ИД «Галицкие Контракты» провел круглый стол на тему «Военно-политический статус Украины. Какого стратегического партнера выбирают предприниматели и управленцы»
Украина переживает сегодня самый решительный и судьбоносный период в своей новейшей истории – собственно решается, какой внешнеполитический вектор будет выбран на ближайшие десятилетия. Как показали последние события – оккупация Крыма и террористические операции на юго-востоке, страна, безусловно, нуждается не только в предоставлении гарантий безопасности, но и в надежных военных союзниках. Если бы Украина, например, уже была членом НАТО, то вряд ли бы нынешняя ситуация была в принципе возможна, ведь нападение на Украину означало бы нападение на всех членов НАТО. И ни одна империя не решилась бы на начало такого грандиозного конфликта. Одновременно был бы снят с повестки дня и вопрос о политической независимости страны: рассуждения о «недогосударственности» члена НАТО представляются просто смешными.
«До недавнего времени позиция НАТО была двусмысленной: нас, с одной стороны, убеждали, что нас в любой момент готовы принять в альянс – двери открыты и все зависит только от нашего же политического решения, а, с другой, дальше разговоров на разных уровнях дело не двигалось, - отметил во время круглого стола Владимир Горбач, политический аналитик Института Евроатлантического Сотрудничества. – Но сработал фактор России: в НАТО поняли, что недооценивали угрозу (впрочем, точно так же, как и украинские военные аналитики) – и в отношении Украины может быть принято абсолютно уникальное решение. Возможно, нас и не примут в альянс в соответствии со всеми строгими официальными процедурами, но все же сумеют найти компромиссный вариант плотного военного сотрудничества Украины и с Северо-Атлантическим Альянсом».
«По сути, Украина, соглашаясь на «американский зонтик», получила бы возможность поддержки со стороны 26 государств членов НАТО в военное время – точно так же, как эту поддержку получили страны Балтии и Польша, - такую точку зрения высказал Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения». – Однако необходимо понимать, что Украина в любом случае обречена на определенный вакуумный период, который выльется в противостояние с Кремлем. Сегодня Путин ведет себя как загнанная в угол крыса – и вчерашнее абсолютно невыгодное соглашение с Китаем является ярким тому подтверждением. Путин делает все, чтобы укрепить новое мировое зонирование, где Пекин и Москва представляют противоположный США и ЕС полюс».
Украина в любом случае вынуждена искать партнеров, которые помогли бы стране выйти из-под влияния Кремля. «Уверен, что вопрос – вступать или не вступать в НАТО сегодня не стоит. Необходимо вступать и как можно быстрее, - подвел итог дискуссии Анатолий Пинчук, руководитель ВОО "Украинская стратегия". – Хотел бы так же подчеркнуть, что Европейский Союз, которого в соответствии с распространенными стереотипами, выбирают в качестве основного партнера большинство наших граждан, - слабый партнер. И украинцы, выбирая европейский вектор развития, интуитивно голосуют за европейские ценности, но не за стратегическую модель. С точки зрения геополитики нашим ключевым партнером все же должны быть США и евроатлантический союз».
На круглом столе ИД «Галицкие Контракты» представили результаты опроса бизнес-аудитории, которые проиллюстрировали предпочтения, настроения и осведомленность самой продвинутой и активной части украинцев в вопросах внешнеполитических ориентиров. В опросе согласились принять участие 2005 человек. Свой род деятельности большинство опрошенных определяли как предприниматель - 44%, руководитель предприятия -24% , бухгалтер – 13%, юрист – 6%, госслужащий – 3%, другие -10%. Превалирующая возрастная категория участников опроса – 35-50 лет (56%), до 35 лет – 23%, старше 50 лет – 21%. Опрос охватил все области Украины, исключая Автономную Республику Крым (разбивка по областям – прилагается в отдельной таблице).
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ ФАКТИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ СО СТОРОНЫ РОССИИ, КАКОЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЛЯ УКРАИНЫ ВЫ БЫ ВЫБРАЛИ?
Ответ «Я считаю, что надо как можно быстрее вступать в НАТО, только при поддержке стран НАТО мы сможем остановить Путина» дали 44% респондентов, «Я считаю, что надо согласиться со всеми требованиями Путина и вступить в ОДКБ» - 7%, «Я считаю, что мы сами в состоянии решить вопросы безопасности и территориальной целостности страны и выступаю за внеблоковый статус Украины» - 49% . Остальные затруднились ответить – 160 человек.
