Пресс-релизы

Устойчивое развитие для украинского бизнеса - единственный верный путь, чтобы сохранить и увеличить продажи в условиях кризиса - европейские эксперты

19 октября 2016 на пресс-конференции, посвященной открытию Международного бизнес форума GREEN MIND в Киеве, международные и европейские эксперты рассказали о преимуществах модели устойчивого развития, на основе которой развиваются успешные экономики в мире.

"Стратегия развития ЕС "Европа 2020" основывается на принципах устойчивого развития 1. Вопрос энергоэффективности, рационального использования ресурсов, предотвращения загрязнения окружающей среды относятся к её приоритетам. За последние 20 лет Советом ЕС и Еврокомиссией принято более 200 директив, постановлений и регламентов, касающихся вопросов окружающей среды.

В процессе реализации стратегии "Европа 2020" институты ЕС продолжают развивать и совершенствовать европейское право, сочетая экологические нормы с добровольными инструментами, присущими модели циркулярной экономики 2, как основы для развития устойчивого потребления и производства.

Так, за последние годы, были обновлены акты права в сфере государственных закупок (о внедрении модели устойчивых (зеленых) закупок), мониторинга окружающей среды, экологической сертификации и маркировки товаров и услуг, оценки воздействия на окружающую среду, поддержки внедрения энергосберегающих технологий и технологий более чистого производства, продвижения продукции с улучшенными экологическими характеристиками.

По последним данным исследования Евробарометра3, 26% европейских производителей предлагают экопродукты и услуги, то есть такие, которые прошли органическую или экологическую сертификацию. А 77% потребителей готовы платить больше за экопродукцию при условии, что они будут уверены в том, что она действительно такова, то есть имеет соответствующую сертификацию и маркировку.

Мировой рынок экопродукции оценивается в 4200 млрд. евро с долей ЕС в размере 21%. Этот рынок растет в годовом исчислении в среднем на 4%, даже в период экономического спада и имеет наибольший потенциал роста числа рабочих мест.

Конкуренция между компаниями на получение доли на этом рынке постоянно растет. Существующий значительный спрос на экопродукты, предлагаемые по конкурентоспособной цене, свидетельствует о высоком нереализованном потенциале на внутреннем рынке ЕС, в том числе на государственные закупки, на которые приходится значительная доля европейского потребления (около 20% от ВВП ЕС)".

Кристина Дороско

Главное управление по охране окружающей среды Еврокомиссии

(Брюссель, Бельгия)

"Практические инструменты, присущие модели устойчивого развития - это программы, направленные на информирование потребителей о преимуществах устойчивого потребления, устойчивые (зеленые) государственные закупки, устойчивое строительство, устойчивый туризм, устойчивый образ жизни и образование, и тому подобное. В Германии в феврале 2016 года, с целью внедрения этих инструментов, было принято национальную программу по устойчивому потреблению. Согласно программе, устойчивое потребление должно развиваться от ниши рынка к лидирующим позициям.

Принцип устойчивого потребления основывается на потреблении продукции с улучшенными экологическими характеристиками на всех этапах жизненного цикла. Метод жизненного цикла предполагает оценку возможных воздействий на состояние окружающей среды и здоровье человека, учитывая показатели безопасности сырья и материалов и готовой продукции в комплексе с показателями загрязнения окружающей среды на этапах производства, транспортировки, утилизации отходов. Именно такой подход предоставляет комплексную оценку.

Одним из важнейших практических инструментов устойчивого потребления является экологическая маркировка. Немецкая программа экомаркировки - старейшая сертификационная система в мире (38 лет), которая позволяет оценить преимущества различных товаров и услуг по их влиянию на состояние окружающей среды и здоровье человека. В настоящее время в Германии действуют 120 экологических стандартов для продуктовых и сервисных групп, которые применяются в качестве критериев при осуществлении экологической сертификации и государственных закупок (критерии технических спецификаций). Эти стандарты являются добровольными, ведь они разрабатываются на основе наилучших доступных технологий. Цель добровольной экологической сертификации - оценить преимущества продукции и предоставить право на применение экомаркировки. В Германии в качестве знака экологической маркировки применяется знак, которой называется "Blue Angel" ("Голубой Ангел"). Этот знак является узнаваемым для более 90% немецких потребителей. На сегодня экологически сертифицированными являются более 13000 наименований продукции 1050 компаний-пользователей, отмеченных знаком "Blue Angel". Движущей силой развития экологической сертификации и маркировки в Германии является постоянно растущий спрос в частном секторе на экопродукцию и устойчивые (зеленые) государственные закупки 4".

