Единое Экономическое Пространство и внешне - политический вектор развития Украины после президентских выборов: электоральные ожидания и предпочтения
Компанией "Нью Имидж Маркетинг Групп" (г.Харьков) в период с 7 по 13 декабря 2009 года была проведена шестая волна социологического исследования электоральных предпочтений украинцев на тему: "Единое Экономическое Пространство и внешне - политический вектор развития Украины после президентских выборов: электоральные ожидания и предпочтения"
Методом личного интервью было опрошено 2400 респондентов. В ходе исследования использовалась репрезентативная случайная выборка, которая отображает структуру населения в областях по полу и возрасту. Предельная ошибка репрезентативности исследования не превышает 3,0%.
Респондентам было предложено ответить на вопрос: "Сотрудничество с какой из международных организаций должна развивать Украина в первую очередь"?
По мнению 33,9% респондентов считают, что Украина должна развивать отношения в рамках "Единого экономического пространства, создание зон свободной торговли с Россией". 21,6% респондентов основным внешнеполитическим направлением считают развитие отношений Украины и СНГ в рамках "Евразийского экономического сотрудничества, создание единого таможенного союза со странами СНГ".
Лишь 22,8% респондентов видят основным внешнеполитическим вектором развитие отношений с Евросоюзом.
По электоральным группам кандидатов в президенты, ответы респондентов распределились следующим образом: первоочередным сотрудничество с Единым экономическим пространством видят 60% сторонников В.Литвина, 54,8% - П.Симоненко, 46,6% - В. Януковича, а также 38,5% сторонников С.Тигипко.
Тогда как большинство, 55,8% электората Ю.Тимошенко, 65% сторонников В. Ющенко, 40,6% электората А.Яценюка видят дальнейшее развитие Украины в векторе сотрудничества с Европейским Союзом.
По мнению эксперта-социолога Дмитрия Громакова: "Четкие внешнеполитические позиции Владимира Литвина ориентированные на углубление сотрудничества в рамках Единого экономического пространства, позволяют ему наращивать свой электорат в сельских регионах Юга и Юго-Востока страны.
Если рассматривать зафиксированные в сознании электората внешнеполитические ориентиры, как один из факторов голосования во втором туре, то мы можем четко увидеть, ограниченность дополнительной электоральной базы Юлии Тимошенко, малочисленными группами Виктора Ющенко и Арсения Яценюка".
Динамика рейтинговых показателей 6-й волны, показывает следующие тенденции, так на вопрос: "За кого из кандидатов Вы бы проголосовали на выборах в Президенты, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье"?
Ответы распределились следующим образом: за Виктора Януковича проголосовали бы 21,6% респондентов, за Юлию Тимошенко – 12,3%, за Владимира Литвина – 8,3%, за Арсения Яценюка – 3,5%, Сергея Тигипко – 3,2%. Уменьшился процент тех, кто не собирается идти голосовать – с 4,7 до 3,2%, а процент не определившихся увеличился – с 23,1 % до 28,7%.
По регионам распределение выглядит следующим образом: базовый электорат Виктора Януковича по-прежнему сосредоточен на Северо-Востоке страны – 23,5%, у Юлии Тимошенко -- в Киеве (39,5%), у Владимира Литвина на Юго-Востоке (22,7%). Арсения Яценюка и Виктора Ющенко основной электорат сосредоточен на Западе Украины – 41,3% и 50% соответственно. Голоса Петра Симоненко сосредоточены на Юге страны– 26,1%. Электорат Сергея Тигипко так же сосредоточен в основном в Киеве – 39,5%
По мнению Олега Синаюка, директора компании "Нью Имидж Макркетинг Групп" (г.Харьков): "Результаты исследования говорят о том, что если лидер гонки фактически определен, то интрига кто же попадет во второй тур сохраняется. Укрепляющийся на третьей позиции В.Литвин, за счет голосов Юго-Востока страны, и отрицательной рейтинговой динамики Тимошенко и Януковича, может рассчитывать на попадание во второй тур".
О компании
Исследовательская компания "Нью Имидж Маркетинг Групп" работает на рынке социологических и маркетинговых исследований с 2003г. Является активным членом Украинской ассоциации маркетинга
Контакты:
e-mail: office@newimage.org.ua
URL: www.newimage.org.ua
Т./Ф.: +38 (057) 754-36-20