16:50
18.11.2015
Особенности бронирования посуточного жилья через онлайн-сервис Dobovo.сom
О тенденциях и перспективах рынка посуточной аренды жилья рассказывают основатели первого украинского портала бронирования недвижимости Владимир Безлюдный и Дмитрий Малахов.
Каким образом происходит взаимодействие арендатора, владельца квартиры и сервиса? Как работает портал?
Дмитрий: На главной странице сайта гость выбирает квартиру. Фильтр отсортировывает недвижимость согласно указанному городу, периоду и количеству человек, которые будут заселяться. После оформления заказа клиент должен подтвердить его предоплатой. Для этого сервис выделяет время, в течение которого выбранная квартира для других пользователей отображается как забронированная. Если гостю не хватает выделенного для внесения депозита времени, он может продлить его, связавшись со службой поддержки Dobovo.com.
Владимир: Сумма предоплаты равна суточной арендной плате. Если жилье бронируется более чем на 15 ночей — 15 % от стоимости аренды за весь срок проживания. Оплатить аванс можно с банковской карты или другим способом. Возможные варианты внесения предоплаты указываются на странице подтверждения брони. Остальную сумму гость оплачивает по прибытию владельцу квартиры.
После зачисления предоплаты сервис предоставляет владельцу квартиры и гостю контакты друг друга, чтобы они могли непосредственно оговорить нюансы заселения. Напрямую до бронирования клиент и владелец общаются через систему сообщений гость-владелец. Таким образом, заказчик может уточнить интересующие его детали о квартире, ее расположении, дополнительных услугах, поторговаться о цене. Обмен сообщениями помогает создать впечатление о надежности и твердости намерений потенциального партнера.
Защищает ли сервис арендаторов от недобросовестных арендодателей? Каким образом?
Владимир: Конечно. Предоплата, внесенная клиентом, зачисляется на счет "Добово" и остается на нем до выезда гостя из квартиры. Таким образом, сервис гарантирует возврат депозита в случае несоответствия реального и заявленного владельцем уровня сервиса.
Дмитрий: При отказе владельца от предоставления жилья после внесения предоплаты "Добово" в электронном письме подробно сообщает гостю о случившейся ситуации. От сервиса бронирования гость получает подарочный сертификат в размере 50 % от внесенной предоплаты, но не более 1 тыс. грн. Эту сумму он может использовать при следующих бронированиях. Для этого при оформлении следующего заказа клиенту нужно связаться с сервисной службой поддержки, чтобы активировать сертификат.
Чтобы минимизировать количество нештатных ситуаций, сервис предоставляет гостю данные о владельце (на странице квартиры справа). Информация включает количество размещений и процент успешных сделок с указанием причин несостоявшихся заездов, отзывы о всех квартирах владельца. Эксперты "Добово" рассчитывают рейтинг надежности каждого владельца. Показатель — от 0 % до 100 % — отображает, насколько активно арендодатель сдает недвижимость и скольким гостям отказал. Владельцы с высоким рейтингом заключают больше сделок и выполняют условия бронирования, не отказывая клиентам и не предлагая в последний момент альтернативные варианты. Рейтинг надежности владельца указан на странице квартиры.
Есть ли минимальные требования к уровню квартиры, информация о сдаче которой размещается на Dobovo.сom?
Дмитрий: Поскольку вкусовые предпочтения, финансовые возможности, цели съема квартир разные, "Добово" приветствует любую недвижимость. Информация, предоставляемая владельцем о квартире, проверяется модераторами на полноту и достоверность перед добавлением квартиры в базу сайта. Объявления на Dobovo.сom содержат правдивые, подробные и актуальные сведения. Степень их детализации достаточна для того, чтобы клиент смог составить адекватное представление о квартире, ее удобствах, сервисе.
Владимир: Требуется, чтобы квартиры были оборудованы холодильником, мебелью и посудой в достаточном количестве для максимально возможного числа гостей, заявленного владельцем. Электроприборы должны быть в рабочем состоянии. При отсутствии центрального снабжения горячей водой в квартире обязателен ее альтернативный источник (бойлер). Важно хорошее состояние мебели и постельного белья.
Для комфортного проживания в любое время года квартиры должны иметь центральное отопление, быть оборудованными кондиционерами, обогревателями, системой подогрева полов и пр. Перед поселением каждого нового гостя помещение нужно тщательно убрать.
Как владелец квартиры может обезопасить свое имущество от недобросовестных гостей?
Дмитрий: Мы рекомендуем владельцам квартир просить гостей о заполнении регистрационной формы поселения. Бланк выложен на сайте, откуда его можно скачать и распечатать. В специально отведенных графах клиент собственноручно указывает свои фамилию и имя, паспортные данные, даты заезда, контактные телефоны, E-mail и подтверждает информацию личной подписью. Заполненные бланки лучше хранить на протяжении года после выселения гостя. Это дисциплинирует гостей.
Владелец квартиры может попросить гостя оставить гарантийный депозит до или во время заселения. Конечно, он должен предупредить об этом заранее и озвучить клиенту свои пожелания, требования и правила проживания. Передачу гарантийного депозита нужно оформлять документально. Это в интересах обеих сторон.
Немаловажно разумное оборудование квартиры. Лучше не оставлять лишнюю посуду, стекло, хрупкие декоративные предметы интерьера. Кровать и матрац должны быть прочными, а телевизор лучше прикрепить к стене.
Какие факторы влияют на активность рынка посуточной аренды?
Владимир: Для рынка посуточной аренды характерна территориальная неоднородность и ярко выраженная сезонность. Последняя колеблется в пределах как одной недели, так и года в целом. Если говорить о недельной динамике, то наибольшие спрос и, соответственно, цены на жилье припадают на пятницу-субботу, наименьшие — на понедельник-среду.
