Использование бензина с 5% биоэтанола пока обходится без проблем, за исключением курьезных ситуаций - эксперт
Добавление с 1 мая 5% биоэтанола (Е5) к бензинам с октановым числом менее 98 не принесло каких-либо проблем для сетей АЗК и автовладельцев, за исключением курьезной ситуации с повышенным спросом на викооктановые бензины А-98 и А-100, вследствие чего ощущался его дефицит, сообщил директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
"Никаких особых проблем добавление 5% биоэтанола не вызвало. Думаю, прежде всего благодаря тому, что рынок, по крайней мере, цивилизованная его часть, успел подготовиться. Нормально программа стартовала. Опасения были, но они не оправдались. Впрочем, нужно один-два месяца, чтобы сделать окончательные выводы", - сказал он во время брифинга в Медиа-центре Украины в Киеве во вторник.
По его словам, отсутствие информации о каких-то проблемах от самих АЗК еще можно объяснить тем, что они "не хотят выносить сор из избы". Но, по мнению Куюна, большим индикатором являются соцсети, а в них никаких особых нареканий не наблюдается.
Курьезной ситуацией он назвал повышенный спрос со стороны водителей, которые опасались заливать "алкогольный" бензин, на освобожденные от биоэтанола бензины А-98 и А-100, что привело к их временному дефициту на АЗК. Куюн пояснил, что этот "экзотический" высокооктановый бензин рассчитан на определенные авто, плохо хранится, поэтому его возят малыми партиями.
Он добавил, что 5% биоэтанола, которым фактически заменяют неэкологические добавки для повышения эффективности топлива, не угрожает работе двигателя, а все зависит от технологической культуры, как сети подготовили инфраструктуру.
Для сравнения он привел пример уже многолетней продажи одной из сетей (БРСМ - ЭР) спиртового бензина с гораздо большим содержанием спирта - Е30 и выше, отметив, что такое альтернативное топливо не очень популярно, но на него все равно сохраняется спрос.
Как сообщалось, обязательное добавление к бензинам с октановым числом менее 98 с 1 мая предусмотрено законом №3769-IX от 4 июня 2024 года (за исключением топлива для нужд Минобороны, Госрезерва и для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов).
Владелец и гендиректор группы компаний "Параллель" Александр Дубинин (сеть АЗК Parallel) в блиц-интервью "Энергореформе" отметил, что большая часть товарного бензина с биоэтанолом будет поставляться уже готовой продукцией с европейских НПЗ, а украинская инфраструктура пока для этого недостаточно развита.
В свою очередь СЕО группы компаний "OKKO" Василий Даниляк в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" заверил, что никакого коллапса на АЗС с 1 мая в связи с требованием добавления 5% биоэтанола к бензинам не будет. Он также указал, что сначала АЗК будут завозить готовый нефтепродукт с биоэтанолом, а затем, "шаг за шагом, все операторы будут сами это делать".
По мнению Сергея Куюна, водителям необходимо воздержаться от заправки своих авто на АЗК с откровенно демпинговыми ценами и на так называемых "бочках", поскольку есть сомнения относительно обеспечения качества топлива Е5. Эксперт пояснил, что из-за гигроскопичности биоэтанола, что со временем может привести к расслоению топлива на спирт, воду и низкооктановый бензин, надо зачистить резервуары на нефтебазах и АЗС, бензовозы, а также в дальнейшем постоянно мониторить, используя специальные маркеры воды.
"В крупных сетях эта работа продолжалась последний месяц минимум. Созданы штабы оперативного регулирования на различные ситуации. То есть без внимания ни один вопрос не останется. Честно, не знаю, что делают так называемые эконом-сети и другие периферийные игроки", - отметил директор А-95.
АЗК на 1 мая сохранили и продолжают сохранять цену на топливо. Бензин с добавлением 5% биоэтанола в чеках маркируется Е5.