Доктор Ульф Джекел

Отдел устойчивого потребления продукции с улучшенными экологическими характеристиками Министерство окружающей среды Германии

(Берлин, Германия)

"Среди сдерживающих факторов, замедляющих зеленую модернизацию промышленного сектора, кроме экономических есть недопонимание бизнес-сообществом преимуществ зеленых преобразований, отсутствие профессиональной информации, незнание возможностей и отсутствие инструментов реального стимулирования таких изменений, несовершенство законодательных регуляторов.

Понимая необходимость перехода украинских предприятий к зеленым методам экономической деятельности одним из основных направлений Стратегии развития Торгово-промышленных палат в Украине на период до 2020 года определены развитие услуг в ТПП Украины, направленных на стимулирование "зеленой", ресурсоэффективной, низкоуглеродной модернизации отечественной экономики и промышленности. Для выполнения задач, поставленных перед ТПП Украины в структуре ТПП Украины создано Управление по вопросам содействия зеленой модернизации экономики и Комитет предпринимателей по вопросам природопользования и охраны окружающей среды при Торгово-промышленной палате Украины.

ТПП Украины выполняет роль аналитического центра, источники информационной и консалтинговую поддержки бизнес-среды, активно помогает процессам зеленой модернизации на всех уровнях. Также ТПП Украины активно сотрудничает с международными организациями и программами. В частности, развивается активное сотрудничество с Проектом ГЭФ / ЮНИДО "Внедрение систем энергоменеджмента на украинских предприятиях", Программой GIZ (Правительства ФРГ) "Содействие зеленой модернизации украинской экономики" другими программами."

Геннадий Чижиков

Торгово-промышленная палата Украины

"В евроинтеграционном процессе каждой страны наступает момент, когда из внешнеполитического вопроса он превращается в ряд конкретных и достаточно сложных задач политики внутренней.

Для Украины такой момент уже наступил, и с тех пор на первый план вышли технические задачи, например имплементация сотен европейских нормативных актов, чтобы правила, по которым функционирует государственный сектор, политика и экономика в Украине, были такими же, как в Европе.

Безусловными приоритетами Украины является модернизация экономики, преодоление технологической отсталости, привлечение иностранных инвестиций и новейших технологий, создание новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, выход на мировые рынки, прежде всего на рынок ЕС.

Европейский выбор Украины открывает новые перспективы сотрудничества с развитыми странами континента, предоставляет возможности экономического развития, укрепления позиций Украины в мировой системе международных отношений. Это - лучший способ реализации национальных интересов.

"Сегодня в мире наблюдается тенденция, когда успешный бизнес выбирает для себя модель устойчивого развития, ведь именно это понятие дает ответ на вопрос производителей: как делать больше и лучше с меньшими затратами. Этого можно достичь, наращивая чистую выгоду от экономической деятельности за счет экономии энергии и ресурсов, уменьшение деградации и загрязнения окружающей среды в течение всего жизненного цикла при одновременном повышении качества жизни.

С другой стороны, весомым стимулом является растущее стремление потребителей выбирать более качественную и экологически чистую продукцию и услуги.

