Пресс-конференции

Лишь 2,2% украинцев перестали употреблять электронные сигареты после запрета - соцопрос

Около 70% пользователей ароматизированных электронных сигарет в Украине знают, что они запрещены в Украине, однако лишь 2,2% потребителей никотиносодержащей продукции перестали употреблять электронные сигареты после их запрета, свидетельствуют результаты всеукраинского опроса "Что думают украинцы об инициативах в сфере борьбы с курением", который проводился социологической службой Центра Разумкова 2-20 апреля по заказу общественной организации "Европейский выбор Украины" и был представлен на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" в четверг.

"Большинство респондентов начинали потребление никотиносодержащих продуктов с сигарет. Вместе с тем, мы испытываем беспокойство относительно роста потребления ароматизированных электронных сигарет, хотя их продажа в Украине уже почти год, как полностью запрещена. Проблема заключается в слабом контроле оборота ароматизированных электронок, которые сейчас продаются абсолютно бесконтрольно", - отметил руководитель общественной организации "Европейский выбор Украины" Тарас Клименко.

По его словам, производители электронных сигарет нашли способ обходить закон, предлагая потребителям так называемые самозамесы, когда потребитель покупает набор компонентов и самостоятельно их смешивает вместе. "Такие продукты вообще могут быть опасными, ведь концентрацию вредных или даже запрещенных веществ невозможно проконтролировать. Нужен лучший контроль оборота и просветительская работа, чтобы потребители осознавали риски", - сказал Клименко.

Объем заправочных контейнеров для электронных сигарет, согласно украинскому законодательству, не может превышать 10 мл, объем одноразовых картриджей - 2 мл. Лишь четверть опрошенных потребителей используют разрешенные законодательством объемы.

Отвечая на вопрос "Если ароматизированные стики будут запрещены, кроме табачного вкуса, каким будет для Вас самый вероятный сценарий?", менее 9% пользователей этих продуктов ответили, что прекратят употреблять табачные и никотиновые продукты, 17,6% потребителей попытаются найти ароматизированные запрещенные стики и 33,8% заявили, что перейдут на легальные табачные вкусы. 12,7% потребителей готовы перейти на сигареты, а еще 8,3% ˗ на нелегальные ароматизированные электронные сигареты.

"Учитывая то, что более 65% рынка стиков составляют именно стики со вкусами, переход значительной части потребителей этой продукции в теневой сегмент (электронные сигареты или контрабандные стики) в случае запрета приведет к многомиллиардным потерям государственного бюджета, негативным последствиям для экономики и росту уровня нелегального рынка. Относительно утверждения о прекращении употребления табачных изделий в случае такого запрета, то к нему надо относиться с осторожностью - к сожалению, лишь небольшая часть курильщиков действительно бросают употребление табака и никотина, даже если имеют такие намерения", - рассказал Клименко.

Только 18% респондентов считают запрет ароматизаторов эффективным способом снижения уровня курения. Тогда как более двух третей (66%) согласились, что потребители просто найдут обходные пути, например, покупая ароматические капсулы для использования с никотиносодержащими продуктами. Среди респондентов, которые регулярно используют ароматизированную никотиносодержащую продукцию, более 80% не считают запрет ароматизаторов эффективным способом снижения уровня.

"Общество ожидает от государственной политики не только запретов, но и более системной просветительской работы. Только 16% опрошенных считают, что украинское правительство достигает прогресса в уменьшении количества курильщиков в стране. Опыт с электронными сигаретами доказал, что запреты не всегда эффективны - нужен также контроль оборота и информирование как молодежи, так и взрослого населения", - пояснил Клименко.

Опрос методом face-to-face проводили во всех регионах Украины среди 1507 респондентов от 18 лет на территориях, контролируемых правительством Украины, по стратифицированной многоступенчатой выборке с применением случайного отбора на первых этапах формирования выборки и квотного метода отбора респондентов на заключительном этапе. Структура выборочной совокупности воспроизводит демографическую структуру взрослого населения территорий, на которых проводился опрос, по состоянию на начало 2022 года.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