Парламент Украины принял в первом чтении правительственный законопроект о морских портах
Верховная рада Украины приняла в первом чтении правительственный законопроект "О морских портах" (№ 9712).
За принятие такого решения проголосовало 232 народных депутата, против – 28.
Необходимость принятия документа правительство обосновывает назревшей необходимостью неотложных и коренных преобразований портовой отрасли, либерализации имущественных отношений, технической модернизации и современной модели функционирования морских портов. Риски инвестирования в портовую инфраструктуру связаны, в первую очередь, с устаревшей нормативной базой, которая фактически отражает советскую модель функционирования портов, отмечают авторы законопроекта, добавляя, что Украина сегодня является единственным государством на постсоветском пространстве, где не произошли реформы в портовой отрасли.
Законопроект предлагает разрешить аренду либо концессию портовых причалов сроком до 49 лет, при этом гарантируется право частной собственности на внесенные в Реестр гидротехнических сооружений причалы, построенные за счет частных инвестиций до вступления в силу этого закона, а также новые причалы, построенные за счет частных средств.
Строительство причалов государственной формы собственности за счет частных средств предполагается осуществлять на компенсационной основе.
Документ также предполагает возможность отчуждения земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для развития или строительства новых морских портов.
Законопроект содержит отдельную статью, посвященную особенностям приватизации портовой инфраструктуры. В частности, к объектам приватизации предлагается отнести единые имущественные комплексы госпредприятий и акции хозяйственных обществ, образованных в процессе корпоратизации на базе цехов, производств, участков, других подразделений морских портов. Предполагается, что продажа единых имущественных комплексов и 100% публичных АО будет осуществляться на конкурентных началах. При этом условия конкурса могут предусматривать аренду победителем причалов и земельных участков сроком до 49 лет, а при образовании публичного АО причалы и земельные участки предварительно передаваться ему в аренду на срок до 49 лет.
Проект также содержит норму, согласно которой, в случае приватизации отдельного объекта портовой инфраструктуры, арендованного до вступления в силу этого закона, арендатор имеет право на его выкуп при условии улучшения им такого имущества на сумму не менее 25% его остаточной стоимости на момент приватизации.
Помимо того, законопроект предполагает привлечение частных инвестиций в объекты портовой инфраструктуры на основе отдельных договоров концессии, договоров о совместной деятельности, аренды и других видов государственно-частного партнерства.
Как сообщалось, Верховная Рада 3 ноября 2011 года приняла разработанный депутатами закон "О морских портах Украины", рассматривавшийся в течение 9 лет, однако президент наложил на него вето. По мнению главы государства, предложенная в законе концепция приватизации объектов портовой инфраструктуры не была взвешенной, а его норма о реорганизации портов путем их разделения могла создать риски потери объектов инфраструктуры.
Вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников также критиковал законопроект за недоработки в вопросах защиты экологии, в частности, отсутствие регулирования сброса стоков. В то же время он подчеркивал, что в правительственном законопроекте в целом дух депутатского закона будет сохранен: "Чтобы за государством осталась причальная стена и подходы. Все остальное должно быть частным. Чем больше будет инвесторов, тем лучше для украинских портов", - сказал он.
Б.Колесников опроверг ряд заявлений о том, что это закон о приватизации портов. "Если кто-то говорит, что украинские порты сегодня пытаются приватизировать, то они уже приватизированы: в любом из портов полно частных терминалов. Речь идет фактически о формализации тех процессов, которые уже прошли", – пояснил он.
По его словам, по каждому из 18 государственных портов придется принимать "отдельное, но публичное и понятное" решение о модели его управления. "Но еще раз хочу подчеркнуть: от 35% до 80% мощностей в украинских портах уже являются частными", – добавил вице-премьер.