Украинские потребители стали внимательнее читать упаковку, и во многих случаях отдают предпочтение товарам более безопасным для здоровья и окружающей среды. Таковы выводы независимого опроса потребителей, проведенное в 2015 году при поддержке Программы развития ООН в Украине. Национальный знак соответствия известен 15% опрошенных, европейской знак "Органик" - 12%, а украинской знак экологической маркировки "Зеленый журавлик" - 10%. В целом, результаты опроса свидетельствуют о невысокой осведомленность украинских потребителей о значении знаков, указывающих на безопасность и экологические преимущества продукции (от 10 до 15%) по сравнению, например, с немецкими потребителями (более 90%).

При этом результаты украинского опроса свидетельствуют о значительном потенциале наших потребителей выбирать именно экопродукцию 5. 82% опрошенных сознательно готовы выбирать продукцию с улучшенными экологическими характеристиками и готовы платить за нее дороже. Готовы покупать такую продукцию независимо от цены 25% опрошенных, платить на 10% больше средней цены - 29%, на 20% больше - 21%, и на 30% больше - 7%. Не готовы переплачивать за экологически сертифицированную продукцию лишь 18% респондентов.

Такая статистика свидетельствует о необходимости проведения системного информирования потребителей относительно значений знаков маркировки в сочетании с информацией о безопасности и экологических преимуществах продукции, подтвержденной соответствующими сертификатами.

В данный момент 68 национальных производителей успешно сертифицировали свои товары и услуги согласно ISO 14024, которые является добровольными пользователями знака экологической маркировки "Зеленый журавлик". Лидерами по количеству полученных сертификатов остаются предприятия пищевой промышленности, строительной отрасли, производители моющих и косметических средств.

К сожалению, в Украине еще существует практика недобросовестной конкуренции с использованием самодеклараций товаропроизводителей по экологическим преимуществам продукции, иногда замаскированных под название торговой марки или бренда.

Применение экологической и органической маркировки урегулировано в Украине Техническим регламентом по экологической маркировке (Постановление Кабинета Министров Украины от 18.05.2011 № 529) и Законом Украины "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья". Эти акты права запрещают его безосновательное применение, то есть без соответствующей сертификации - экологической или органической.

Нарушители этих актов права должны нести ответственность за введение в заблуждение потребителя и недобросовестную конкуренцию в отношении производителей, которые инвестировали в новые технологии, модернизировали производство, закупают более безопасное и качественное сырье для достижения требований добровольных стандартов, которые будут определять предпочтение такой продукции.

В этом году общественные организации выступили с инициативой проведения общественного мониторинга законности применения субъектами хозяйствования экологических и органических маркировок на украинском рынке. По установленным признакам выявленных нарушений информируется Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Сейчас на рассмотрении в АМКУ находятся более 40 обращений. Работа в этом направлении продолжается.

АМКУ имеет полномочия рассматривать вопрос недобросовестной конкуренции, в отношении рекламы, торговой марки (бренда) в отношении компаний, которые применяют ложные утверждения и вводят в заблуждение потребителя, а также "псевдо" органов сертификации, которые не имеют соответствующей аккредитации и вводят в заблуждение предпринимателей в компетентности предоставления своих услуг по признанию сертификатов. Недобросовестная конкуренция предполагает штрафные санкции в размере до 30% дохода за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф в случае совершения такого нарушения".

Светлана Берзина

Соорганизатор форума GREEN MIND

Всеукраинская общественная организация "Живая планета"

"Экологическая маркировка играет важную роль в замене устаревшей модели потребления на более рациональную - устойчивую. Результатом усилий Глобальной сети экологической маркировки (GEN) 6 является последовательное увеличение участников рынка, которые меняют старые привычки и берут на себя ответственность, демонстрируя это другим.

