В Совете Европы отмечают несоответствие украинского законодательства ряду положений Европейской социальной хартии
Европейский комитет социальных прав Совета Европы опубликовал доклад по ситуации в Украине относительно исполнения отдельных положений Европейской социальной хартии, в котором отмечает несоответствие части положений украинского законодательства данному документу.
Согласно с докладом комитета, в 8 ситуациях, касающихся "рабочих прав" было выявлено несоответствие с положениями Хартии, и в 10 – соответствие.
Так, в документе отмечается, что ситуация с работой в ночное время не окончательно урегулирована. В частности, в законодательстве нет положений об обязательном медицинском осмотре перед трудоустройством на ночную работу и регулярно – впоследствии. Кроме того, законодательство не предполагает возможности перевода на работу в дневное время.
Европейский комитет социальных прав отметил, что не соответствует статье 4 параграфу 4 хартии ситуация с увольнением работников. Так, признан необоснованным срок предупреждения об увольнении в случае отказа о переводе на другую работу или значительного изменения условий труда, в случае сокращения штатов, а также при увольнении, когда срок нахождения в должности не превысил 2 лет. По мнению комитета, необоснованным является и отсутствие какого-либо срока для предупреждения при увольнении работника, находящегося на испытательном сроке.
Комитет пришел к выводу, что положения Кодекса законов о труде не соответствуют статье 4 параграфу 5 Европейской социальной хартии относительно возможных отчислений от зарплат. Так, согласно с украинским законодательством, такие отчисления могут включать в себя выданный ранее аванс, выплаченную по ошибке более высокую зарплату, невозврат аванса на командировку, а также ряд других выплат.
"Вследствие всех разрешенных выплат, зарплаты работников с самым низким уровнем оплаты недостаточны, чтобы дать им возможность обеспечивать самих себя и зависящих от них лиц.
В докладе отмечается, что ситуация в Украине также не соответствует статье 5 Хартии, касающейся деятельности рабочих организаций. Так, комитету не удалось установить обоснованность регистрационных взносов, наличие эффективных санкций в случае дискриминации на основе членства в профсоюзных организациях, а также наличие положений закона, предусматривающих компенсации жертвам дискриминации или репрессий на основе членства в профсоюзах.
В комитете также отметили несоответствие украинского законодательства со статьей 6 параграфом 4 Хартии, касающемся права на коллективные действия. Так, в частности, не соответствуют европейским нормам положения о запрете забастовок работников чрезвычайных и спасательных служб, атомных объектов, метро и электрогенерирующих станций, работников транспорта и государственных служащих.
В документе отмечается несоответствие украинского законодательства положения статьи 26 параграфа 1, поскольку в Украине не предлагается эффективной защиты от сексуальных домогательств на работе. Это же касается и параграфа 2, в котором речь идет о психологических притеснениях на работе и необходимости разработки эффективной защиты работников от таких действий.
Кроме того, Европейский комитет социальных прав установил несоответствие украинского законодательства стать 28 Хартии, в частности, в связи с отсутствием гарантированной защиты другим представителям работника, нежели профсоюзы.