17:48
20.06.2012
ПРЕСС-РЕЛИЗ: "Центральная Европа: между Москвой и Берлином"
Участники: руководитель департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин, Президент Международной Организации "Объединённая сербская диаспора Евразии" и посол Республики Сербская Краина в СНГ Драган Станоевич, народный депутат Украины Олег Зарубинский, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины Александр Чалый, экономист, исполнительный директор Международного фонда им. Блейзера Олег Устенко, политолог, директор "Агентства моделирования ситуаций" Виталий Бала, политолог, председатель правления Института украинской политики Константин Бондаренко, историк, глава Всеукраинского научного гуманитарного общества Кирилл Галушко, социолог, учредитель компании "Research& Branding Group Евгений Копатько, журналист, политический эксперт Евгений Магда, политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
В ходе круглого стола участники высказали свое мнение относительно взаимозависимости стран Центральной Европы, места Украины в европейском политическом ландшафте, геополитической роли центральноевропейского пространства.
Кость Бондаренко
Если мы говорим о Центральной Европе, я полностью согласен с тем, что фактически, здесь лежат наибольшие перспективы для Украины, что нужно двигаться именно в этом направлении и развивать сотрудничество в Центральной Европе в тех пределах, которые сегодня возможны. Пусть маленькими шагами, пусть не надеясь на то, что завтра возникнет некое объединение, но все-таки нужно двигаться в направлении развития наших отношений со странами Центральной Европы.
Среди стран, которые сегодня составляют Центральную Европу, каждая принимает свои ориентиры, каждая выбирается из сложностей своим путем и пока не собирается каким-то образом координировать свою деятельность. Пока каждый определяет свой путь, но думаю, что, в принципе, сегодня можно задуматься над тем, как двигаться дальше. Главная проблема - это недостаток коммуникации между этими странами.
Олег Волошин
Мы здесь гораздо ближе друг к другу и поэтому складываются одинаковые ситуации. Наши общества являются консервативнее по набору ценностей, но более динамичными в социальном и экономическом плане.
Мы будем поддерживать и поощрять наших коллег, чтобы эта дискуссия переходила в Вильнюс, Варшаву, Будапешт, Бухарест, потому что нас многое объединяет. То есть по целому ряду вопросов мы в одной лодке, мы должны помогать друг другу, координироваться друг с другом, особенно это касается энергетики и целого ряда других вопросов, и я думаю, что именно в этом направлении украинская внешняя политика будет особенно эффективна и особенно активна в ближайшие годы.
Александр Чалый
Может ли Украина играть роль балансера? Если же понимать под этой ролью платформу, которая объединяет определенные геополитические тренды на территории Большой Европы, то такую роль от нас ожидают. Но ни в коем случае не роль, которая разделяет Россию и разделяет ЕС и НАТО.
Первый закон Геополитики Чалого: там, где есть конфликт между большими, Украина должна быть от него подальше, а там где есть между ними определенное взаимодействие, Украина должна быть первой и предлагать, как креативно построить взаимодействие по линии Брюсселя, Вашингтона и Москвы.
Евгений Магда
На сегодняшний момент мы должны говорить и о задачах Украины, а они заключаются в том, чтобы в достаточно неблагоприятных условиях остаться субъектом европейской политики, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, а не превращаться в объект, потому что проводя понятные аналогии на фоне Евро 2012, Украина должна быть игроком, а не мячом.
По моему мнению, уже в течение ста лет именно Центральная Европа является регионом важных для всего старого мира изменений, и я надеюсь, что Украина в этом контексте не будет стоять в стороне.
Олег Зарубинский
В условиях, когда ни Германия, ни Москва не испытывают интереса к усилению Украины, а также к самостоятельной и суверенной роли Украины не только в мировой геополитике, но и в континентальной политике, сам Бог велел Украине делать упор, педалировать вопрос, прежде всего, двусторонних, отношений с теми странами, интересы которых совпадают с интересами Украины, корреспондируются и коррелируются. Такими странами, я действительно вижу страны Центральной Европы.
Резюме: прекратить разговоры о стратегических партнерах в лице крупных игроков в геополитике. Они не стратегические наши партнеры, их интересы отличаются от наших. Обратить ключевое внимание на Польшу, Словакию, Венгрию, на Балтийские страны, на всех, с кем мы можем, хотя бы в формальном паритетном формате строить свои отношения.
