Раннее программирование является передовой практикой в мире: что несет в себе эта уникальная тенденция?
Идея изучения программирования младшими школьниками родилась еще в 1960-х, при этом еще пять лет назад ни в одной из стран мира не существовало школьной программы, которая могла гарантировать успешное изучение процесса написания кода, а также программирования на уровне «второй грамотности» ученика. Несмотря на распространение всего,что связано с компьютерами, а также учитывая стремительное развитие темпов прогресса, многие системы образования до сих пор не соответствуют современным потребностям рынка труда. Такая тенденция обусловлена сложностями в процессе охвата любых происходящих изменений и их реализации в виде учебных программ для детей любого возраста. Отсюда вытекает и другая глобальная проблема – постоянно существующий дефицит квалифицированных кадров, которые могут на профессиональном уровне взаимодействовать с компьютерными технологиями на всех уровнях и в любой сфере деятельности.
К настоящему времени процент привлечения школьников к процессам программирования в условиях школьных программ доходит до 40%. Здесь крайне важно увидеть, присутствует ли в стране понимание влияния IT-индустрии на прогресс будущего поколения. Потребность всегда порождается спросом. Число стран, которые изменят учебные программы по ИКТ в сторону получения школьниками навыков программирования и введут этот предмет в школьные планы регионов, увеличивается с каждым годом.
Мировая IT-культура перепрыгнула пропасть между просто высокооплачиваемой нишей деятельности и гарантированным стабильным и обеспеченным будущего детей. Постепенно знание основ программирования трансформируется из желаемых факультативных увлечений в обязательное требование базовой обучающей программы. Этот процесс происходит сейчас в таких странах, как США, Австралия, Китай, Канада, Сингапур и Корея в большей части стран Евросоюза. Опрос ЕС проведенный в 2014 году среди министерств образования 20 стран, показал, что уже тогда программирование изучалось в 12 странах: Великобритания, Кипр, Эстония, Чехия, Литва, Португалия, Дания, Латвия, Италия, Польша, Болгария и Греция. Еще семь стран Европейского Союза намерены ввести предмет в учебные планы этот предмет до 2020 года.
К настоящему моменту 40% школ в США предлагают классы раннего программирования своим учащимся.
В 2018 году власти Китая сделали занятия по программированию обязательными для учеников младших и средних классов.
Министерство образования Сингапура запустило внедрение программы раннего программирования в 2017 году – теперь ученики осваивают этот предмет с первого класса. Дети привыкают нестандартно мыслить, учатся подходить к решению любых задач не шаблонным путем.
В 2018 году в Южной Корее процесс обучения программному обеспечению стал обязательным в рамках национального учебного плана в средних школах. Теперь правительство планирует расширить программу и запустить её в начальных школах к концу 2019 года.
Для обеспечения будущего любой страны и педагогам, и родителям, и выпускникам школ очень важно понять, что программирование формирует базу IT-культуры и является фундаментом IT-рынка. Уже сегодня дать детям доступ к свободному изучению программирования – это шанс сделать из них востребованных специалистов рынка труда, научить соответствовать требованиям, которые всё время меняются. .
Сегодня мир остро нуждается в классных специалистах, а потому следует делать упор на воспитание по-настоящему крутых специалистов, привитие им любви к изучению точных наук, развитие мышления, выходящего за рамки общепринятых стандартов и формирование привычки изучать новое, экспериментировать и каждый день искать пути создания креативных решений.