Интерфакс-Украина
15:22 14.10.2024

Ассоциации металлургов, химиков, производителей стройматериалов и горнодобытчиков просят мораторий на ж/д тарифы

4 мин читать

Обеспечить введение моратория на повышение грузовых железнодорожных тарифов до отмены военного положения и на период не менее двух лет после окончания боевых действий просят объединение "Укрметаллургпром", Союз химиков Украины, Национальная ассоциация добывающей промышленности Украины, Украинская ассоциация производителей ферросплавов и другой электрометаллургической продукции "УкрФА" и Всеукраинский союз производителей стройматериалов.

"С целью сохранения индустриального комплекса и во избежание негативных последствий для экономики и обороноспособности Украины, считаем, что тарифная политика государственных монополий должна быть направлена на сокращение финансового давления на реальное производство и быть основой для его восстановления", – аргументируют они свою просьбу в письме президенту Владимиру Зеленскому, премьеру Денису Шмыгалю, вице-премьерам Юлии Свириденко и Алексею Кулебе и министру финансов Сергею Марченко.

Более того, согласно копии письма от 10 октября, переданной агентству в понедельник, авторы обращения просят снизить грузовые тарифы в 2025 году на 15%. По их мнению, этого можно было бы достичь за счет налаживания работы по поддержке и развитию грузовой базы "Укрзализныци", оптимизации ее расходов и повышению эффективности использования активов государственного монополиста, в том числе за счет передачи убыточных активов Фонду госимущества или их списания.

В письме указывается, что в Украине железнодорожный транспорт обеспечивает почти 82% грузовых и 36% пассажирских перевозок. Его авторы отметили, что за 2021 и 2022 годы тарифы на транспортировку угля, руды и известняка выросли на 140%, металла – на 70%, удобрений – на 70%, зерна – на 96%, а пустых вагонов из-под угля – на 158%, тогда как ожидаемый убыток от пассажирских перевозок в 2024 году составит 20 млрд грн.

Согласно обращению, "Укрзализныця" инициирует повышение стоимости транспортировки железной руды и угля на 19%, кокса – на 12%, а зерна – на 11%. По мнению авторов обращения, такой шаг кросс-субсидирования в долгосрочной перспективе не позволит решить проблему убыточности, а необходимо сосредоточиться на реформировании собственной структуры "Укрзализныци" и поиске внутренних ресурсов. В подтверждение своего мнения о возможности прибыльной работы госкомпании они приводят прибыль "Укрзализныци" 5 млрд грн за 2023 год за счет повышения тарифов в 2022 году и роста объемов перевозок на фоне возобновления работы морского коридора.

В письме отмечается, что высокие логистические затраты делают украинскую продукцию неконкурентоспособной на международном рынке.

"Ситуация в горно-металлургическом комплексе складывается таким образом, что железорудные предприятия на конец первого полугодия были загружены на 55% довоенного уровня, а металлургические предприятия на 65%. Ферросплавные предприятия, которые до войны имели значительную долю экспорта и обеспечивали валютные поступления в страну, сейчас работают почти в убыток", – констатируется в документе.

Согласно ему, в химической отрасли фактически все основные сектора в экспорте снизились или "обнулились" по некоторым товарным позициям, значимым в 2022 году и предыдущие годы (этилацетат, пигментный диоксид титана, полиэфирные смолы, азотные удобрения и др.). Уточняется, что экспорт азотных удобрений в январе-августе 2024 года составил всего 21 тыс. тонн, почти отсутствует экспорт первичных пластмасс.

Что касается добывающей промышленности, то в 2023 году, как указывается в обращении, объемы железнодорожных перевозок марганцевой руды сократились на 13,2%, каменного угля – на 11,2%, коксующегося угля – на 38%, нефти – на 22%, известняковой продукции – на 31%, горно-металлургической – на 10,6%.

В качестве примера возможных дополнительных доходов "Укрзализныци" авторы обращения называют продажу металлолома, которая отсутствует с сентября 2023 года.

"Предложение "Укрзализныци" об установлении единого среднего тарифа для всех, который покроет все возможные и невозможные затраты, в том числе смежных убыточных сегментов деятельности, независимо от технологии перевозки каждой отдельной партии грузов, с одной стороны приведет к уничтожению экономического потенциала отраслей, бюджетообразующих для "Укрзализныци" (агро, ГМК, строительство) и базовых для всей экономики Украины, а с другой стороны сделает УЗ хронически неконкурентоспособной по сравнению с автомобильным транспортом и другими видами перевозок", – указано в обращении.

Отраслевые ассоциации Украины также напоминают, что много раз выступали с инициативой создания независимого регулятора – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ) по типу НКРЭКУ – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Как сообщалось, ряд отраслевых ассоциаций "Укрзализныци" последние несколько месяцев активно выступают против ее инициатив об унификации тарифа, которые приведут к повышению тарифов на их грузы, считая такое повышение необоснованным.

Глава правления "Укрзализныци" Евгений Лященко на минувшей неделе подал в отставку, в ближайшее время ожидается назначение нового главы правления. Помимо того до недавнего времени отсутствовало руководство Минвосстановления, которое должно согласовать такое изменение тарифов.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

"Укрэнерго" и Секретариат ЕС разработают механизм снижения рисков для аукционов по предоставлению допуслуг - меморандум с URC-2025

Курс биткойна достиг нового рекорда, превысив $118 тыс.

Министр финансов США призвал МФО сотрудничать с Американско-Украинским инвестфондом восстановления

Американцам нужно $839 тыс. для финансового комфорта - опрос

ЕИБ предоставит Укргазбанку кредиты на сумму EUR120 млн для поддержки МСП и реализации энергопроектов

"Энергоатом" и Westinghouse на URC финализировали договоренности о производстве в Украине ядерного топлива по американской технологии

ЕИБ предоставит Ощадбанку кредит на EUR50 млн для энергопроектов

ЕИБ расширил грантовые программы для укрепления энергетической устойчивости общин общим бюджетом около EUR40 млн

ЕС предоставил новый пакет поддержки Украины в EUR600 млн

Украине после пересмотра квот на поставки пшеницы в ЕС нужно найти новые рынки для 3,2 млн тонн, помочь могло бы ЕКА - мнение

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА