Интерфакс-Украина
14:24 13.03.2014

Правозащитники предостерегают от необдуманного применения люстрации в Украине

3 мин читать

Эксперты Харьковской правозащитной группы презентуют свою концепцию проекта закона о люстрации и отмечают важность обдуманного подхода к нормам закона во избежание негативных последствий.

"То, что мы предлагаем, больше похоже на польский закон… Люстрация – это не наказание, она заключается во временном ограничении права занимать определенный законом перечень должностей в органах государственной власти и местного самоуправления", - рассказал в четверг на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

По его словам, должны быть определены четкие критерии люстрации, механизм применения, длительность люстрации во времени и длительность запрета занимать должности.

Е.Захаров предлагает следующие критерии для проведения люстрации: принадлежность к руководству областных и Центральных комитетов КПСС и КПУ, к службе в 5-м управлении КГБ СССР и всех бывших союзных республик, сотрудничество со Службой безопасности Украины в форме негласного агента.

Еще один критерий, предусмотренный концепцией проекта – занятие должности президента, премьера, члена Кабинета министров Украины, госслужащего первой, второй и третьей категории, судьи, народного депутата, городского, сельского главы и депутата местного совета и совершение таких действий, как организация или участие в фальсификации выборов президента в 2004 году, организация или препятствование мирным собраниям в период с 1 апреля 2010 года по 22 февраля 2014 года, участие в преследовании людей по политической и общественной деятельности (задержания, аресты, открытие уголовных производств).

Кроме того, концепция проекта закона о люстрации предусматривает такой критерий, как организация и совершение действий, которые привели к потере государственного и местного бюджета на сумму более 1 млн грн, а также действие или бездействие, повлекшие нарушение прав человека и основоположных свобод.

Что касается круга должностей, претенденты на которые попадают под закон о люстрации, то это президент Украины, депутат разного уровня, премьер-министр, член правительства, госслужащий 1-3 категорий, судья. Также это касается ряда должностей в органах прокуратуры, старшего и высшего офицерского состава военнослужащих и членов избирательных комиссий.

Процедура люстрации, согласно концепции, будет осуществляться на протяжении 10 лет, а длительность запрета занимать должности может колебаться от 3 до 10 лет.

Также концепция проекта закона о люстрации, разработанная Харьковской правозащитной группой, предусматривает право на обжалование решения о люстрации в судебном порядке.

Эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук рассказал о предлагаемой процедуре люстрации для судей: люстрационный комитет проверяет судей при избрании на должность впервые и при утверждении на должность судьи пожизненно. Он призвал не делать "революционных шагов" по отношению к судьям. По его мнению, необходимо пересмотреть целесообразность пребывания на должностях руководителей судов, поскольку в случае вынесения незаконных решений по политическим мотивам указания судьям поступали от руководства суда.

В свою очередь председатель Люстрационного комитета Украины Егор Соболев предложил лишить права занимать определенные должности Виктора Януковича и ряд бывших высокопоставленных чиновников Украины. "Мы предлагаем для них пожизненную люстрацию", - добавил он. По мнению Е.Соболева, это следует делать, "пока еще есть революционных страх".

Также он отметил важность подготовки и подбора новых людей на должности. "Подготовка людей – не менее важная задача, чем люстрация", - отметил Е.Соболев.

Е.Захаров не согласился с главой Люстрационного комитета в части пожизненной люстрации, подчеркнув, что это невозможно, и максимальный срок может ограничиваться 10 годами. Также, по мнению правозащитника, люстрация не предусматривает индивидуальных актов.

Е.Захаров призвал сделать все возможное, чтобы избежать злоупотреблений при применении механизма люстрации, предотвратить использование люстрации в политических целях, использование поддельных документов, подачу исков в Европейский суд по правам человека.

Также правозащитник считает, что механизм обжалования решения о люстрации должен предусматривать право на справедливый суд, а члены люстрационного комитета для эффективной люстрации должны быть независимыми.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Новые правила увольнения работников и местных депутатов во время войны предлагает группа депутатов "Слуги народа"

ЦИК продлила для Черновол срок подачи документов для регистрации нардепом

Киевсовет должен перенаправить на мобильные укрытия 500 млн грн, которые не использовали райадминистрации - Кличко

Зеленский объясняет действия Орбана стремлением нарастить рейтинг его партии блокированием Украины

Рейтинг Макрона упал до рекордно низких 14% на фоне политического кризиса в стране - опрос

Бельгия выдвинула требования по использованию российских активов для финансирования займа Украине - СМИ

Залужный: Я не признаю никаких идей проведения выборов во время войны

"Слуга народа" поддержала кандидатуру Бережной на должность вице-премьера по гуманитарной политике - министра культуры

Деятельность "Евросолидарности" и "Голоса" в Раде чаще оценивают положительно, чем отрицательно - соцопрос КМИС

Зеленский обсудил с министром финансов Дании продолжение оборонного сотрудничества

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА