Уроки дружбы. На что стоит обратить внимание, если ваш ребенок 1 сентября не сядет за школьную парту
Сергей Чубуков, председатель наблюдательного совета благотворительного фонда "Мирное Nebo Харькова"
1 сентября тысячи украинских детей придут на школьные линейки, послушают торжественные речи и разойдутся по классам. А тысячи – включат ноутбуки и подключатся к платформе онлайн-обучения. В частности, в моем родном Харькове.
О том, что отсутствие физического контакта с учителем формирует образовательный разрыв, уже сказано много. Я хочу обратить внимание на другую проблему.
Максиму из Харькова было больше 3 лет, но он совсем не разговаривал. Да и не очень хотел ходить куда-то, где нужно разговаривать.
Его земляк Костя встретил полномасштабное вторжение в возрасте 4 лет. И за первые два года войны не просто потерял желание общаться, но даже стал бояться разговоров: когда видел много людей – не отпускал мамину руку.
Мирон из Изюмского района отказывался общаться, даже находясь в эвакуации в относительно спокойной Виннице. Мальчик был замкнутым, "забитым".
Это лишь три примера очень опасного явления под названием десоциализация. Ковид и война создали целое поколение детей, которые более 5 лет почти не ходили в школу. А если ребенку из Харькова сейчас 5-6 лет, с высокой вероятностью он не видел детского сада ни разу в жизни. Его мир – квартира, гаджеты, мама.
Когда такие дети попадают в комнату, где присутствуют 10-20 их сверстников – они просто не знают, что с этим делать! Они никогда с таким не сталкивались. Конечно, первая реакция – страх, отчуждение, желание закрыться или даже убежать.
Проблема в том, что обнаружить такую проблему не всегда легко. Дома, с родителями, ребенок может выглядеть вполне нормально: общаться, интересоваться, смеяться. Симптомы проявляются, когда ребенок наконец попадает в социум.
Именно поэтому я призываю родителей "онлайн-школьников" искать возможности для социализации своих детей. Одна из таких возможностей – хабы психосоциальной поддержки. Их открывают благотворительные организации, как правило, с помощью международных доноров.
В частности, у нашего фонда работает 5 таких хабов в Харьковской области. Они оборудованы в подвальных помещениях, поэтому не зависят от воздушных тревог. Хабы ориентированы не на наверстывание школьной программы, а прежде всего на социализацию. Мы называем это – "вернуть детство".
Уже упомянутые Максим, Костя и Мирон получили помощь именно в хабах. Это было нелегкой задачей: десоциализированные дети почти никогда не включаются в коммуникацию "с полуоборота". Результат достигался благодаря настойчивой работе психологов, логопедов, фасилитаторов (педагогов-организаторов). Затем – арт-терапия, настольные и подвижные игры, уроки в игровой форме.
Бывали случаи, когда ребенку разрешали "подглядывать" за занятиями в классе, но самому не участвовать в них. Со временем он начинал привыкать к присутствию сверстников, а когда любопытство брало верх – постепенно присоединялся к играм и мастер-классам.
Таких детей приходилось обучать предметам, которых нет в школьной программе. Например – дружбе. Ведь ребенок, замкнутый в кругу семьи, по определению не может научиться дружить со сверстниками – он просто их не видит!
Туда, где нет хабов, могут выезжать мобильные бригады психосоциальной поддержки. В такую бригаду входят: психолог, социальный работник и логопед. Участники бригады оказывают психологическую помощь, проводят тренинги и арт-терапию, предоставляют индивидуальные консультации – как детям, так и их родителям.
Если вы хотите встретиться с такой бригадой, следите за соцсетями благотворительных организаций. А также сообщайте руководству вашей общины о вашем запросе – визиты мобильных бригад зависят в том числе от активности местных властей.
Я желаю всем украинским родителям мирного неба. И искренне надеюсь, что 1 сентября следующего года мои советы потеряют актуальность. Но к мирной жизни нужно готовить ребенка уже сейчас.