Депутаты предлагают Раде ликвидировать налоговую милицию и создать Службу финансовых расследований

Депутаты Верховной Рады предлагают ликвидировать налоговую милицию в составе Государственной фискальной службы и создать Службу финансовых расследований в составе Министерства финансов.
Соответствующая инициатива изложена в проекте налоговой реформы, зарегистрированном в парламенте в понедельник 114 депутатами.
В сфере администрирования налогов депутаты также предлагают внедрить электронный кабинет налогоплательщика, который обеспечит ему доступ к управлению личным счетом (учет платежей, авансов, переплат, зачетов, налогового долга). Проект предполагает переход к новой системе апелляционного оспаривания налогоплательщиками решений контролирующих органов – второй уровень апелляций переместить в Минфин.
Проект предусматривает внедрение института налоговых консультантов с использованием опыта Польши и Германии как наиболее удачного (помощь в уплате налогов, составлении отчетности, представлении интересов налогоплательщика в суде и налоговых органах).
Депутаты предлагают разделить функции "формирования" и "реализации" государственной фискальной политики: Минфин станет единым центром принятия управленческих решений в сфере бюджетно-фискальной политики, в частности, в сферу ответственности Минфина перейдут: анализ и прогноз уплаты налогов; блок информобеспечения (базы данных, политика учета плательщиков и планирование проверок, право на отмену решений контролирующих органов).
Депутаты предлагают лишить контролирующие органы любой законодательной и нормативной инициативы и установить, что они будут действовать исключительно в рамках процедур, разработанных Минфином. Проект также предусматривает новую структуру фискальных органов: налоговые инспекции будут выполнять только сервисные функции и не будут иметь функций налогового контроля.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы отмечают, что целью документа является построение в Украине либеральной налоговой системы, которая решит наибольшую проблему в сфере налогообложения: уровень налогового давления на фонд оплаты труда будет не выше 30%. Принятие документа также позволит снизить ставки прямых налогов, обеспечить переход к налогообложению распределенной прибыли, установить обоснованные ставки налогов и упростить администрирование, что в целом будет стимулировать легализацию бизнеса.
Авторы документа предлагают ввести мораторий на изменение базовых элементов налогов и сборов сроком на три года.
Они отмечают, что доля распределения ВВП через бюджет и государственные внебюджетные фонды в Украине в последние годы достигает 43-48%, что приводит к созданию управляемой экономики с максимальным вмешательством государства в экономические процессы, централизации властных полномочий, сокращению темпов развития регионов и снижению инвестиционной привлекательности предприятий. При этом депутаты отмечают, что история развития экономик не знает случаев, когда стабильное динамичное развитие возможно при изъятии в доходы государства налогов и сборов на уровне более 50% ВВП, а наибольший рост экономики Украины на уровне 9,5-12% зафиксирован в 2003 и 2004 гг., когда через сводный бюджет и внебюджетные фонды распределялось 39,1% и 37,7% ВВП.
Как сообщалось, Национальный совет реформ при президенте еще весной 2015 года создал целевую группу "Налоговая реформа" во главе с министром финансов Натальей Яресько, в которую вошел ряд депутатов, представителей общественности и бизнес ассоциаций, а также эксперты МВФ и советники министра финансов Иван Миклош (экс-министр финансов Словакии) и Роберт Конрад. В течение мая и всего лета работали открытые коммуникационные платформы и отраслевые платформы, на которых Минфин и целевая группа обсуждали с экспертами и представителями бизнеса концепцию налоговой реформы. Предполагалось, что реформа будет проголосована в начале осени, что позволит запустить ее с начала 2016 года и построить на ней новый бюджет.