает интересы аптечного бизнеса, предложения фармпроизводителей проигнорированы - заявление

Предложения по установлению правил маркетинга на розничном фармрынке, представленные фармацевтическими производителями, не были учтены при разработке порядка маркетинга лекарств, зато при подготовке проекта порядка во внимание принимались интересы аптечного бизнеса, заявляют отечественные фармацевтические производители.
"Правила игры" на фармацевтическом рынке устанавливаются не государством, а пятью непубличными бизнес-группами аптечных сетей, которые владеют более 70% рынка. Проект постановления о маркетинге от 14 мая 2025 года, предложенный Минздравом Украины, предусматривает запрет предоставления маркетинговых услуг на рецептурные препараты и при этом предусматривает ограничение дохода аптек от маркетинговых услуг на уровне 12% от общего объема реализации лекарственных средств (в том числе рецептурных)", - говорится в тексте заявления ассоциации "Производители лекарств Украины" (АПЛУ) и Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности, переданном агентству "Интерфакс-Украина".
Производители отмечают, что предложенная модель противоречит законодательству и является очевидной откровенной манипуляцией не в пользу потребителя и приведет к росту розничных цен безрецептурных препаратов на 75% к цене дистрибьютора.
Поскольку на безрецептурные лекарственные средства, как отмечают ассоциации, приходится лишь 37% рынка, то процент маркетингового платежа в цене безрецептурного лекарственного средства составит более 40% от оптово-отпускной цены производителя. Это дополнительно к разрешенной законодательством Украины розничной надбавке в размере 35%. Реальное увеличение цены безрецептурного лекарственного средства на уровне аптеки для потребителя составит 75% к цене дистрибьютора, подчеркивают производители.
"Когда Минздрав Украины согласовывает модель 12% маркетингового платежа без уточнения услуг, результатом становится не реформа, а нагрузка в 40% на цену безрецептурного препарата. Это не рыночный механизм, а регрессивный налог на бедных: те, кто покупает препараты без компенсации, платят больше всех", - подчеркивают ассоциации.
Производители также отмечают, что проект постановления Кабинета Министров о маркетинге лекарств в этой редакции Минздрава не определяет перечень разрешенных маркетинговых услуг, направленных на потребителя в точке продажи, как это предлагали многие участники общественного обсуждения, зато вводит ничем не обоснованный платеж в виде фиксированного процента от общего объема реализации аптекой лекарственных средств.
"Такой подход больше похож на платеж "за вход на полку" для производителей. Такой платеж без определения на законодательном уровне фиксированного перечня понятных, прозрачных услуг по европейскому образцу не имеет никакого отношения к маркетинговым активностям производителя и фактически является формой системного рэкета", - считают производители.
Отечественные производители подчеркивают, что при подготовке проекта порядка предоставления маркетинговых услуг все дискуссии сводились к необходимости разработки компенсации падения уровня доходности аптечного бизнеса, который существовал до ограничения государством розничной наценки до 35%. "Все встречи сведены к обсуждению прибыльности аптек. Потребности пациента - ни разу не стали темой обсуждения. Это институциональная ошибка", - заявляют в ассоциациях.
Отечественные фармпроизводители отмечают, что аптечный рынок перенасыщен и деградирован, количество аптек в Украине в 2-3 раза превышает европейские нормативы, в крупных городах почти на каждом перекрестке открыто три аптеки "дверь в дверь". Такое количество аптек не соответствует реальному количеству фармацевтов, в результате чего во многих аптеках работают лица без соответствующего образования.
"Потребителям и пациентам навязываются ненужные препараты производителей, которые согласились на маркетинговый платеж, в то время как других производителей просто убирают с полок. "Правила игры" на фармацевтическом рынке устанавливаются не государством, а пятью непубличными бизнес-группами аптечных сетей, которые владеют более 70% рынка. Это не рынок — это корпоративная диктатура в условиях отсутствия государственного арбитра", - отмечают лидеры отечественной фармы.
Ассоциации отмечают, что сегодня против тех производителей, кто выступал за прозрачное ценообразование и в поддержку инициативы президента Украины, кто снизил цены на свои основные лекарственные средства на 30%, развернута грязная информационная кампания, лекарственные средства таких производителей фактически убраны с полок аптек монопольного картеля, а это пятерка аптечных сетей фармацевтического рынка Украины.
Фармпроизводители напоминают, что в поддержку инициативы президента Украины и правительства по обеспечению доступности лекарственных средств 32 ведущие отечественные производители лекарственных средств снизили отпускные цены на 303 наиболее употребляемые лекарственные средства, реализуемые и имеющиеся в аптечных учреждениях Украины, на 30% процентов по сравнению с отпускными (прайсовыми) ценами января 2025 года.
Отечественные производители отмечают, что 37% украинского аптечного рынка составляют безрецептурные лекарства, большинство из которых покупаются ежемесячно теми же людьми.
"Сегодня уязвимые категории граждан - пожилые люди, пациенты с хроническими заболеваниями, жители регионов - первыми ощутили на себе последствия непрозрачной аптечной политики. Производителей, которые снизили цены на 30% на более 300 лекарственных средств, фактически "выбросили" из аптек. Их препараты исчезли с полок, а потребителю оставили более дорогую альтернативу. Это - не рынок, это - дискриминация пациента как самого слабого звена", - отмечают производители.
Производители настаивают на принятии проекта постановления Кабмина о предоставлении маркетинговых и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, обнародованном Минздравом 26 мая 2025 года, который ограничивает расходы маркетинг в зависимости от того, отпускается ли это лекарственное средство без рецепта или по нему.
"Принятие этого проекта вернет логику реформы к ее первоначальному смыслу - защите пациента, а не балансированию бизнес-интересов аптек и производителей. В центре - не прибыль, а здоровье", - подчеркнули производители.