Интерфакс-Украина
20:34 10.06.2025

Минздрав предлагает разрешить маркетинговые услуги для безрецептурных лекарств до 20%, для рецептурных предлагает плату за наличие до 3%

3 мин читать
Минздрав предлагает разрешить маркетинговые услуги для безрецептурных лекарств до 20%, для рецептурных предлагает плату за наличие до 3%

Министерство здравоохранения предлагает разрешить маркетинговые услуги в аптеках для безрецептурных лекарственных средств на уровне не более 20% от общего объема реализации каждого отдельного лицензиата за предыдущий год, для рецептурных препаратов предлагает плату за наличие на уровне 3%.

Это предусмотрено проектом порядка предоставления маркетинговых услуг, услуг по продвижению лекарственных средств и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, в местах осуществления розничной торговли лекарственными средствами, обнародованным для общественного обсуждения на сайте ведомства.

Проект не предусматривает предоставление маркетинговых услуг по препаратам участвующих в программе реимбурсации за счет средств государственного бюджета или возмещения стоимости за счет средств местных бюджетов.

При этом запрет маркетинговых услуг не распространяется на промоции лекарственных средств и услуги, связанные с предоставлением информации об объемах реализации лекарственных средств.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что на розничном фармрынке в 2024 году наблюдался высокий уровень ценовой турбулентности, который проявлялся в росте стоимости лекарственных средств (в пределах 70-110% на ряд наиболее употребляемых отечественных лекарственных средств). При этом одним из ключевых факторов роста цен "были высокие маркетинговые расходы, которые существенно влияли на конечную розничную цену лекарственных средств".

Авторы проекта отмечают, что значительная часть аптечных сетей в Украине в 2024 году получала более 20% дохода именно за счет маркетинговых выплат от производителей и дистрибьюторов. Эти выплаты не были подконтрольными или прозрачными, не декларировались и фактически транслировались в конечную цену для пациента.

При этом малые аптечные учреждения не имели доступа к аналогичным маркетинговым условиям, а назначение препаратов могло формироваться не из медицинских соображений, а учитывая уровень коммерческого стимулирования.

Авторы проекта напоминают, что в феврале 2025 года был начат механизм добровольного снижения цен производителями путем подписания соответствующего меморандума, а с 1 марта 2025 года на ряд социально значимых препаратов было установлено снижение розничных цен до 30%.

Впрочем, анализ динамики цен в марте 2025 года свидетельствует о неравномерности влияния введенных изменений. В частности, по аналитическим оценкам, цены на лекарственные средства, не включенные в перечень меморандума, выросли ориентировочно на 4% по сравнению с февралем 2025 года.

Среди причин роста авторы проекта отмечают, в частности, что не все производители снизили цены на продукцию вне перечня, кроме того, "часть аптечных сетей пересмотрела политику ценообразования и повысила розничные наценки после 1 марта 2025 года, что стало ответом на потерю доходов от маркетинговых услуг".

"Пока отсутствует четкая и стабильная корреляция между отменой маркетинговых расходов и системным снижением цен для конечного потребителя. Это может свидетельствовать о том, что ожидаемая экономия, возникшая в результате прекращения маркетинговых активностей, пока не была в полной мере трансформирована в механизмы ценового ослабления. В случае отсутствия системного регулирования маркетинговых расходов на уровне нормативного акта, высвобожденные ресурсы не направляются на снижение цен, а остаются в виде нерегулируемой рыночной надбавки", - отмечается в пояснительной записке.

Авторы проекта напоминают, что в 2022 году общий объем аптечных продаж составил почти 127 млрд грн, в 2023 году превысил 163 млрд грн, а в 2024 году - достиг почти 195 млрд грн.

При этом в структуре этих продаж доля лекарственных средств стабильно превышает 78%. При этом в 2022 году объем реализации лекарственных средств составил более 103,8 млрд грн, в 2023 - почти 130 млрд грн, а в 2024 - уже более 153 млрд грн.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Аптеки указывают на недопустимость обвинения их в дестабилизации фармрынка

Снижению спроса на продукцию фармкомпании "Дарница" могло способствовать неснижение цен после отмены маркетинговых платежей

Фармкомпания "Дарница" приостановила производство из-за конфликта с аптечными сетями - СМИ

Проект госбюджета-2026 предусматривает увеличение финансирования медицинских госзакупок на 29%, до 15,1 млрд грн - МЗУ

Кипр готов расширять сотрудничество с Украиной в сфере реабилитационных программ для граждан

Расходы на здравоохранение в проекте госбюджета-2026 предусмотрены в размере 258 млрд грн

Минздрав разрабатывает программы реабилитации для пациентов с болезнями сердечно-сосудистой системы

25 команд из УКК приняли участие в тренинговой академии REDpreneur Ukraine

Профессиональный колледж УКК предоставляет полное общее среднее образование

Фармкомпания Farmak в 1-м полугодии вышла на рынки Китая, Судана, Катара и Омана

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА