Электромобиль – экономия или иллюзия?
Photo: Chuttersnap on Unsplash
Безусловным преимуществом электромобиля является низкая цена пробега при зарядке авто по тарифу для населения. По подсчетам владельца сервиса автовыкупа в Киеве Carfy Олега Новасова, если человек заряжает свой автомобиль у себя дома по электротарифу для населения, а именно 2,64 грн за киловатт, то при расходе «топлива» 15 кВт энергии на 100 км пробега, один километр пробега электромобиля обойдется владельцу в 40 копеек.
А если человек заряжает этот же автомобиль по «ночному тарифу», тогда километр пробега обойдется вообще в смешные 20 копеек за километр. Следует отметить, что это значительно уменьшает аудиторию потребителей электромобилей. Целевой потребитель такого автомобиля – человек, проживающий в частном секторе и имеющий достаточную мощность электроввода.
Если человек начнет заряжать свою электричку на коммерческих электрозаправках по коммерческому тарифу 14 грн за киловатт, то цена километра пробега вырастет до 2 грн, что уже можно сравнить с ценой пробега авто с двигателем внутреннего сгорания – 4 грн.
Тип авто и заправки | Цена одного километра пробега |
Электромобиль*, который заряжается по ночному тарифу для населения | 20 копеек |
Электромобиль*, который заряжается по обычному тарифу для населения | 40 копеек |
Электромобиль*, который заряжается по коммерческому тарифу електрозаправок | 2 гривны |
Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания** | 4 гривны |
* – в расчетах считался средний расход электричества – 15 кВт на 100 км
** – в расчетах учитывался автомобиль со средним расходом топлива 8 л на 100 км, и ценой одного литра топлива 50 грн.
Итак, электромобиль, на первый взгляд, экономически привлекательный вид транспорта. Это удобный вид транспорта для города. Типичным сценарием его использования является поездка в день по городу до 100 км пробега и зарядка его ночью.
Но в экономической привлекательности, по словам Олега Новасова, есть несколько «но»:
Во-первых, электромобиль гораздо быстрее теряет в цене, чем авто с традиционным двигателем.
В таблице приведены средние цены (в $) на авто разных годов:
Авто | 2022 год | 2020 год | 2018 год | 2016 год | 2014 год | 2012 год |
Nissan Leaf | 25176 | 21461 | 17016 | 11062 | 9531 | 7693 |
Toyota Camry 2.4 | 36100 | 30756 | 25306 | 18396 | 16673 | 14572 |
За 10 лет Nissan Leaf теряет 70% своей стоимости, Toyota Camry всего 60%. Это связано со вторым пунктом нашего "но". Также стоит отметить, что продать электромобиль сложнее, как мы уже говорили выше, у этого сегмента автомобиля достаточно узкая целевая аудитория.
Во-первых, электрическое авто требует замены батареи каждые 7-8 лет или 100-150 тыс. км пробега. Эта процедура не дешевая. Если брать оригинальные батареи от производителя, то цена может быть заоблачной – 10000-15000$ и выше. Поэтому покупают либо б/у батареи, либо пользуются сервисом по переупаковке батареи, но это тоже стоит не дешево – от 4000-5000$.
И если добавить эту стоимость в цену пробега, то цена пробега одного километра уже не кажется столь привлекательной. Конечно, у авто с ДВС тоже есть ремонты, плановые и не плановые, но они достаточно прогнозируемые и на большинство авто не премиум класса стоят на порядок меньше, чем замена батареи в электромобиле.