Почти всем респондентам пришлось объяснять, что такое ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии, членами которого сегодня являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
Тем, кто выбирал первый вариант ответа, а именно быстрое вступление в НАТО, был задан уточняющий вопрос «Вступление в НАТО означает, помимо организации коллективной безопасности, еще и реформу армии по стандартам НАТО. Кто, по вашему мнению, больше других будет тормозить эти реформы?» Вариант ответа «Генералитет, не желающий изменений» выбрали 10% респондентов, «Олигархи, привыкшие наживаться на военном бюджете» - 31% , «Российские агенты влияния» - 32%, «Простые солдаты и офицеры» - 2%, «Граждане, не желающие вступления в НАТО» - 10%. Затруднились ответить – 50 человек и еще 57 не смогли ограничиться одним пунктом и называли несколько вариантов.
2. КТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖЕН БЫТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ УКРАИНЫ?
Ответ «Европейский Союз» предпочли – 70% , «Российская Федерация» - 10% , «США» - 10%, «Китай» -10% . Затруднились ответить – 87 человек, не могли ограничиться одним ответом и выбирали несколько вариантов в различной конфигурации – 175 человек, еще 57 человек ответили «никто».
Второй блок вопросов был посвящен предстоящим выборам и тому, как влияет позиция кандидата по поводу внешнеполитической ориентации Украины на мнение избирателей о нем. Цель этой части исследования – выяснить, насколько осознанный выбор делают продвинутые избиратели, учитывая, что, согласно новой Конституции, формирование внешнеполитического курса – одна из главных функций президента Украины.
3. БУДЕТЕ ЛИ ВЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПОЗИЦИЕЙ КАНДИДАТОВ ПО ПОВОДУ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ УКРАИНЫ, ДЕЛАЯ СВОЙ ВЫБОР НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ, И ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТУ ПОЗИЦИЮ?
Ответ «Знаю и буду» дали 56% , «Знаю, но не буду» - 21%, «Не знаю и не буду» - 23% . Затруднились ответить – 97 человек.
4. ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОВОДИЛИСЬ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ, А В БЮЛЛЕТЕНЬ БЫЛИ БЫ ВКЛЮЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛИТИКИ, ТО ЗА КОГО БЫ ВЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ?
Следующие кандидаты из списка набрали такое количество голосов: Богомолец – 3,2%, Бойко – 1,3%, Гриценко – 9,7%, Добкин – 2,1%, Коновалюк – 0,3%, Ляшко – 2,8%, Порошенко – 30,8%, Рабинович – 2,6%, Тимошенко -20,1%, Тигипко – 8,2%, Тягнибок – 4%, Царев – 0,8%, Цушко – 0,3%, Ярош – 2,2%, против всех будут голосовать – 11,6%. Остальные кандидаты не получили ни одного голоса. Также 127 респондентов заявили, что не пойдут на выборы и еще 224 затруднились ответить.
5. ЕСЛИ БЫ ВО ВТОРОЙ ТУР ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ВЫШЛИ ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО И ПЕТР ПОРОШЕНКО, ЗА КОГО ИЗ НИХ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ТИМОШЕНКО ВЫСТУПАЕТ ЗА ВСТУПЛЕНИЕ УКРАИНЫ В НАТО, А ПОРОШЕНКО ЗА ВНЕБЛОКОВЫЙ СТАТУС УКРАИНЫ?
Ответ «Тимошенко» дали 29% респондентов, «Порошенко» - 40%, против всех – 31%. Также 169 человек ответили, что не пойдут на выборы, и еще 238 затруднились ответить.
В целом, мы можем констатировать, что отношение к членству в НАТО в последнее время значительно изменилось: если еще пару лет назад за внеблоковый статус для Украины голосовало подавляющее большинство наших граждан, то сегодня у него лишь незначительный перевес. При этом в выборе между военным союзом с Россией (вариант – ОДКБ) или со странами НАТО безусловное предпочтение отдается союзу с НАТО. Стратегическим партнером украинцы видят, прежде всего, ЕС. Остальные возможные союзники значительно отстают: Россия, США и Китай набрали всего по 10% голосов. Большая часть опрошенных утверждает, что знает о позиции кандидатов в президенты по поводу внешнеполитической ориентации Украины (56%), но, как показали результаты опроса, даже наличие уточнения позиции кандидатов в вопросе (относительно НАТО) уже приводит к тому, что отношение к кандидатам в президенты во втором туре выборов, начинает приближаться к реальному отношению сторонников НАТО и сторонников внеблокового статуса Украины.
Это означает, что кто бы ни был избран Президентом Украины, ему придется считаться с увеличением сторонников членства Украины в НАТО в обществе.