"Укртелеком" обратился к регулятору из-за введения в Украине "непродуктивных" и "коммерческих" вызовов

Ведущий оператор фиксированной связи АО "Укртелеком" обратился в Национальную комиссию по вопросам регулирования в сферах электронных коммуникаций и почтовой связи (НКЭК) из-за новых Правил предоставления и получения электронных коммуникационных услуг, которые вступили в силу со 2 октября и позволяют блокировать так называемые FlashCall (вызовы, которые, как правило, имеют нулевую продолжительность).
"Новая редакция Правил фактически приводит к увеличению стоимости услуг для всех юридических лиц, которые хотят избежать блокировки своих телефонных номеров, ведь единственным способом это сделать является перевод номеров в категорию "коммерческие". Поэтому даже если и устанавливать "плату за соединение", то размер такой платы должен быть установлен государством", - пояснил суть проблемы агентству "Интерфакс-Украина" заместитель генерального директора "Укртелекома" по коммерческим вопросам Игорь Яремчук.
Согласно информации компании, с декабря 2024 года мобильные операторы начали блокировать номера, которые использовались для аутентификации номера телефона конечного пользователя (т.н. FlashCall), а также помечать их как рискованные или мошеннические. (Речь идет, например, о подтверждении карт лояльности в магазинах, когда клиенту поступает звонок, а он сбрасывает его и сообщает продавцу последние 4 цифры - ИФ-У.)
Операторы прибегают к таким действиям, потому что услуга FlashCalls является альтернативой отправке сообщений в соцсетях, например Viber, или SMS, стоимость которых сейчас примерно составляет 75 коп. без НДС, потому что цена на такие SMS не регулируется и устанавливается мобильными операторами по совместной договоренности самостоятельно. Такие действия мобильных операторов привели к жалобам абонентов в НКЭК и АМКУ по проверке их законности.
Чтобы унормировать вопрос рекламных звонков и FlashCalls, правительство постановлением №761 от 25 июня этого года утвердило новую редакцию Правил предоставления и получения электронных коммуникационных услуг с определением двух типов вызовов: непродуктивные, которые отныне можно заблокировать, и коммерческие, используемые "на основании договора о предоставлении услуг коммерческих вызовов конечным пользователем предоставленного ему ресурса нумерации для инициирования исходящих вызовов с целью распространения рекламы или аутентификации номера телефона конечного пользователя, которого вызываю".
Отталкиваясь от внесенных изменений, мобильные операторы обратились к другим операторам с предложением заключить соответствующие дополнительные соглашения к договорам о взаимосоединении сетей и установить отдельную расчетную таксу за терминацию коммерческих вызовов в размере 50 коп. без НДС, что фактически означает возвращение давно отмененной "платы за соединение".
В то же время Правила прямо запрещают операторам электронных коммуникаций взимать с абонентов плату за вызовы с нулевой продолжительностью, поэтому таксу за терминацию FlashCalls оператор не может "переложить" на своего абонента, и предоставление услуги будет убыточным.
"Укртелеком" добавляет, что новые Правила могут создать риски для бизнеса и государственного сектора. Ведь в категорию "коммерческие вызовы" могут попасть государственные и бюджетные учреждения, которые не занимаются рекламой и не используют FlashCall, но технически их звонки подпадают под признаки блокировки.
Согласно новым Правилам, непродуктивные вызовы - вызовы ..., которые приводят к неэффективному использованию ресурсов электронной коммуникационной сети, негативно влияют на качественные показатели такой сети, осуществляются с одного и того же абонентского номера в направлении одного или более номеров (или сетевых идентификаторов) конечных пользователей независимо от факта установления соединения и предоставления услуг и имеют две или более (из 8) характеристик и признаков.