Пресс-конференции

Сетевое образование может стать ключом к развитию школ во время войны - основательница лицея им. Чурюмова

Сетевое образование способно решить проблемы, с которыми сегодня сталкивается система образования в Украине, заявила основательница Научного лицея имени Клима Чурюмова Ирина Жданова.

"Становится все более очевидным, что образование - это вопрос национальной безопасности, выживания Украины. По моему мнению, образование должно быть, во-первых, сетевым, во-вторых, специализированным и, в-третьих, человечным", - сказала Жданова на пресс-конференции "Каким должно быть образование во времена войны: план действий" в агентстве "Интерфакс-Украина" в четверг.

По ее словам, сетевой подход позволяет решить проблему нехватки учителей и обеспечить доступ к качественному образованию в отдаленных громадах и за рубежом. В частности, она сообщила, что около 2 млн украинских детей находятся за рубежом, и только 30% из них, по данным ЮНЕСКО, продолжают учиться по украинской программе. При этом качество преподавания технических и естественных предметов за рубежом часто ниже украинского.

"Сетевое образование может дать доступ к качественному украинскому образованию независимо от места проживания ребенка - будь то приграничная громада, Одесса или другая страна", - подчеркнула Жданова.

Она отметила, что для реализации этой идеи критически важной является организация гибридного обучения, которое сочетает онлайн- и офлайн-форму. Пример Научного лицея имени Клима Чурюмова, где апробировали модель, разработанную Фондом "Открытая политика", показал, что онлайн-обучение естественным наукам может быть эффективным.

Педагог также отметила значение сотрудничества школ с университетами, колледжами и внешкольными учреждениями. При этом, по ее словам, образование должно оставаться комплексным, сочетая точные науки, технологии и искусство.

"Например, изучаешь писанки на уроках: там делаешь писанки и одновременно изучаешь тему симметрии, или делаешь вытынанки и изучаешь тоже разные типы симметрии, или сочетаешь музыку, физику и оптику", - пояснила Жданова.

В то же время популяризатор математики, кандидат физико-математических наук Ирина Егорченко отметила, что у детей в небольших городах и громадах часто нет возможности выбрать класс технического направления. Таким образом, в стране начала наблюдаться острая нехватка людей с достаточным уровнем технических знаний.

"Никакой необходимости в том, чтобы обучать большое количество детей с таким суперолимпиадным физико-математическим профилем, нет. Нужно обычное массовое среднее образование, которое потом дает возможность учиться на инженерных специальностях, IT-специальностях, а также на математических специальностях и специальностях среднего образования - физика, математика, химия, биология, информатика", - сказала она.

Заведующий кафедрой биотехнологии Киевского авиационного института, нейробиолог, кандидат биологических наук Алексей Болдырев отметил, что в последние годы значительно уменьшилось количество людей, поступающих на фармацевтические специальности, а уровень знаний в естественных науках заметно ухудшился.

"Действительно, университетам надо спускаться вниз - в школы, работать со школами, помогать детям, которые не получили достаточных знаний из-за слабого уровня преподавания в школах, скажем мягко. Особенно это касается физики, химии, биологии, математики", - сказал он.

Еще одним приоритетом Жданова назвала безопасный доступ к обучению в бомбоубежищах и защищенных пространствах и внимание к психоэмоциональному состоянию детей, особенно в условиях войны.

По словам Ждановой, для внедрения изменений необходимо использование современных инструментов маркетинга, менеджмента и новых моделей финансирования среднего образования, в частности при поддержке доноров.

Она подчеркнула, что протестированная модель сетевого специализированного образования, которую лицей применяет уже около восьми лет, может стать примером для масштабирования по всей стране.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