Промышленный безвиз - комменатарий депутата Владимира Величко
«Промышленный безвиз» и национальная инфраструктура качества
Украина готовится к подписанию соглашения с ЕС о «промышленном безвизе». Чтобы разобраться, что это за соглашение и что для его подписания необходимо изменить в национальном законодательстве, мы обратились к генеральному директору ГП «Харьковстандартметрология», депутату Владимиру Величко.
— Украина при подписании Соглашения об ассоциации с ЕС обязалась обеспечить полное соответствие системы государственного технического регулирования и рыночного надзора требованиям Европейского Союза, без чего невозможно создание зоны свободной торговли промышленными товарами с ЕС и «промышленный безвиз». Следует знать, что при заключении Соглашения об ассоциации Украины со странами ЕС был определен перечень приоритетности секторов промышленной продукции, в которых будет заключен Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (Соглашение АСАА). Позже она получила неформальное название «соглашение о промышленном безвизе».
— Что нужно сделать, чтобы промышленный безвиз начал действовать?
— Для заключения Соглашения АСАА Украина должна была выполнить несколько требований. Во-первых, привести свое законодательство в полное соответствие европейскому. Во-вторых, принять в качестве национальных европейские гармонизированные стандарты на соответствующие виды продукции. В-третьих, привести в соответствие с европейскими требованиями всю свою национальную инфраструктуру качества: национальный орган стандартизации, национальный орган по аккредитации, метрологические институты, органы оценки соответствия, органы и процедуры рыночного надзора. В-четвертых, отменить все регуляторные режимы, большинство из которых существует еще с противоречащих, постсоветских времен дублирующих или дополнительных к европейским требованиям. Для этого Украина приняла ряд технических регламентов, которые отвечают европейским директивам и содержат обязательные требования по безопасности продукции. Гармонизированы с европейскими государственными стандартами, применяемыми в определенных секторах экономики. Также принято несколько важных законов, касающихся технического регулирования и рыночного надзора, необходимых для снятия технических барьеров в торговле с ЕС.
— Вы сказали, что для заключения соглашения о «промышленном безвизе» Украина обязалась реформировать национальную инфраструктуру качества. Почему она важна и в чем ее роль?
— Роль национальной инфраструктуры качества в Украине может быть определена в следующих пяти сферах. Первая – развитие науки и технологий. Метрология как важнейшая составляющая Национальная инфраструктура качества (НИЯ) характеризуется значительной инфраструктурой, необходимой для проведения измерений и как таковая выступает источником для развития науки и технологий. Вторая – разработка продукта. В развитых странах организации сферы НИЯ, особенно метрологические учреждения, а иногда и органы сертификации продукции, играют важную роль в разработке новых продуктов с точки зрения дизайна, технологий производства, разработки материалов, а также проведения испытаний, требуемых процессом производства. Третья – соответствие продукции. В международной торговле (в рамках ВТО и требований ЕС) существуют правила соответствия экспортных товаров стандартам и техническим регламентам, а НИЯ является основным инструментом демонстрирующим такое соответствие. Четвертая – защита рынка. Добродетельные рыночные отношения и эффективная конкурентная среда являются основными факторами для повышения качества продукции и создания условий для иностранных инвестиций. Пятая – защита потребителей. Измерение и сертификация имеют важное значение для защиты интересов потребителей, особенно в здравоохранении, безопасности и торговле.
Генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология», депутат Владимир Величко