Как правильно определить ожидаемую стоимость предмета закупки?

Определение ожидаемой стоимости предмета закупки - это важный этап планирования закупок.
На этом этапе у Заказчиков возникает вопрос о методах определения ожидаемой стоимости и этапах ее планирования, ведь на сегодня этот вопрос нормативно не урегулирован.
В частности, Минэкономразвития была разработана и утверждена Методика расчета ожидаемой стоимости предмета закупки согласно Приказу от 18.02.2020 № 275 (далее - Методика), которую Заказчики могут применять для определения ожидаемой стоимости предмета закупки товаров, работ и услуг.
Данная Методика определяет понятие ожидаемой стоимости - это расчетная стоимость предмета закупки на конкретных условиях поставки с указанием информации о включении / не включении в ожидаемой стоимости налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов и сборов.
Также, Методика описывает этапы формирования ожидаемой стоимости, а именно: определение потребности в закупке, формирование технического описания предмета закупки, анализ рынка, определение условий оплаты и поставки предмета закупки и расчета ожидаемой стоимости отдельного предмета закупки.
- Потребности Закупки.
- Техническое описание.
- Анализ рынка.
- Условия оплаты и поставки.
- ОС отдельного предмета закупки.
Кажется, все ясно, но остается еще несколько важных вопросов, на которые ответит Косинова Екатерина - эксперт в публичных закупках.
Как рассчитать ожидаемую стоимость?
Существуют несколько методов расчета ожидаемой стоимости, одним из самых распространенных методов является расчет ожидаемой стоимости товаров / услуг на основании закупочных цен предыдущих закупок.
Система электронных закупок Prozorro имеет открытый доступ к публичным закупкам, что позволяет анализировать не только собственные предварительные закупки идентичного / аналогичного товара / услуг, а и сделки купли-продажи других Заказчиков с учетом индекса инфляции, изменений курсов иностранных валют.
Для анализа нужной информации в системе Prozorro можно воспользоваться поиском на нашем сайте.
Тендеры Прозорро - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ.
В соответствии с Методикой Заказчики могут воспользоваться данной формулой для расчета ожидаемой стоимости:
ОС и = V * Ц м.п. х ki,
где: ОС и -ожидаемая стоимость на основании закупочных цен прошлых периодов;
V -объем товаров / услуг закупаемой продукции;
Цп.п. -цена прошлого периода;
kи -коэффициент индексации.
В случае, когда Заказчик закупает товары, работы и услуги впервые, и не может ориентироваться на свой предыдущий опыт формирования ожидаемой стоимости, он применяет метод сравнения рыночных цен.
Этот метод заключается в ценовом анализе и сборе актуальной информации по рынку товаров, направление запросов коммерческих предложений к компаниям производителей и поставщиков соответствующих товаров / услуг.
Запрос ценовых предложений - документ, письмо-обращение заказчика к участникам рынка с просьбой предоставить свои коммерческие предложения на указанный товар или услугу.
Также можно применить анализ как собственных сделок купли-продажи соответствующего товара, так и других субъектов хозяйствования.
Этот метод рассчитывается по следующей формуле:
ЦОД = (Ц1 + ... + Цк) / К
где: ЦОД -ожидаемая цена за единицу;
Ц1, Цк -цены, полученные из открытых источников информации, приведены к единым условиям;
К -количество цен, полученных из открытых источников информации;
4) определить ожидаемую стоимость, как произведение ожидаемой цены за единицу на количество товара / услуг, рассчитывается по следующей формуле:
ОСмрц = ЦОД * V,
где:
ОСмрц -ожидаемая стоимость, рассчитанная по методу сравнения рыночных цен;
ЦОД -ожидаемая цена за единицу товара / услуги;
V -количество (объем) товара / услуги закупаемой продукции.
Когда нужно определять ожидаемую стоимость предмета закупки?
Определять ожидаемую стоимость предмета закупки анализируя рынок нужно не только на этапе планирования закупок, а также проводить повторный анализ цен при публикации объявления закупки, ведь реалии украинского рынка даже на ближайшие пару месяцев не позволяют точно спрогнозировать динамику цен, не говоря уже о следующем годе.
Какие источники информации можно использовать при расчете ожидаемой стоимости?
Здесь Законодательство не ограничивает Заказчика в выборе источников ценовой информации. Это могут быть например:
- Коммерческие предложения, прайсы производителей и поставщиков соответствующей продукции.
- Торговые площадки, платформы.
- Мировые, региональные биржи.
- Статистические данные официальных служб статистики Украины и стран происхождения товара.
- Информационные данные собственных сделок.
- Публично доступная информация из системы электронных закупок ProZorro.
- Урегулированные цены государством (постановления, приказы, тарифы и т.д.).
Подводя итог данной статьи, следует сказать, что данная Методика носит исключительно рекомендательный характер, и не является обязательной к применению. Заказчик может по своему усмотрению разработать и утвердить собственную методику расчета ожидаемой стоимости предмета закупки на предприятии или обратиться в нашу компанию за консультацией:
Занижение ожидаемой стоимости закупки может приводить к отсутствию интереса к закупке со стороны участников рынка и, как следствие, неуспешности такой закупки. Завышенная ожидаемая стоимость может нивелировать принцип максимальной экономии.
Необходимо постоянно изучать и анализировать рынок. И все это необходимо делать в ограниченные сроки в условиях довольно нестабильного отечественного рынка. Ведь в дальнейшем ответственность за принятые решения об изменениях существенных условий договора (изменение цены за единицу товара не более чем на 10%), ложится на плечи заказчика.
Чтобы избежать рисков неверного определения ожидаемой стоимости и последствий изменений условий договора о закупке обращайтесь к специалистам по публичным закупкам. Помощь в сопровождении публичных закупок.
Эксперты в публичных закупках Консалтинговой компании «Электронные закупки» помогут вам эффективно планировать закупки, определять ожидаемую стоимость без рисков, сопровождать тендер под ключ и успешно заключать договоры о закупках.
За все время существования нашей компании было достигнуто следующих показателей:
- 93% положительных результатов в различных юридических ситуациях;
- Более 2000 побед в тендерах;
- Реальные отзывы от наших клиентов на нашем сайте.
Обращайтесь к команде профессионалов!