Экономика

Facebook планирует IPO по цене $28-35, сумма сделки может составить $13,6 млрд, капитализация - $96 млрд

Социальная сеть Facebook Inc. провела прайсинг намеченного на 18 мая IPO, определив цену размещения в диапазоне $28-35 за акцию, сумма, которую компания рассчитывает привлечь от продажи 337,4 млн акций, составляет $10,9-13,6 млрд, а капитализация по итогам размещения может достичь $77-96 млрд, пишет газета The Wall Street Journal.

Оценка на этом уровне станет рекордной за всю историю IPO в США. Для сравнения: интернет-гигант Google в ходе IPO в 2004 году был оценен всего в $23 млрд.

В настоящее время рекорд оценки капитализации компании по итогам первичного размещения акций принадлежит United Parcel Service, в ходе IPO в 1999 году компания была оценена в $60,2 млрд.

Рекордсменом по привлечению средств в ходе IPO является Visa Inc., которая в 2008 году привлекла $19,7 млрд, второе место занимает General Motors Co., получивший два года назад $18,1 млрд.

Доля основателя Facebook Марка Цукерберга в компании может быть оценена в $18,7 млрд. М.Цукерберг планирует продать в ходе IPO 30,2 млн акций на общую сумму около $1 млрд. После IPO Facebook ее основатель будет контролировать 57,3% голосующих акций. В целом, около половины всех выставляемых на продажу акций в настоящее время принадлежат основателям, сотрудникам и инвесторам.

В частности, Goldman Sachs намерен продать порядка 13,2 млн акций, стоимость пакета может составить около $460 млн.

У аналитиков, разумеется, есть сомнения относительно того, заслуживает ли компания такой оценки: хотя количество постоянных пользователей перевалило за 900 млн, а выручка в минувшем квартале выросла на 45% относительно января-марта 2011 года, по сравнению с октябрем-декабрем показатель сократился на 6%, что косвенно указывает на достижение определенного потолка в развитии.

Одной из сложнейших задач для Facebook будет убедить инвесторов в том, что реклама, которую соцсеть размещает на своих страницах, действительно повышает продажи товаров и услуг. Кроме того, Facebook пока слабо представлен на рынке рекламы на мобильных устройствах, где лидерство принадлежит Google, а также с трудом проникает на китайский рынок.

Вместе с тем, оптимисты, полагающие, что у Facebook все еще есть огромные перспектив роста, считают, что акции компании были недооценены в ходе прайсинга, указывая на то, что на частных торговых площадках сделки с бумагами Facebook проходят по значительно более высоким ценам. Так, например, в ходе последней сделки на SharesPost акции компании были оценены в $44 за штуку.

Некоторые аналитики полагают, что даже IPO, проведенное по верхней границе диапазона, не отразит реальную стоимость компании, которая составляет порядка $200 млрд.

Впрочем, большинство склонны оценивать перспективы компании много скромнее: в частности, аналитик BIA Kelsey Джед Уильямс считает, что для поддержания капитализации на нынешнем уровне компании нужно ежегодно увеличивать выручку в среднем ан 41% в течение ближайших пяти лет.

Аналитики Рик Саммер из компании Morgenstar полагает, что оценка компании даже на уровне $77 млрд предполагает увеличение ежегодной выручки до $40 млрд в ближайшие 6-7 лет при сохранении рентабельности на текущем уровне. По итогам 2011 года выручка Facebook составила $3,7 млрд, при рентабельности по валовой выручке на уровне 27%.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