Образование: инвестиции или сокращение?
Михаил Цимбалюк, народный депутат Украины, ВО "Батькивщина", первый заместитель председателя Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов
В проекте Государственного бюджета на 2026 год расходы на образование вырастут до 285 млрд грн. Это на 47% больше, чем в 2025 году. Основные ресурсы направят на повышение оплаты труда педагогов и поддержку школьников и студентов.
Средняя зарплата учителей увеличится на 50% в два этапа: с 1 января – на 30%, а с 1 сентября – еще на 20%. Впервые с 1 октября все учащиеся 1–11 классов (примерно 4,4 миллиона детей) будут получать бесплатное питание. Но здесь возникает вопрос – почему именно с октября, а не с начала 2026 года?.. С сентября также удвоятся стипендии для более чем 163 тысяч студентов – логично, но почему именно с сентября?
Эти шаги, безусловно, важны. Однако возникает вопрос: смогут ли они реально сократить пропасть между городской и сельской школой?
Недавно советница министра образования и науки подчеркнула, что выпускники сельских школ значительно реже получают высокие результаты на независимом мультимедийном тесте, чем их сверстники из городов. И дело тут не в способностях детей.
Причины очевидны. В городах бюджеты общин позволяют доплачивать учителям, инвестировать в современные кабинеты, оборудование и кружки. В селах же учитель часто вынужден выживать – искать подработку, вести хозяйство, совмещать несколько функций одновременно. В таких условиях трудно говорить о высоком качестве обучения.
Но эти результаты должны стать сигналом для поддержки сельского учителя, а не аргументом для закрытия сельских школ. Ведь закрывая школу, мы лишаем детей шанса на будущее, а поддерживая учителя – даем общине шанс на развитие.
Именно поэтому вызывают тревогу два зарегистрированных в Верховной Раде законопроекта о формировании сети лицеев – №13120 и альтернативный №13120-1 (авторства моих коллег–народных депутатов из образовательного комитета). Оба они предлагают установить жесткие требования к количеству учеников в старшей школе учебного заведения (в заведении минимум 288 учеников), формируя таким образом систему лицеев. Самое опасное то, что школы, не соответствующие этим "нормам", не будут получать финансирование из госбюджета.
Для сельских общин это означает фактическую ликвидацию сотен школ. Ведь собрать необходимое количество учеников в маленьком селе физически невозможно, а транспортная доступность во многих общинах отсутствует. В результате детей будут отвозить в "опорные" школы за десятки километров от дома. В итоге получится, что в районе будет одна-две школы, где можно будет получить среднее образование.
Более того, местным советам до 1 сентября предлагалось сформировать планы сети лицеев. Если они этого не сделают, право принимать решения переходит к Кабмину и Минобразования. То есть будущее конкретных школ будет решаться централизованно, без учета особенностей каждой общины.
Сельская школа – это не только учебное заведение, но и культурный, и социальный центр. Ее закрытие ведет к оттоку молодых семей, обезлюживанию территорий и еще большей образовательной неравенстве.
Государство сегодня делает важный шаг, повышая зарплаты учителям и усиливая социальную поддержку школьников и студентов. Но этот шаг не должен сводиться на нет из-за реформ, которые разрушают сельское образование.
Будущее детей не может измеряться лишь цифрами в финансовых отчетах. Оно должно строиться на равном доступе к качественному образованию – независимо от того, где родился ребенок: в столице или в самом отдаленном селе.