Евгений Копатько
Я добавлю несколько тезисов: мы должны когда-нибудь понять, что кроме нас, наши проблемы решить никто не в состоянии, включая вопросы, связанные с нашей внешней политикой, с нашими ориентирами.
Сейчас, за последний год, в общественном мнении немного изменилось отношение в пользу того, что хотели все-таки выбирать в объединенной Европе чуть больше граждан, чем в союзе России, Белоруссии и Казахстана. Причем, я подчеркиваю, не идет речь о Евросоюзе, Евразийском Союзе, здесь речь идет о символических вещах. И опять-таки, в тройку приоритетов входит то, что все больше граждан Украины хотят жить в собственной стране.
Виталий Бала
Если говорить о стратегических партнерах, будет абсолютно логично и понятно, что Украина не может быть стратегическим партнером США. Украина не может быть стратегическим партнером Российской Федерации. Украина не может быть стратегическим партнером таких игроков, как например, Китай, Европейский Союз, только по одной простой причине, потому что мы геополитический центр. Центр не может быть чьим-то стратегическим партнером, центр является той территорией, на которой хотят иметь свою сферу влияния, и нам нужно это понимать и использовать.
Олег Устенко
Если говорить сейчас по поводу Украины, то здесь есть огромный клубок экономических интересов, в том числе и тех стран, которые потенциально кажутся сейчас не на нашей стороне. Но достаточно понимать, что порядка 10 миллиардов австрийских денег «висит» в украинской банковской системе. У Германии здесь тоже есть серьезные бизнес-интересы, и я даже не говорю по поводу их экспорта, который у них здесь есть, в том числе по поводу автомобилестроения. У них также есть серьезные интересы в украинской банковской системе.
Если Вы спросите европейского инвестора или кредитора, где он делает основные деньги, где он получает самую высокую норму прибыли, он вам однозначно скажет, что речь не идёт о европейском союзе, речь идет об Украине. Более того, исходя из частных разговоров с большим количеством европейских банкиров, которые работают здесь, я могу сделать выводы, что минимум прибыли, которая получаются здесь в Украине, в раз пять превышает ту среднюю норму прибыли, которую они получают у себя дома. Здесь для них есть возможность делать деньги, они заинтересованы в том, чтобы ситуация была относительно стабильна, они заинтересованы в том, чтобы экономика развивалась в нормальной плоскости. Бизнес только теоритически не влияет на политику, но в реальной жизни бизнес лоббирует свои интересы. И могут быть какие угодно интересы у руководства Франции, Германии, Португалии, Испании, но есть бизнес, который будет лоббировать свои интересы там, внутри собственных национальных правительств, потому что у него завязаны здесь деньги. Вот почему деньги являются таким важным мотивационным моментом.
Владимир Фесенко
Что такое сегодня Центральная Европа? Первое, что мы должны отметить, что это, прежде всего, органичная часть Европейского Союза и давайте об этом не забывать. Центральная Европа сейчас – это регион, который активно интегрируется в Европейский Союз в целом. Есть центрально-европейская идентичность в определенном смысле - в культуре,
В заключении я бы сделал два таких вывода: во-первых, абсолютно поддерживаю тезис о необходимости более активного и приоритетного развития отношений со стороны Центральной Европы. Это наши органичные партнеры, и действительно, потенциал двусторонних отношений далеко не полностью использованный, нам нужно активно действовать в этом направлении, но, коллеги, не будем строить иллюзий, обойти Брюссель полностью не получится, потому про Брюссель давайте не забывать.
Драган Станоевич
Я считаю, что сегодня наши страны должны иметь какую-то договорённость, даже если выставлять в Европе какие-то требования, то одно дело, это выставлять их отдельно Украина, отдельно Сербия и другие страны, или же выработать какую-то общую стратегию, по которой мы будем двигаться и вместе решать все проблемы с Европой. Мы (Сербия) интенсифицировали благоприятные отношения с Украиной, у нас с прошлого года уже отклонен визовый режим. Мы сейчас работаем и надеемся на подписание договора об экономическом сотрудничестве, то есть это конкретные шаги, о которых мы здесь говорим, и я думаю, что вот в этом направлении нужно двигаться и со всеми другими странами.