15:34
14.09.2016
Будущее рынка торговой недвижимости – за мега-моллами
С начала 2016 года рынок торговой недвижимости Киева демонстрирует положительную динамику. Вакантность торговых центров постепенно снижается, индекс потребительских настроений растет, на рынок начинают выходить новые бренды.
Новые центры досуга
Положительные изменения происходят не только в связи с улучшением потребительских настроений, ТРЦ становятся новыми центрами досуга, сосредоточением не только торговых брендов, но и зоны развлечений, включающей кинотеатры, аттракционы, боулинг, ледовые арены и ролледромы, кафе и рестораны, детские развлекательно-образовательные центры и прочее.
При этом насыщенность украинской столицы торговыми центрами, по сравнению со столицами стран Восточной Европы, низкая. По данным консалтинговой компании NAI Ukraine, в Варшаве на тысячу жителей приходится около 754 квадратных метров торговых площадей, в Праге – 740, Братиславе – 800, а в Киеве - 411 кв.м. В городе пока нет суперрегиональных ТРЦ, способный предложить качество торговых площадей, в которых нуждаются самые высококлассные мировые бренды. Однако, Lavina Mall способна кардинально поменять ситуацию.
Давая торговым центрам новый шанс в борьбе за покупателя с интернет-магазинами, интертеймент активно теснит розничную торговлю и захватывает все большие площади в ТРЦ. Если сегодня на развлекательную составляющую приходится около 10% площади торгового центра, то уже в ближайшем будущем ее доля увеличится как минимум до 15-20%, а самыми успешными будут моллы с развлекательной составляющей, занимающей до 50% площади. При этом, ряд инвесторов готовы вкладывать в разы больше в зону развлечений, увеличивая ее объем до 50% – лишь для того чтобы создать уникальную зону притяжения покупателей.
Пока что единственным проектом, который вступил на тропу шоппингтейнмента, то есть симбиоза шопинга и развлечений, является ТРЦ Lavina Mall. Мега-молл уже получил акт ввода в эксплуатацию, а на 30 сентября планируется открытие. Этот проект имеет все шансы кардинально изменить ситуацию в ритейле, девелопменте и сфере развлечений. Торговый центр общей площадью до 200 000 м2 (в первой очереди 170 280) станет "первой ласточкой" группы мега-моллов с мощной развлекательной составляющей, введение в эксплуатацию которых планируется в ближайшие несколько лет. А вместе с уже действующими по соседству гипермаркетами Auchan и "Эпицентр", Lavina Mall станет крупнейшим в Украине, и одним из самых больших в Евопе - торговых хабов.
"Интернет меняет торговлю, и в ближайшее время обычные торговые центры перестанут быть интересными. Будущее - за мега-моллами, в которых более 50% площади занимает развлекательная зона. Вы можете купить в интернете все, что угодно, но адреналин связан с физическими ощущениями - они реальны, и нигде, кроме наших развлекательных центров нельзя получить столько удовольствия", - комментирует перспективы мега-моллов инвестор проекта, Вагиф Алиев.
Эпоха мега-моллов
Огромные суперрегиональные торговые центры в мире существуют уже несколько десятилетий. Первый из мега-моллов открылся в 1981 году в Канаде: речь идет о West Edmonton Mall – крупнейшем ТРЦ в Северной Америке. На площади в 570 000 квадратных метров размещаются 800 магазинов, 110 ресторанов, 21 кинотеатр, казино, часовня, а также первый в истории аквапарк в закрытом помещении. Парковка ТРЦ рассчитана на 20 000 автомобилей.
Не менее известным является открывшийся в 1992 году Mall of America в Миннесоте (США) – второй по величине торговый центр страны и одно из самых любимых туристами мест. ТРЦ ежегодно посещают 400 млн человек, из которых 40% составляют туристы. Не последнюю роль в его привлекательности для посетителей играет наличие Nickelodeon Universe - парка развлечений в закрытом помещении, включающего 25 аттракционов.
Если первые мега-моллы открылись в Северной Америке, то крупнейшие на сегодняшний день находятся в Азии – это South China Mall и Golden Resources в Китае, Mall of Asia на Филиппинах и Cevahir Istanbul в Турции. Однако, китайские мега-моллы существенно уступают по популярности своим американским "собратьям", South China Mall и вовсе называют призраком ТРЦ – здесь задействовано всего 1% арендных площадей. Чего не скажешь о сверх популярном Mall of Emirates в Дубаи, открытом в 2005 году и содержащим, помимо торговых площадей, 12-зальный кинотеатр, гостиницу Kempinski Hotel Mall и первый на Ближнем Востоке крытый горнолыжный курорт Ski Dubai на 1500 человек.
От торгово-развлекательных центров – к развлекательно-торговым
Украины мода на мега-моллы с крупными развлекательными комплексами достигла только сейчас, однако темпы реализации концепции впечатляют. После Lavina Mall планируется открытие ТРЦ Blockbuster Mall и Ocean Mall с парками развлечений внутри каждого. В результате, по словам Виталия Бойко, автора концепции Lavina Mall, в Киеве будет создана крупнейшая в Европе сеть крытых парков развлечений.
"В нашей стратегии Киев разделен на 10 районов, в каждом должен быть "центр притяжения" - мега-молл, общей площадью не менее 200 000 квадратных метров. Людям уже не интересно ходить в торговый центр с одним кинотеатром, и такие мега-моллы как Lavina, Ocean Mall, Blockbuster - вне конкуренции. Мы создаем не торгово-развлекательные центры, а развлекательно-торговые" - объясняет конкурентные преимущества мега-моллов Вагиф Алиев.
Развлекательную составляющую Lavina Mall составит 13-зальный кинотеатр "Мультиплекс" и крытый парк развлечений Galaxy, во второй очереди будет запущен аквапарк на 10 000 м2 и детский город профессий. Парк развлечений займет 20 000 квадратных метров и будет включать 20 аттракционов, из которых 7 экстремальные и 13 – семейные. Кроме того, на его территории разместят до 200 игровых аппаратов. В отличие от большинства столичных ТРЦ, где развлекательные центры ориентированы на детей, целевая аудитория Galaxy – молодежь и взрослые. Кроме того, рядом с зоной фуд-кортов оборудован крупнейший в Киеве светомузыкальный фонтан – еще одна "фишка" и центр притяжения в Lavina Mall.
Инвесторы не рассчитывают на высокую окупаемость проекта – цены на билеты в Galaxy, особенно, на начальном этапе работы, будут доступными для среднестатистического украинца. Однако авторы проекта рассчитывают, что развлекательная зона и соседство с Auchan и "Эпицентром" поможет генерировать траффик в ТРЦ, что при удачном подборе арендаторов, соответствующим образом скажется и на его доходности. По оценкам экспертов, Lavina Mall способна стать главным торгово-развлекательным объектом для
3 миллионов человек из ближайших районов Киева и пригорода, а средняя посещаемость ТРЦ планируется на уровне 60-70 тысяч человек в день.
Вполне возможно, что открытие Lavina Mall, запланированное на 30 сентября, спровоцирует перераспределение на рынке торговой недвижимости, когда крупные и средние бренды будут переезжать из окружных и районных ТРЦ в мега-моллы – в расчете на посетителей, привлеченных развлекательной составляющей.