Наша сеть объединяет 27 многокритериальных систем экологической сертификации и маркировки, которые действуют в соответствии с международным стандартом ISO 14024. Принципы и методы оценки этих систем позволяют идентифицировать экологические характеристики и общие преимущества продукции по её жизненному циклу. Данный вид сертификации имеет целью стимулирование потребительского спроса на экопродукцию путем ее проверки и идентификации (экологической маркировки). Это очень важно, ведь потребность в достоверной информации об экологических характеристиках продукции растет во всем мире. Потребители все больше внимания уделяют экологической маркировке по результатам сертификации и меньше доверяют органам власти, рекламе и самодекларациям производителей. Спрос на экопродукцию стимулирует товаропроизводителей переходить на экологические стандарты, что в свою очередь способствует уменьшению загрязнения окружающей среды, предотвращает климатические изменения и повышает показатели безопасности и качества продукции. Также следует отметить, что на развитие экологической сертификации и маркировки влияют устойчивые (зеленые) государственные закупки и необходимость подтверждения экологических характеристик для поставщиков сырья и материалов. Например, в зеленом строительстве - для поставщиков стройматериалов. Члены Сети взаимодействуют между собой, что предполагает: - развитие программ поддержки; - совместное участие в разработке / пересмотре базовых экологических стандартов на различные категории или сервисные группы (например, услуги гостиниц, ресторанов, предприятий торговли, пр.); - взаимное международное признании результатов оценки между органами экологической сертификации и маркировки. Несмотря на активное развитие рынка экотоваров и услуг в разных странах, регионах и на глобальном уровне, для украинского бизнеса открываются хорошие возможности выхода на зарубежные рынки, позиционируя себя, как продукция с улучшенными характеристиками относительно влияния на состояние окружающей среды и здоровье человека на всех этапах жизненного цикла, что подтверждено экологическим сертификатом согласно ISO 14024. Это позволяет сделать система взаимного признания результатов оценки экопродукции между национальными и региональными системами сертификации, объединенными в глобальную сеть, в которую входит Украина с 2004 года со знаком экологической маркировки "Зеленый журавлик". Это означает, например, что экологические сертификационные системы и маркировки стран Северной Европы "Nordic Swan" ("Северный Лебедь"), которое я представляю, экологическая маркировка в Германии "Blue Angel", европейская маркировка "Ecolabel EU", экологические знаки Америки "Green Seal" ("Зеленая Печать") и Канады, Китая, Австралии, так же, как украинский "Зеленый журавлик" и другие, члены GEN признают результаты оценки между собой." Бьерн-Эрик Лонн Глобальная сеть экомаркировки Программа экомаркировки стран Северной Европы "Nordic Swan" (Осло, Норвегия) ------------------------------------------ 1. Устойчивое развитие (англ. Sustainable development) является провозглашенным ООН стратегическим курсом, который выбрали для себя в 2015 году 192 государств мира, в том числе Украины. Для нашей страны избрание модели устойчивого развития предусматривает экономические и социальные изменения, направленные на экономический рост и обеспечение высоких стандартов качества жизни. Достичь этих изменений возможно благодаря инновационному развитию, модернизации производства и инвестициям, выхода украинских товаропроизводителей на новые рынки сбыта в сочетании с институциональными изменениями. 2. Циркулярная экономика - это модель экономики, направленной на энергосбережение, ресурсосбережение и более чистое производство в сочетании с устойчивым потреблением. 3. Евробарометр (англ. Eurobarometer) - международный проект регулярных опросов общественного мнения, осуществляемый под эгидой Европейской Комиссии. 4. Устойчивые (зеленые) закупки - закупки, которые учитывают экологические критерии, технические спецификации и оценки стоимости жизненного цикла продукции. Определяются Еврокомиссией как более эффективные, рациональные, направленные на защиту окружающей среды и достижение высоких социальных стандартов. 5. Экологически сертифицированная продукция в соответствии с международным стандартом ISO 14024, отмечена экологической маркировкой в соответствии с требованиями Технического регламента по экологической маркировке (Постановление Кабинета Министров Украины от 18.05.2011 № 529). 6. GEN, Global Ecolabelling Network (Глобальная сеть экологической маркировки) - международная ассоциация, которая в настоящее время объединяет 27 систем (региональных и национальных) по экологической сертификации продукции в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14024. Сфера действия членов GEN распространяется на 60 стран мира. Контактное лицо: Галина Бузан info@greenmind.com.ua тел.: +38 (067) 354-72-88

Реклама
Реклама

ПОСЛЕДНЕЕ