Эффективная психологическая помощь участникам АТО и беженцам требует четкой координации – эксперт

Предоставление психологической помощи участникам АТО и беженцам из охваченных военной операцией регионов может быть эффективным в случае четкой межведомственной координации специалистов – социальных работников, психологов, психотерапевтов и психиатров.
Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказала директор Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Ирина Пинчук.
"Сейчас есть определенная проблема и потребность в координации всех специалистов в разных министерствах и ведомствах. У нас есть нормативная база по реагированию в чрезвычайных ситуациях. В то же время ситуация требует четкого порядка взаимодействия различных министерств и ведомств, принимающих участие в предоставлении психологической помощи. Сейчас мы разрабатываем межведомственный приказ, который более четко будет определять какие-то детали психологической помощи. Со временем будет увеличиваться потребность в психологической помощи, поэтому сейчас идет серьезная организационная работа", - сказала она.
По словам И.Пинчук, для предоставления психологической помощи в Украине "в разных министерствах и ведомствах есть мощная кадровая система".
"Специалисты, которые могли бы оказывать такую помощь, есть в системе ГСЧС, Минсоцполитики, Минобразования и в Минздраве. К примеру, в системе Минздрава - 550 психологов, а в системе Минобразования - 25 тыс. Это огромный кадровый резерв, который нужно и можно задействовать для психологической помощи, проведя соответствующую подготовку. Например, к нам обратилось Минсоцполитики с просьбой научить социальных работников из Луганской и Донецкой областей и областей, где больше всего переселенцев, первым шагам предоставления психологической помощи. Они будут подготовлены и полученные знания смогут передавать коллегам", - сказала она.
Как сообщила И.Пинчук, в настоящее время предоставляется психологическая помощь, в частности, в стационарах и амбулаториях, в уже открытых кабинетах при центрах охраны здоровья, а также по "телефонам доверия". Такие же кабинеты планируется открыть при территориальных центрах социальной помощи. Кроме того, создаются мультидисциплинарные мобильные команды, в которые входят психологи, психотерапевты, иногда психиатры, медицинские сестры и социальные работники.
Отвечая на вопрос, кому, в первую очередь, необходима психологическая помощь, И.Пинчук отметила, что это непосредственно участники боевых действий, медработники, а также волонтеры, которые им помогают, родственники погибших и раненых, дети, подростки, пожилые люди и лица-переселенцы.
При этом, отметила И.Пинчук, эти категории "нельзя объединить в одну программу - нужен индивидуальный подход и программы к для определенных групп".
"Первая психологическая помощь предоставляется на месте боевых действий. Предоставлять ее может и психолог, и соцработник, который имеет минимальные знания. Тут нужно просто смотреть, слушать и направлять – как три основные кита первой психологической помощи. Мы даем алгоритм такой помощи, и первую психологическую помощь должны предоставлять не обязательно медики или специалисты-психологи. На втором уровне подключаются специализированные учреждения, задействована система учреждений здравоохранения, на третьем уровне высококвалифицированную медицинскую помощь предоставляют научные учреждения системы Минздрава и Академия медицинских наук", - сказала она.
Кроме того, И.Пинчук отметила, что началась работа по координации информационных ресурсов о предоставлении психологической помощи, "чтобы у нас была единая база, чтобы в каждом регионе все специалисты знали, куда обратиться, чтобы были координаты, телефоны, контактные лица, учреждения".