Телеком

Глава "Киевстар" рассчитывает на небольшой рост в 2023 г. при снижении рентабельности

Президент крупнейшего на рынке оператора мобильной связи "Киевстар" Александр Комаров надеется на рост сектора в 2023 году за счет сохранения спроса на современные услуги связи, эффекта низкой базы и деоккупации, однако этот рост будет относительно небольшим из-за снижения активной базы абонентов и при сокращении рентабельности.

"Основной фактор любого рынка – это его емкость в количестве потребителей. Мы видим ее стабилизацию вокруг уровня примерно "минус" 10% от активной базы, которая была до войны. Территориально мы стабилизировались. Более того, я ожидаю, что будут какие-то деоккупации, и мы сможем расти за счет возвращенных территорий", – сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".

Комаров добавил, что первый квартал 2022 года еще был "более или менее нормальным", однако в последующие месяцы на рынке началось снижение.

"То есть, я думаю, что индустрия из года в год немного исправится во втором, третьем и четвертом кварталах: не только потому, что она растет, но и потому, что базы сравнения существенно упали", – пояснил свои ожидания президент "Киевстара".

Он также отметил, что услуги связи относятся к критическим сервисам для потребителей, и потому спрос на них не эластичен. "Более того, кризис побуждает людей тратить больше на телекоммуникации: люди хотят зарезервировать свою возможность быть на связи. У нас во время блекаутов были невероятные росты новых подключений по всему телеком рынку Украины", – привел пример Комаров.

Президент "Киевстара" также указал на сохраняющийся спрос на более современные услуги связи, назвав ключевым драйвером LTE-услуги, 4G-услуги, которые обеспечивали рынку рост в последние три года до войны на 15% год ежегодно.

"В 2022 году рынок вырос на 5%, тогда как потребление LTE год к году выросло почти на 30% при увеличении базы клиентов услуг LTE только на 4%. То есть, потребление является основным драйвером, который продолжает тянуть этот рынок вверх: людям нужно больше мобильного интернета", – констатировал глава крупнейшего мобильного оператора.

Среди факторов, которые будут негативно влиять на доходы, он указал продолжающееся снижение активной абонентской базы в роуминге из-за затягивания войны. По его словам, оно медленное, потому что сдерживается услугой "роуминг как дома".

Комаров подчеркнул, что, в том числе, из-за этой услуги и целого ряда других факторов у компании существенно выросли расходы, что привело к давлению на прибыль и снижению рентабельности.

"В первом квартале общий доход "Киевстара" в гривне вырос на 6% год к году, тогда как прибыль выросла всего на 1%, а общая доходность снизилась до 59% с 62% в 2022 году", – указал президент компании.

Среди факторов он 0назвал увеличение доли отрицательного либо очень низкомаржинального дохода, как от роуминга, рост расходов на риск, на восстановление, на социальную помощь. В частности, как сообщил Комаров, за 15 месяцев войны "Киевстар" оказал финансовую благотворительную помощь и бонусные сервисы на 1,08 млрд грн.

"Безусловно, это также инфляция: инфляция расходов, инфляция на электроэнергию, инфляция заработных плат и так далее", – добавил глава компании.

Комаров указал, что инвестиции и расходы "Киевстара" в значительной степени осуществляются в валюте, и девальвация гривни привела к тому, что в валюте покупательная или инвестиционная способность снизилась на 8% год к году.

"Как компания, которая интегрирована, с одной стороны, во внутреннее потребление, а, с другой стороны, в закупку оборудования от международных поставщиков, мы должны понять, что довоенная формула среднеиндустриальной доходности не будет работать следующие несколько лет. У нас будет существенное давление на прибыльность", – констатировал глава крупнейшего мобильного оператора.

Он также заявил, что повысить тарифы на связь в таком объеме, чтобы компенсировать рост расходов невозможно.

По его словам, определенные инфляционные элементы закладываются в ценообразование. Помимо того, клиенты следует за своим потреблением, переходя со старых тарифных планов на новые. В среднем таких миграций осуществляется до 100 тысяч в месяц, уточнил Комаров.

Как сообщалось, "Киевстар" в первом квартале 2023 года увеличил гривневую выручку на 6% (в долларах уменьшилась на 17,2%) по сравнению аналогичным периодом 2022 года – до 8,346 млрд грн. Показатель EBITDA вырос на 1% в гривне (в долларах уменьшился на 21,2%) к аналогичному прошлогоднему периоду – до 4,921 млрд грн.

Абонентская база в первом квартале 2023 года составила 24,3 млн, на 6,7% меньше, чем годом ранее, в то же время число пользователей 4G за год увеличилось на 4,2%, или 600 тыс. – до 13,3 млн, и проникновение 4G в абонентской базе достигло 54,6%.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