Всплеск наблюдается в предпраздничные, праздничные дни, во время проведения фестивалей и крупных мероприятий (выставок, сессий, симпозиумов). В новогодние и рождественские праздники количество бронирований увеличивается во всех без исключения городах. В этот период наиболее востребована недвижимость в Киеве и западных областях Украины.
Для южных районов пиковый сезон — период с мая по сентябрь. Западная Украина популярна в холодное время: наплыв горнолыжников припадает на ноябрь-апрель.
Каких успехов добился сервис "Добово" на рынке посуточной аренды квартир со времени его создания — с 2010 года?
Дмитрий: Dobovo.сom имеет наиболее широкую базу квартир, предлагаемых в посуточную аренду, — более 8600 объектов жилой недвижимости в 73 городах Украины. На сайте размещены объявления от 2585 владельцев. Ежедневно сервис посещают более 10 тыс. человек.
Уникальная система исключает публикацию посторонних отзывов и дополнительно страхует гостей от недобросовестного отношения со стороны владельца. Отзывы могут оставлять только те клиенты, которые арендовали квартиру и проживали в ней в течение указанного при бронировании срока. Процедура публикации отзывов на сайте предусматривает автоматический запрос, высылаемый гостю через два дня после выселения. Сейчас на сайте — свыше 16 тыс. проверенных отзывов о квартирах от реальных гостей.
Для помощи в бронировании функционируют служба поддержки владельцев и in-house колл-центр. Формат in-house подразумевает актуальность и достоверность предоставляемой информации и быстроту реагирования на пожелания и просьбы клиентов со стороны сотрудников сервиса.
С какими трудностями за годы работы сервиса Dobovo.сom вы столкнулись и как их преодолели?
Владимир: Трудности были в каждом году. Но мы сумели вынести из сложных ситуаций самое главное — опыт. Еще при запуске сервиса в 2010-2011 годах основной задачей было завоевать доверие пользователей: и арендодателей, и гостей. Команда "Добово" много и усердно работала, не оставляя без внимания ни единого отзыва и пожелания клиентов. Именно акцент на максимальном удовлетворении потребностей и примирении самых противоречивых пожеланий клиентов как с одной, так и с другой стороны сделали нам имя.
В 2012-м из-за чемпионата по футболу ЕВРО-2012 наблюдались сильные ценовые колебания на рынке. Многие владельцы, рассчитывая получить сверхприбыли, необоснованно поднимали цену, чем отпугивали гостей. Мы внедрили специальный функционал, позволивший отсеивать предложения с неактуальной ценой. Благодаря ему гости, бронировавшие жилье на Dobovo.сom, не пострадали финансово, а владельцы смогли проанализировать рынок и выровнять цены.
Дмитрий: В 2013 году был пик активности владельцев. На сайте появилось много новых арендодателей. Увеличился объем работы по проверке предложений. Нужно было тщательно контролировать их первые сделки.
В 2014-м из-за валютных колебаний владельцы бросились повышать цену, поскольку привыкли привязывать ее к доллару. Но отечественные квартиросъемщики, не выдержав такого уровня цен, начали обращаться к бюджетному сегменту. Владельцам пришлось корректировать стоимость. В этом году ценовые скачки были наиболее значительными за весь период существования "Добово".
В 2015-м появление 3G продиктовало необходимость мобильной версии сайта, поскольку пользователи массово перешли с компьютеров в телефоны. Она уже работает. В процессе внедрения — мобильное приложение для владельцев.
Как кризис и падение курса национальной валюты отразилось на рынке аренды в целом и на работе сервиса в частности?
Владимир: С ростом курса доллара и евро для многих украинских туристов цена отдыха за границей стала неподъемной. Негативную роль сыграло и падение общей покупательной способности. В связи с этим национальные туристы переключились на внутренний туристический рынок, чем способствовали подъему сектора краткосрочной аренды.
Основной неблагоприятный момент в последнее время — нестабильная ситуация на востоке Украины. По этой причине сократился поток иностранных туристов. Люди боялись приезжать в Украину. Внутренний туризм не смог компенсировать отсутствие гостей из-за границы. Сейчас ситуация улучшилась. Иностранцы понемногу возвращаются в Украину. Наметилась отчетливая тенденция роста.
Какой вы видите миссию компании?
Дмитрий: Основная цель Dobovo.сom неизменна с момента создания сервиса. Это — единое пространство для участников рынка краткосрочной аренды жилья: владельцев квартир и гостей. Его основа — особенности локального рыночного сегмента. Путь к выполнению миссии — высококачественный сервис, быстрота и удобство при бронировании жилья для обеих категорий субъектов рынка.
Какие планы по развитию сервиса сейчас реализуете? Какие стратегические цели ставите перед собой ?
Дмитрий: Главная цель — быть лучшими в своей сфере в Украине. Сейчас мы уверенно держим эти позиции. Мы не собираемся выходить за рамки страны и будем развивать внутренний рынок с учетом потребностей клиентов. Наша задача, кроме помощи в бронировании, — сориентировать путешественников на маст-си того или иного региона, интересные события.
Владимир: Мы структурируем посуточную аренду в Украине, делаем этот бизнес цивилизованным. Работа Dobovo.сom базируется на надежности и уверенности владельцев и гостей друг в друге как в партнерах. Мы предоставляем арендодателям постоянный поток гостей, а гостям — проверенное качественное жилье и возможность оценить его на основании непредвзятых независимых отзывов. Наше главное достижение — апологеты сервиса.
