Соглашение с США - предохранитель от коррупции и шанс на реиндустриализацию Украины - экс-руководители "Нафтогаза" и Госгеонедр

Права американской стороны на приобретение украинских лицензий на разработку недр и покупку продукции, которая производится в рамках этих лицензий, указанные в соглашении об ископаемых между Украиной и США, являются серьезным предохранителем от коррупции, считает экс-глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев.
"На юридическом языке это называется - право первого отказа. Работает оно так: если мы хотим продать лицензию за какую-то цену, американцы всегда имеют право купить ее именно по такой цене", - написал он на фейсбуке.
Как считает Коболев, указанное право американской стороны является серьезным предохранителем, которого раньше не хватало Украине для того, чтобы не раздавать лицензии на добычу полезных ископаемых компаниям-"ноунеймам".
По его мнению, если взглянуть на уже выданные в Украине лицензии, то быстро можно понять, что большинство из них являются "спящими". "То есть вместо того, чтобы разрабатывать украинские недра, создавать рабочие места, платить налоги в бюджет, люди, которые получили эти лицензии, в течение многих лет бегают по миру, пытаясь их продать", - пояснил экс-глава "Нафтогаза".
По его мнению, соглашение с США между прочим создает новый стандарт между нашим государством и международным инвестором.
"Иностранцы были пока не в восторге от украинского законодательства (...) Соглашение о недрах создает новый стандарт, который будет защищать интересы инвестора. Это чрезвычайно важный аспект для того, чтобы к нам приходили крупные компании", - считает Коболев.
В свою очередь экс-глава Государственной службы геологии и недр Украины (Госгеонедра) Роман Опимах считает, что редкоземельные металлы являются шансом на реиндустриализацию Украины.
"Квантовый скачок приближается, требуя надежного энергоснабжения и более мощных микрочипов. Чтобы удовлетворить этот растущий спрос, разработка критических ископаемых играет ключевую роль", - написал он на фейсбук-странице.
По информации Опимаха, Украина сейчас владеет более 30 месторождениями с утвержденными запасами стратегических минералов и сотнями перспективных рудопроявлений, которые готовы стать объектами инвестирования (несколько из них находятся на временно оккупированной территории). Кроме того, в управлении у государства находится ряд важных индустриальных активов, где исторически производился металлический титан, алюминий, кремний, германий и галлий.
Первоочередным перспективным направлением сотрудничества является также разработка нефтегазовых залежей украинского шельфа Черного моря, которыми в свое время интересовались ExxonMobil и ENI, и нетрадиционные углеводородные запасы на востоке и западе страны, где работали международные компании Shell и Chevron в 2013 годах.
Как считает экс-глава Госгеонедр, Украина в рамках выполнения соглашения должна обеспечить свободный доступ к геологической информации о запасах критических минералов, упростить и гарантировать землеотвод для недропользователей, а также внедрить привлекательные финансово-экономические стимулы развития сектора обогащения и повторной переработки стратегических минералов.
Опимах напомнил, что совместный фонд по восстановлению Украины, создание которого предусматривает соглашение, будет иметь приоритетное право на первоочередное инвестирование в горнодобывающие проекты и приобретение добытой продукции. Он будет получать 50% дохода от налоговой ренты с разработки новых участков и продажи лицензий на 57 полезных ископаемых будущих участков недр, с использованием связанных инфраструктурных объектов.
Как сообщалось, Украина и США 30 апреля заключили рамочное соглашение об экономическом партнерстве. Его подписали первый вице-премьер - министр экономики Юлия Свириденко и министр финансов США Скотт Бессент. В нем говорилось о создании инвестиционного фонда восстановления США-Украина.
Недавно премьер-министр Украины Денис Шмыгаль выразил ожидания, что Верховная Рада ратифицирует подписанное соглашение до 8 мая. "Технические" соглашения пока не подписаны и не опубликованы.